ЛЮБИТЕЛЯМ БАЛЕТА
К ГАСТРОЛЯМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЩЕ НЕ КУПИЛ БИЛЕТЫ
Я думаю, мне на надо говорить любителям балета из России, какое это событие — гастроли в Америке одной из лучших трупп мира — балета Большого театра. В предыдущем номере газеты Алексей Ратманский, художественный руководитель труппы, рассказывал о тех балетах, которые театр покажет в Нью-Йорке. Для любителей балета, которые еще не купили билеты на спектакли, я расскажу об изменениях в составах исполнителей. Дело в том, что один из премьеров труппы — Сергей Филин — еще не оправился после профессиональной травмы и на гастроли не приедет. Не будут выступать и Галина Степаненко и Инна Петрова — ведущие балерины со стажем.
Для тех, кто видел объявленные составы на сайте Большого театра, для балетных “гурманов” я расскажу о новых исполнителях.
“ДОН КИХОТ” — классический балет, созданный в 1869 году для Большого театра Мариусом Петипа на музыку Л.Минкуса. Переставлен в 1900 году Александром Горским. Театр танцует новую редакцию Алексея Фадеечева с 18 по 21 июля.18 июля (открытие гастролей) и 21 июля, как и было объявлено, главные партии будут исполнять Светлана Захарова (международная звезда балета) и Андрей Уваров, премьер театра. Захарова начала свой сценический путь в Мариинском театре, затем перешла в Большой, в Нью-Йорке ее знают также по выступлениям с труппами Американского балета и Нью-Йоркского городского театра, а также по участию в международных концертных программах.19 июля главные партии будут танцевать Мария Александрова и Юрий Клевцов (вместо Филина). 20 июля состав исполнителей полностью изменен: молодая балерина театра Екатерина Шипулина (новая молодая солистка театра) заменит Степаненко в роли Китри, а ее партнером в роли Базиля станет известный премьер Дмитрий Белоголовцев.
“СПАРТАК” — один из лучших балетов, поставленных Юрием Григоровичем, музыка Арама Хачатуряна. Идет 22 и 23 (дневной и вечерний спектакли) июля. 22 июля состав остается без изменений: в главных ролях выступают Дмитрий Белоголовцев (Спартак) и Анна Антоничева (Фригия). 23 июля в дневном спектакле (Спартак — молодой танцовщик Алексей Воробьев) Нина Капцова (новое имя для американских зрителей) заменит Светлану Лунькину в роли Фригии. Лунькина (известная ньюйоркцам не только по предыдущим гастролям Большого театра, но и по участию в праздничном гала “Звезды ХХI века”) будет танцевать Фригию вечером 23-го, а Мария Алаш исполняет в этом спектакле партию Эгины (Спартак —Юрий Клевцов).
“СВЕТЛЫЙ РУЧЕЙ”. Хореография А.Ратманского, музыка Д.Шостаковича. Алексей Ратманский подробно рассказывал о своем произведении в интервью. Балет идет 25, 26 и 27 июля. Перемены в составах на сегодняшний день еще не объявлены.
“ДОЧЬ ФАРАОНА”. Старинный классический балет 1862 года М.Петипа на музыку Ц.Пуни, реконструкцию которого специально для Большого театра сделал П.Лакотт. Этим балетом заканчиваются гастроли Большого театра в Нью-Йорке. Первый и последний спектакль — 28 и 30 июля (вечером), в главных ролях Аспиччии и Лорда Вильсона выступят Светлана Захарова и Николай Цискаридзе (который заменит Филина), один из самых интересных танцовщиков Большого театра. 29 июля Аспиччию танцует Мария Александрова, главную мужскую партию будет исполнять Дмитрий Гуданов, которого Ратманский считает одним из лучших танцовщиков мира.
Эти перемены в составах я привожу для балетных “гурманов”. Но в целом могу сказать, что любой состав не разочарует самого взыскательного зрителя, исполнители главных ролей — солисты и премьеры Большого театра — наиболее талантливые русские артисты мирового балета. Так что на какой бы спектакль вы ни купили билеты, удовольствие от вечера, проведенного в театре, будет полным.
