Слово Эфраимсона

В мире
№2 (821)

 

После московского митинга протеста 24 декабря, когда на всю страну прозвучало то, что раньше вслух не произносилось, американский друг, эмигрировавший в 1974 году, прислал мне письмо.

“Понимаю, что Россия  давно уже другая, и параллели с 1985 годом неправомерны, просто глупы. Но что-то такое носится в воздухе, мне кажется. Или – только в моем воображении? Например, вспоминается выступление Владимира Павловича Эфраимсона в Политехническом музее в декабре 1985 года. Ведь тогда никто ничего подобного даже представить себе не мог. Или я ошибаюсь, время стерло четкие границы, и уже мог?”

Не мог. Я хорошо помню декабрь 1985 года. И потому, для более полного представления о поступке Эфраимсона, приведу некоторые примеры, приметы, детали. Для сопоставления. 

Владимир Павлович Эфраимсон (1908 – 1989) – известный ученый, генетик. Во всех справочниках можно о нем прочитать. А также о том, что был он человеком неукротимым, непримиримым, отчаянно смелым. Когда его допрашивали в НКВД на Лубянке, когда следователь пытался его запугать, кричал: “Да знаете, где вы находитесь!”, он иронизировал, отвечал: “Знаю. Я - дома, а вы...”

Дело в том, что он родился в 1908 году как раз в этом доме на Лубянке, где было страховое общество “Россия”, его отец - банковский служащий...

В 1929 году, когда уже началась травля ученых, когда в МГУ, ректором которого был Вышинский клеймили выдающегося русского биолога генетика Сергея Сергеевича Четверикова, студент биологического факультета Эфраимсон один-единственный выступил в защиту учителя. И был исключен из университета. А затем, в 1932-м, арестован. 

После отсидки, после войны, фронта он написал доклад против учения Лысенко и передал его в отдел науки ЦК КПСС. В 1949 году его снова арестовали, отправили в лагеря Казахстана - до 1955 года. Выйдя на свободу, продолжил борьбу с лысенковщиной. 

Вот такой человек пришел в декабре 1985 года в Политехнический музей – на просмотр фильма “Звезда Вавилова”. Как в те времена называлось – на “закрытый просмотр”.

Cудьба Николая Вавилова известна ныне всем. Тогда же знали, что его репрессировали. О подробностях ходили глухие слухи. В 1966 году, на закате хрущевской оттепели, в СССР было два литературных журнала, особо почитаемых в кругах либеральной интеллигенции. “Новый мир” – во главе с Александром Твардовским, и казахстанский “Простор” – во главе с Иваном Шуховым. В “Просторе” вышла повесть Марка Поповского “Тысяча дней академика Николая Вавилова”. Юрий Герман писал из Ленинграда в Алма-Ату, Ивану Шухову: “Два номера Вашего “Простора” пользуются в Ленинграде необыкновенным, истерическим успехом... 

Получил два номера на одну ночь - с 11 часов вечера до 10 часов утра... “. 

Между тем, если судить по нынешним временам, сказано там было немного. Вот как вспоминал сам Марк Поповский: “В повести этой... ни слова не было о тюрьме и следствии. Речь шла лишь о трех годах жизни Николая Вавилова перед арестом - 1937-1940. Но кое-какие детали будущей трагедии там уже проглядывали”.

Фильм “Звезда Вавилова” создавался в 1984 году, когда о хрущевской оттепели остались далекие воспоминания. Но, тем не менее, авторы сказали, что могли.

После просмотра на сцену Политехнического выходили ученые и говорили... В завуалированных, осторожных выражениях: “трагическая судьба”, “большая несправедливость” и т. п. 

Когда обсуждение завершилось, поднялся Владимир Павлович Эфраимсон: 
 
“Я пришел сюда, чтобы сказать правду... Я не обвиняю ни авторов фильма, ни тех, кто говорил сейчас передо мной. Но этот фильм – неправда. Вернее – еще хуже. Это – полуправда. 

В фильме не сказано..., что Вавилов – не трагический случай в нашей истории. Вавилов – это одна из многих десятков миллионов жертв самой подлой, самой бессовестной, самой жестокой системы... Системы, которая уничтожила, по самым мягким подсчетам, пятьдесят, а скорее – семьдесят миллионов ни в чем не повинных людей. И система эта – сталинизм. Система эта – социализм. 

