Вопреки воле президента
Президент Буш по-прежнему твердо стоит на своем: подписывать Киотский протокол он не намерен. Конечно, выброс вредоносных газов в атмосферу не мешало бы резко сократить, однако такое принудительное сокращение может отрицательно сказаться на темпах развитиях американской экономики.
Надо сказать, что еще лет пять назад президент вообще сомневался в истинности научных данных о глобальном изменении климата. Не хотелось верить, что индустрия оказывает столь сильное влияние на условия жизни на планете. Белый дом попросил группу ученых высказать свое мнение по этому поводу. Подготовленный ими отчет можно охарактеризовать как весьма осторожный и во всех отношениях сбалансированный. С одной стороны, парниковый эффект несомненно существует, с другой стороны - нет достаточно весомых доказательств, что он уже достиг критического уровня. Вместе с тем ученые подтвердили: потепление климата на планете – это факт.[!]
На недавнем саммите «восьмерки» в Шотландии Джордж Буш снова заявил, что Киотский протокол подписывать не станет. Как ни уговаривали его семь других участников саммита, он своей точки зрения не изменил. Означает ли это, что вся Америка вслед за президентом отказывается поддержать основные положения Киотского соглашения? Выясняется, что это не так. На днях в американской прессе появился текст интервью, взятого у председателя Национального совета по изменению климата Эйлин Клауссен. Она возглавляет эту организацию с 1998 года, а до этого занимала ответственный пост в Госдепартаменте США.
Прежде всего Эйлин Клауссен отметила, что за последние сто лет температура воздуха на Земле поднялась в среднем на 1 градус по шкале Фаренгейта. Однако в арктической зоне температура подскочила почти на 6 градусов за полвека. На Аляске уменьшился слой вечной мерзлоты, в ряде мест вспучивается бетон на автомагистралях, рвутся нити трубопроводов, наблюдается резкое сокращение популяции белых медведей, из прибрежных вод исчезли некоторые виды рыб, не способных выжить в теплой среде.
Довольно интенсивное таяние льда в Арктике заметно поднимает уровень Mирового океана, увеличивает массу выпадающих атмосферных осадков. В результате низинные районы, в частности американского штата Луизиана, через некоторое время могут оказаться затопленными, а в Западной Европе станет холоднее из-за перемен температуры в Гольфстриме. Наши знания о происходящем, наверное, недостаточны для того, чтобы в полной мере противостоять грядущим катаклизмам. Однако их вполне достаточно, чтобы уже сегодня приступить к определенным действиям.
Известно, например, что главным источником парниковых газов является чрезвычайно интенсивное использование невосполнимых энергетических ресурсов. В Соединенных Штатах 51 процент всего объема электроэнергии получают от сжигания каменного угля, 20 процентов дают атомные станции, 16,5 процента – станции, работающие на природном газе, и 3 процента – работающие на нефти. Доля гидроэлектростанций составляет лишь 7 процентов, на геотермальные, ветровые и солнечные источники энергии приходится еще меньше. Согласно подсчетам специалистов, долю последних вполне можно увеличить до 10 процентов к 2020 году. Если же пойти на более солидные финансовые вложения, то и до 30 процентов к 2050 году. Сократив потребление угля и нефти в сфере энергетики, мы добьемся значительного снижения парникового эффекта.
Некоторые эксперты считают, что одновременно с более широким использованием воды, ветра и солнца можно по-иному потреблять тот же уголь и ту же нефть в энергетике. Предлагается их предварительная газификация. Вредных выбросов в атмосферу станет меньше, это понятно. Однако технология газификации очень сложна, требует крупных затрат, к которым современный бизнес и государство явно не готовы.
По словам Эйлин Клауссен, возглавляемый ею Совет уже сегодня тесно сотрудничает с 39 компаниями, национальными и международными. Их руководители понимают важность борьбы с загрязнением атмосферы и готовы к соответствующим финансовым вложениям. Некоторые уже добились неплохих результатов, снизив объем выбросов вредных веществ на 60 - 65 процентов.
Не остаются в стороне и власти отдельных штатов. В Калифорнии предпринимаются усилия для сокращения вредных выхлопных газов от автомобилей. В случае успеха примеру Калифорнии готовы последовать девять штатов Северо-Востока, в том числе и Нью-Йорк. Власти 19 штатов разрабатывают систему законов, поощряющих использование возобновляемых источников энергии. А в Монтане уже принят такой закон. Больше того, 165 американских городов заявили о своей готовности самостоятельно выполнить главное условие Киотского соглашения – снизить выброс вредных веществ в атмосферу до 70 процентов от уровня 1990 года.
Конечно, решению важной глобальной проблемы могли бы помочь федеральные власти. Президент пока отказывается. Законопроект, внесенный республиканцем Маккейном и демократом Либерманом, в Сенате не прошел. Однако отчаиваться рано. Как выразилась Эйлин Клауссен, если не удастся сломить сопротивление нынешнего президента и верного ему большинства в Конгрессе, мы дождемся нужного решения от нового главы государства и нового состава Сената и Палаты представителей. Такие решения в конечном итоге обязательно будут приняты.