В НЬЮ-ЙОРКСКОМ ГОРОДСКОМ ТЕАТРЕ
Одновременно со спектаклями АБТ в Линкольн-центре продолжает выступать труппа, созданная Джорджем Баланчиным, — Нью-Йоркский городской театр. В конце сезона, т.е. с наступлением лета, театр традиционно каждый год показывает балет Баланчина на музыку Феликса Мендельсона “Сон в летнюю ночь”. Первый акт этого балета — веселое хореографическое действие на тему одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Советую посмотреть в следующем году! Конечно, легкое недоумение вызывает неизвестно откуда появившаяся богина Ипполития, королева амазонок, которая, как и все героини балета, во втором действии выходит замуж. Амазонка? Ну да чего не случается в летнюю ночь, когда жара превышает все разумные пределы...
Я смотрела балет ради новых исполнителей и могу поздравить театр: некоторые танцовщики действительно многообещающие! Среди женщин — это Александра Ансанелли, о которой я писала в прошлом году в связи с ее удачным выступлением в “Мусагете” Бориса Эйфмана. Ансанелли — живая, радостная, эмоциональная... Другая молодая танцовщица, привлекающая внимание, — Тереза Рейхлин, та самая Королева амазонок, утонченная, нежная, изысканная в танце и очень крепкая технически. Но самым главным открытием вечера стал для меня Антонио Кармена в роли Оберона. Это был подлинный лесной принц. Таких актеров на роли благородных героев немного на балетной сцене. Кроме того, танцовщик обладает прекрасным прыжком, без всякого напряжения исполняет их (даже те современные варианты, которые некоторые премьеры АБТ “выжимают” через силу), да еще делает это красиво, да еще в том темпе бешеного галопа, в котором принято танцевать в баланчинской труппе. Мне показалось, что Кармена — артист театра с другим направлением... Много ли в репертуаре этой труппы спектаклей, где потребуются его выразительность и актерские данные? Рейхлин и Кармена еще не переведены на положение премьеров, по-видимому они совсем недавно работают в труппе. Огромное удовольствие доставил мне и танцовщик более опытный — Альберт Иванс в роли Пэка: пластичный, музыкальный, артистичный...
Тем любителям балета, которые ходят на спектакли в Нью-Йоркский городской театр, советую в следующем сезоне обратить внимание на этих молодых артистов.
Итак, выступления американских балетных трупп в Линкольн-центре подходят к концу. Впереди — не менее волнующие гастроли Большого театра.
КОММЕНТАРИИ К КОНКУРСУ БАЛЕТА В МОСКВЕ
Победа украинских танцовщиков на конкурсе вполне закономерна. В Киеве и других городах во все времена работало много прекрасных солистов. Начиная с 30-х годов прошлого века, театр имени Т.Г.Шевченко поддерживал тесный творческий контакт с Ленинградским театром им.С.М.Кирова, поэтому некоторые бывшие солисты кировского балета стали преподавателями киевской балетной школы, так что обучение украинских танцовщиков ведется по вагановской системе. Украинцы сейчас разъехались по всему миру и успешно танцуют во многих странах, достаточно вспомнить премьеров АБТ Ирину Дворовенко и Максима Белоцерковского.
У меня тоже были «свои наблюдатели» в Москве, я и сама видела раньше некоторых победителей на сцене, так что могу прокомментировать результаты конкурса. Так я видела победителя Дениса Матвиенко в спектаклях Мариинского театра: танцовщик работает по контракту с разными труппами, в том числе и с Большим театром в Москве. В Мариинском театре он не закрепился, потому что туда не брали на положение солистки его жену Анастасию Матвиенко. Денис действительно очень хороший танцовщик, он заслужил первую премию. Мои наблюдатели сообщают, что Анастасия - технически слабоватая танцовщица, но произвела впечатление на комиссию грациозностью и изяществом исполнения.
Об Иване Васильеве все единодушно говорят как о танцовщике с феноменальным творческим потенциалом. Неужели мы увидим в скором будущем первого великого танцовщика XXI века? К сожалению, пока что этот новый Васильев – невысок ростом. Но ему только 15 лет, есть еще шанс подрасти.