Социализм, который безраздельно властвовал в нашей стране, и который и по сей день не обвинен в своих преступлениях... 
Я не обвиняю авторов фильма в том, что они не смогли сказать правду о гибели Вавилова. Они скромно сказали – погиб в Саратовской тюрьме. Он не погиб. Он – сдох! Сдох, как собака. Сдох он от пеллагры – это такая болезнь, которая вызывается абсолютным, запредельным истощением... 

Великий ученый, гений мирового ранга, гордость отечественной науки, академик Николай Иванович Вавилов сдох, как собака, в саратовской тюрьме. И надо, чтобы все, кто собрался здесь, знали и помнили это... 

Я – старый человек. Я перенес два инфаркта. Я более двадцати лет провел в лагерях, ссылке, на фронте. Я, может быть, завтра умру. Умру – и кроме меня вам, может быть, никто и никогда не скажет правды. А правда заключается в том, что вряд ли среди вас, сидящих в этом зале, найдется двое-трое людей, которые, оказавшись в застенках КГБ, подвергнувшись тем бесчеловечным и диким издевательствам, которым подвергались миллионы наших соотечественников, и продолжают подвергаться по сей день лучшие люди нашей страны, – вряд ли найдется среди вас хоть два человека, которые не сломались бы, не отказались бы от любых своих мыслей, не отреклись бы от любых своих убеждений. 

Страх, который сковал людей – это... страх реальной опасности. И вы должны это понимать. До тех пор, пока страной правит номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ, пока на наших глазах в тюрьмы и лагеря бросают людей за то, что они осмелились сказать слово правды, за то, что они осмелились сохранить хоть малые крохи своего достоинства, до тех пор, пока не будут названы поименно виновники этого страха, – вы не можете, вы не должны спать спокойно. 

Над каждым из вас и над вашими детьми висит этот страх. И не говорите мне, что вы не боитесь. Даже я боюсь сейчас, хотя моя жизнь прожита. И боюсь я не смерти, а физической боли, физических мучений. 

Палачи, которые правили нашей страной, – не наказаны. И до тех пор, пока за собачью смерть Вавилова, за собачью смерть миллионов узников, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни одного из палачей – никто из нас не застрахован от повторения пройденного. 

Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отвечающие за каждый свой поступок, за каждое свое слово – наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру. 
Я призываю вас – помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!”
 
Мой американский друг спрашивает: почему слово Эфраимсона тогда не стало бомбой, не распространилось в списках, почему о нем почти никто и не знал? 

Потому что даже СЛУШАТЬ, что советский социализм - преступная, палаческая система, было страшно. Не случайно же один из ученых, академик, сказал тогда про Эфраимсона: “Не совсем нормальный”. Психологически понятно: все мы, называя таких людей ненормальными, на самом деле прятались от себя, скрывали свой страх. 

Да, слово Эфраимсона запомнили, записали, но распространять ТАКОЕ - было очень страшно. В декабре 1985-го. Никто ж не знал, что будет гласность, что будет не страшно. 

Москва

comments (Total: 26)

В семидесятые годы ЧЕЛОВЕК уже во всём разбирался сам. А ГЕНЕТИЧЕСКИМ ТВАРЯМ это было не нужно. Мой первый протест: отказ от высшего образования в 1973 году из-за высоких сумм за образование выезжающим на ПМЖ за границу. Диплом ВУЗа был цепью, удерживаяющей в концлагере. А в конце 7О-ых я уже отметился на избирательном участке и сказал: "Советская власть не отвечает интересам народа. Выборы когда один человек- не выборы. Я отказываюсь голосовать и где могу проверить, что за меня какая-нибудь ТВАРЬ не проголосовала?". Подробнее об этом и другом в моей индивидуальной люстрации на моей стене в FACEBOOK.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
"Было официально и строжайше воспрещено остальным колхозникам пускать в свои дома ночевать или греться выселенных. Им надлежало жить в сараях, в погребах, на улицах, в садах. Население было предупреждено: кто пустит выселенную семью — будет сам выселен с семьей. И выселяли только за то, что какой-нибудь колхозник, тронутый ревом замерзающих детишек, пускал своего выселенного соседа погреться. 1090 семей при 20-градусном морозе изо дня в день круглые сутки жили на улице. Днем, как тени, слонялись около своих замкнутых домов, а по ночам искали убежища от холода в сараях, в мякинниках. Но по закону, установленному крайкомом, им и там нельзя было ночевать! Председатели сельских советов и секретари ячеек посылали по улицам патрули, которые шарили по сараям и выгоняли семьи выкинутых из домов колхозников на улицы.
Я видел такое, чего нельзя забыть до смерти: в хут. Волоховском Лебяженского колхоза ночью, на лютом ветру, на морозе, когда даже собаки прячутся от холода, семьи выкинутых из домов жгли на проулках костры и сидели возле огня. Детей заворачивали в лохмотья и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной детский крик стоял над проулками. Да разве же можно так издеваться над людьми", - из "Писем Шолохова Сталину" ... http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/10/26/1051631.html

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Действительно бандерлоги. Господа бандерлоги, сиречь совковая интеллигенция, мне уже просто забавно смотреть на ваш обезьянский зоопарк. Киплинг был просто провидцем - как он сказал, "мы самые умные, мы самые красивые, мы все друг другу это говорим". И на самом деле - низшие приматы, которы кидают друг другу выдуманные цифры, высосанные из пальца значения и громко скандируют лозунги хором. Главное - это хором. Бердяев - российская интеллигенция тоталитарна в своей основе.......... . . . . . . . . . . . Человек, знакомый с историей, скажет четко - практически все, что есть в дискуссии - бред. В лучшем случае - крайне преувеличенный бред. КАК жаль, что нет площадок, на которых с вас можно было бы содрать за ваш бред деньги.... блин, как только начинаешь про это предлагать - обезьяны разбегаются, никто не хочет поставить хоть сто баксов. Дешево же стоят ваши убеждения....

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Я как раз считаю, что все наоборот. Вся эта шваль никому не нужна. Поэтому она и пытается любым способом напомнить о себе. Поэтому можно просто пройти мимо этого повизгивания, зажав нос, а можно указать, как паршивой собаке, на место. Что же касается самого Эфраимсона, то обсуждать нечего. Человек даже тогда называл вещи своими именами. Впрочем, проблема не только в «агрессивно-послушном большинстве» по выражению ак. А.Д.Сахарова. В 1985 году мой друг отдыхал у родственников жены под Петрозаводском. Смотрели телевизор, подвыпив. Что-то диктор программы «Время» блеял про новые инициативы. А мой друг возьми и брякни «Наша бюрократия все это похоронит!». Дальше реакция была, как в фильме «Гараж» «Я за этот гараж Родину продал!». Так что проблема не в потомках гэбэшных умственно неполноценных костоломов, а в иждивенческой психологии определенной группы населения, у которой начисто отсутствует желание думать своей головой и принимать самостоятельные решения. Эту публику можно понять и пожалеть (жалеют, как известно, сирых и убогих), но вместо уважения эта публика, как и вся эта 70-летняя история, заслуживает всего лишь брезгливости.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Странно, однако. Почему всю тему увели на цифры убитых и тд
А о словах Эфраимсона - молчок.
Похоже, что потомки сталинских палачей и доносчиков (они живы, их много) почуяли запах дыма, всполошились, ринулись заливать и замазывать преступления своих подлых предков
Так есть ли Божий суд?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Вдогонку. Любопытная деталь, мимо которой проходит, почему-то, даже Виктор Суворов. Согласно протоколам Риббентропа-Молотова СССР должен был вступить в войну с Польшей почти сразу после начала Германо-Польской войны. А Сталин выжидал. Гитлер слал телеграмму за телеграммой. Сталин же начал войну только поле того, как Франция и Англия объявили войну Германии. Почему эта деталь важна? В противном случае Франция и Англия должны были бы объявить войну Германии и СССР одновременно, что было бы невозможным. Таким образом, Гитлер оказался единственным агрессором, а Сталин оказался в стороне и разыграл роль освободителя Западной Украины и Западной Белоруссии. Типично кавказская хитрость и коварство. Один бандит кинул другого.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Ничего не понял. От чего я ухожу? О порядке 6 млн. военных и 15 с гаком погибших мирного населения во время войны, а не предвоенных чисток? Германию начали кормить после Рапалло и … доигрались (летная школа, школа танкистов в 20-е, далее поставки продовольствия и сырья по 22 июня включительно). Да, в обмен получали оборудование, которое не хотели продавать Антанта и США. Но, если разобраться, то Сталин уничтожал врагов по имущественному признаку, а Гитлер – по национальному. Сталин создавал проблемы гражданам своей страны, а Гитлер – оккупированных стран. Так что, кто на кого нападет первым, зависело лишь от того, кто быстрее приготовит нож. Что же касается того, что СССР кормил Восточную Европу, то нужно было любым способом доказать преимущество совка. Лопни, но фасон держи. Сам буду с голым задом, но план Маршалла не пущу. Так что абсурд, начатый в 1917, получил логичное продолжение. Вместо рынка (нельзя поступиться принципами, по словам незабвенной Нины Андреевой) получили «Экономические