Кристина Шевченко, победительница в юношеской группе, украинка родом, живет в Америке. Она учится в балетной школе в Филадельфии и занимается еще частным образом в русской школе Владимира Шумейкина (бывшего директора театра в Донецке). Я видела выступления Кристины на концертах учеников школы Шумейкина: очень артистичная девочка. Россиянка Евгения Образцова (лучшая солистка, получившая «золото») – танцовщица Мариинского театра.
На каждом конкурсе есть «незаслуженно обойденные». По сведениям из Москвы, явно на одну из первых премий могла претендовать Ирина Колесникова, солистка театра Санкт-Петербургского балетного театра Константина Тачкина. Я неоднократно писала об этой незаурядной артистке на страницах нашей газеты. Впрочем, я не была удивлена, когда узнала, что Ирина ничего не получила: есть «конкурсные» танцовщики, есть – «неконкурсные». Так, Андрей Баталов, получивший гран-при в 1997 году, эффектно выглядит именно в конкурсных программах, а в театре, напротив, просто не знают, в каком репертуаре его занимать. Ирина Колесникова - балерина масштабная, для больших балетов. Таким артистам вообще не надо бы принимать участие в конкурсах... Но то обстоятельство, что ее обошли вниманием, ничуть не уменьшает ее таланта.
АМЕРИКАНСКИЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР
Последние две недели выступает в Линкольн Центре Американский балетный театр. Составы исполнителей тоже меняются почти ежедневно: над театром просто глумится “злой рок” — профессиональные травмы преследуют артистов театра. Конечно, “злой рок” поддается объяснению: немыслимая перегрузка танцовщиков, неправильно составленный репертуар — три сложнейших классических балета поставлены в конце сезона... Говорят, Кевин Мак Кензи, художественный руководитель труппы, на вопрос: “Что будет дальше?” ответил: “А дальше я застрелюсь”. Действительно, его положению не позавидуешь: еще одна травма — и не будет исполнителей на главные роли.
На данный момент от этих перемен попала в сложное положение Диана Вишнева: оба партнера, с которыми она уже репетировала балет “Лебединое озеро”, — Итон Стифел и Максим Белоцерковский — не могут выступать... Вишнева будет танцевать с Геннадием Савельевым. Конечно, Савельев — опытный партнер, но на совместные репетиции перед первым выступлением 5 июля у них осталось три дня...
Итак, последний раз в этом сезоне Диана Вишнева и Геннадий Савельев выступят в балете “Лебединое озеро” в субботу 9 июля на дневном спектакле, Вероника Парт и Марсело Гомес — 7 июля вечером.
И на “творческом фронте” АБТ далеко не все фанфары звучат победно: вечер, составленный из балетов Михаила Фокина, на мой взгляд, — большая неудача театра. Знаменитый балет “Шопениана” (“Сильфиды”) Фокин поставил впервые в 1908 году для Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Балет, где мечтательный Юноша танцует в зачарованном саду с сильфидами, считается совершенным романтическим прозведением и одним из первых бессюжетных балетов ХХ века. Впоследствии Фокин создавал новые редакции своей хореографической поэмы, в том числе только в Америке трижды (в последний раз в 1940 году для АБТ). Трудно сказать, какую именно версию восстанавливал Кирк Петерсон, во всяком случае она мне не кажется удачной, поскольку идеал романтической красоты в самой хореографии нарушен во многих местах. Но больше всего меня огорчило полное отсутствие стиля в исполнении: никто, по-видимому, не объяснил танцовщикам, что такое романтический балет и как его надо танцевать. Артистки балета стоят на сцене как деревья в лесу в безветреную погоду: ни у кого ни тело , ни руки не вторят музыке... Я видела “Шопениану” в репертуаре АБТ в 80 годах, когда во главе труппы стоял Михаил Барышников. Балет выглядел совсем по-другому...
Та же проблема, не менее ощутимая, обессмыслила балет “Петрушка”. В 1911 году Фокин поставил этот спектакль для В.Нижинского на музыку И.Стравинского в костюмах и декорациях А.Бенуа. В 1942 году Фокин перенес “Петрушку” на американскую сцену. Последний раз балет включили в репертуар АБТ в 1970 году в новой редакции. Затем фокинское произведение опять надолго исчезло со сцены. Современный вариант Гарц Криста понес огромные потери и в понимании смысла, и в понимании стиля (так совершенно “затерялся” в общей суматохе на сцене блестящий танец кучеров). Никто — опять же! — не объяснил актерам, что они собственно делают на сцене. Так, например, Арап должен играть с кокосом, который он принимает за божество. В какой-то момент, рассердившись на божество, Арап в ярости бросается на него с саблей.
Это — экспозиция образа злобного и глупого Арапа, который затем убивает Петрушку. Образ Арапа — “воплощенное самодовольство” , “сластолюбивый удачник” (М.Фокин). Арап же в исполнении Гомеса - смешной и даже добродушный, играет с кокосом в американский футбол... Гомес не виноват: никто ему не объяснил... Почему? Об этом балете написано во многих книгах. Неоценимый источник информации — воспоминания самого Фокина в книге “Против течения”, изданной и на английском языке. Крист мог бы и прочитать... Страшный колдун — Фокусник — предстал в исполнении Фредерика Франклина (в прошлом — знаменитого танцовщика) эдаким маразматическим старикашкой... Не помогает артистам и музыка: в интерпретации дирижера Чарльза Баркера она звучит ровно и гладко, без акцентов и ярких характеристик...
Жуткое зрелище представляет собой в исполнении американских танцовщиков наиболее эстетский балет Фокина — “Видение розы” на музыку К.М.Вебера “Приглашение к танцу”. Балет был поставлен опять-таки на Вацлава Нижинского, главная роль — мужская. Восстанавливал хореографию Кирк Петерсон, который, несомненно, видел, как этот номер танцевали Михаил Барышников или Владимир Малахов. Почему Петерсон выпустил на сцену артистов, которые не знают, что означают исполняемые движения, меняют хореографию, хотя в этом номере каждое движение имеет смысл?.. Как сказал мне после спектакля старый премьер АБТ Пол Зилар: “Фокин никогда этого не ставил”.
А затем еще следовали “Половецкие пляски” в редакции Ф.Франклина, которые Фокин сочинил к опере Александра Бородина “Князь Игорь”. Это надо было очень стараться — так нетемпераментно, так скучно их исполнить!!
В 1993 году Андрис Лиепа при помощи Изабель Фокиной и при поддержке Олега Виноградова (в то время — художественного руководителя труппы) возобновил на сцене Мариинского театра фокинские балеты, в том числе и “Петрушку”. Вот где была проделана скрупулезная работа над стилем и смыслом хореографии! К сожалению, с уходом Лиепы из театра “Петрушка” на время “выпал” из репертуара, а теперь и в Санкт-Петербурге балет идет в другой, обедненной редакции...
Видела я одно из представлений балета “Корсар” (музыка А.Адана и других композиторов). Этот классический балет М.Петипа (в свою очередь тоже переставившего постановку 1858 года Ж.Перро) труппа АБТ танцует в редакции Константина Сергеева и Анны-Марии Холмс. Редакция довольно скучная. Балет смотрится с интересом благодаря танцовщикам, особенно танцовщикам-мужчинам. Корсара танцевал Марсело Гомес, которому надо поставить памятник на месте фонтана посреди Линкольн-центра: он постоянно заменяет очередного заболевшего исполнителя в любом балете с любыми новыми танцовщицами. Гомес от сезона к сезону крепнет профессионально и артистически. Это настоящий герой благородных испанских кровей ... Он почти единственный в труппе не делает трюков, танцует то, что поставлено, и все равно имеет успех, потому что Гомес на сцене — личность. Хорош был Карлос Акоста в роли Раба, почти так же хорош, как был некогда молодой танцовщик Мариинского театра Фарух Рузиматов в той же партии (а лучше Рузиматова в этой роли я не видела никого). Акоста не был таким гибким и изысканным, как Рузиматов, походивший на восточного принца, попавшего в рабство. Раб Акосты, легко взлетающийся, стремительно исполняющий пируэты, так и был черным невольником.