проблемы социализма в СССР» товарища Сталина. Отец сохранил эту брошюру, и я нашел ее наших книжных полках. В 70-х я принес это в институт, и мы, зеленоротые сопляки, в группе хохотали над этим бредом (учтите, что в середине 70-х я был вполне идейным, но глупость всегда называл глупостью). Я убедительно рекомендую почитать эту брошюру (ее можно даже найти в интернете) ради того, чтобы оценить уровень интеллекта советского руководства. Каков поп, таков и приход. Страх был таков, что никто не посмел сказать, что король то голый. Одним словом, дурацкий эксперимент приказал долго жить, а чем он был заменен, не мне судить. Я, как уже писал, не живу там более 20 лет, а ехать туда как-то не тянет.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
25 млн. в ходе Второй Мировой Войны, 10 млн. в ходе коллективизации, 15 млн. в ходе Гражданской Войны, ну и 10-15 млн. в ходе массовых расстрелов и умерших в ГУЛАГе от голода и легоньких работ, назначенных в качестве меры перевоспитания. Это так, по-минимуму…))))))))))))А теперь неважно. Легко же вы уходите от своих же утверждений. СССР кормил,как вы выразились,Германию как своего союзника по договору. Так же как сейчас некоторые богатые страны кормят всякие сомнительные режимы...И не вина СССР,что Германия напала на страну. Но дело в другом,а именно в термине,употребляемом в СССР(России) и её бывших республиках-тех,кто пострадал и перенёс на себе-Великая Отечественная война и общечеловеками-Вторая мировая война. Кто как её ощущал и кто что от этого получил.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Миленький Вы мой! Неважно, 30 тысяч, 20 тысяч или 70 тысяч пристрелили. На их место пришли другие. Важно другое. Людям привили СТРАХ. Страх за принятие самостоятельных решений. Если человек знает, что за ошибку последует расстрел, то он подумает - а на фиг мне это надо? Придет инструкция, сделаю по пунктам А-Б-В и так далее. А не придет инструкция, так буду мух считать на потолке, хоть трава не расти. Разница между американским и советским подходом в том, что здесь ты отвечаешь перед собой и близкими за каждый свой шаг. Если ты сделал правильный выбор, то ты на коне, а нет, так ты в дерьме. И это была главная проблема всех, кто сваливал из совка. Там все привыкли всё делать по советам окружающих. Иван смотрел на Петра, а Петр на Ивана. Все сидели, да трепали языками, что кому и как надо сделать, а в итоге никто ничего не делал, и все сидели в дерьме. И это все называлось дружбой и общением. Здесь пришлось это в себе ломать. Ленинско-сталинская идеология заставляла делать (или создавать имитацию активности?) по принципу «Засунь язык в задницу и делай, как мы». Именно буквальное следование этим принципам и привело к катастрофическим результатам 1941-1942. Так что опять мы приходим к выводу, что рассматривать историю СССР следует не с точки зрения идеологии, а точки зрения психиатрии, когда маньяки и отбросы общества оказываются во главе государства. В результате и произошел развал. До бесконечности нельзя было производить то, что на фиг никому не нужно и субсидировать отраслевую науку, которая давала рекомендации, которые попросту выбрасывались. В результате, как только появился рынок, все эти госпредприятия позакрывались, райкомы-обкомы больше никому не давали ценных указаний, кому чего и когда производить, пахать и сеять. Публика же, поняв, что кусить надо, занялась кто чем. Те же, кто не нашел себя, а точнее, бездельники и неудачники, подняли бред Ярославны о великой и могучей стране, которую мы потеряли, как было все хорошо, а, главное, правильно, что у них там денег куры не клюют, а нам на водку не хватает. Сегодня это публика вылезла на интернет и воет вслед давно ушедшему поезду вместо того, чтобы начинать с себя и делать, то, что ты можешь сегодня, предварительно задумавшись, что можно сделать лучше.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Кто сохранит спокойное дыхание после звучания слов Эфраимсона.
И вот уже на дворе 2012 и также ни один из советских палачей не то что не наказан, даже имя его не вывешено на доску позора.
Сегодня за это отвечает Путин.
А российская Академия Наук законсервировалась в настое лжи.
Спасибо, уважаемый Сергей Баймухаметов.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2 3
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir