Американские художницыЧто мы знаем о них?
Талант – единственная новость, которая всегда нова.
Борис Пастернак
К стыду нашему, ответ на вынесенный в заглавие вопрос, увы, однозначен: почти ничего. К великому сожалению, большинство из нас с богатейшей американской культурой знакомо более чем приблизительно, привычно повторяя при этом пущенное в оборот еще советской пропагандистской машиной и бережно привезенное в Новый Свет утверждение, что американцы, дескать, бездуховны. Причем, что самое интересное, чем ниже духовная планка и тяга к культуре (речь идет не о наличии диплома), с тем большим упорством и удовольствием повторяет наш дважды соотечественник заезженную эту формулировку.
Американская национальная ассоциация женщин-художниц основана едва ли не две сотни лет тому назад, но поначалу это было несколько клубов, и только 1888 год можно считать датой рождения ассоциации. Стало быть, важной и нужной искусству этой организации будет вот-вот уже 120 лет. Тогда, в годы женского клубного художественного движения, присоединяться к нему могли только WASP, что означает белые протестанты англосаксонского происхождения. Но эти времена, спасибо давним демократическим переменам, прошли, и сейчас стать членами ассоциации и выставлять свои (естественно прошедшие жесткий конкурсный отбор) работы могут все, кто живет в стране легально и имеет гринкарту.
Кстати, дорогие соотечественницы, которых Бог и способность творить привели в искусство, телефон ассоциации:
1(212) 675-1616.
National Association of Women Artists
80 5th Ave (Corner 14th Str.), Suite 1405
New York, NY 10011
Быть представленной на выставке, организуемой ассоциацией, почетно и полезно: в выставочных залах всегда толпа. Призы впечатляющие.
Первым президентом ассоциации была известная художница Кэндес Уилер, а в разные годы возглавляли ее и первые леди, и именитые общественные деятельницы, и прославленные художницы. На выставках ассоциации впервые были представлены такие шедевры, как «Купание ребенка» Мари Кассат, «Рождение Земли» Джуди Чикаго, «В память Лакавална» Дороти Итон...
Но хватит истории. Лучше поговорим о последней «женской» выставке, и я постараюсь рассказать о лучших из двухсот показанных там произведений живописи, графики, мелкой пластики (т.е. скульптуры малых форм), фотографии. Имена, в абсолютном большинстве, новые. Для нас. Хотя принадлежат они художницам, известным не только Америке, но подчас и миру.
Интересно задуманный и выполненный Синтией Кларк Джонс портрет внучки Шолом-Алейхема «Мисс Белл и ее платье». Ткань почти девичьего платья будто усеяна маргаритками, что резко контрастирует с морщинистым лицом и старческими, изуродованными артритом пальцами. И вдруг – живые, молодые глаза!
Одно из лучших живописных полотен – совершенно потрясающий, глубоко психологичный автопортрет Флоренс Гурвиц.
Еще один интереснейший автопортрет старейшей американской художницы Эрики Вайс. Она назвала свой портрет-исповедь «Я», показав себя без прикрас – и седину, и морщины, и согбенность. Но и гордость, не сломленную годами, и неугасшие глаза, и острое понимание своего места в этом мире.
Талантливая полуреалистическая абстракция (бывает и такое) Кэти Бичер. Она, кстати, принадлежит к числу потомков писательницы Гарриэт Бичер-Стоу, автора «Хижины дяди Тома», которой мы зачитывались в детстве.
Я долго стояла перед «Брошенной» Сьюзен Сайнек. Так понять то, что в женской душе творится, может, наверное, только женщина. Вот и Гейл Мадейра, в рисунке, как бы соединенном с инсталляцией, обнажает перед зрителем тяжкие воспоминания, не дающие боли утихнуть.
Офорт Сьюзен Дойчер – буря чувств и желаний; акварель Ровены Смит – выиграть что-то в этой жизни женщина может лишь тогда, когда рядом тот, на чью сильную руку можно опереться; а в линогравюре Карен Витман «Объятия» поданы как бы в рубенсовском ключе: крепкий мужик обнимает пышную красавицу, которая о диете явно не заботится. Эротика? Ну, разумеется, она, может, не слишком откровенно, но во многих картинах присутствует – хоть мазком, хоть штришком, пластикой, эмоциональностью. Она в потоке переживаний, в мечтах и надеждах. Ее мы находим и в немногочисленных фотоэтюдах, лучший из которых «Колокол, зовущий к молитве» Донны Мискенд, и в деревянной статуэтке Нили Лейхтер «Мужчина и женщина», эротичной донельзя.
Не с каждой из присужденных наград можно согласиться, но такие бесспорно интереснейшие работы, как «Идущие сквозь бурю» Мэри Сифкер и «Крик» Джоан Раглс (разверстый в отчаянии рот, полные слез и гнева глаза, ужас перед тем, что грядет), награды заслуживают.
Я предвижу закономерный вопрос: «Ну а наши иммигрантские художницы на выставках женской ассоциации были представлены?” – Да. Были. Хоть и нечасто. Мне пришлось видеть в этих очень популярных экспозициях замечательные живописные работы Юлии Айзман и Елены Тилькиной, получивших высокую оценку жюри. Мы вам рассказывали об этих мастерах. На конкурс поступает несколько тысяч произведений, из которых в два тура отбираются 200. Ну а на последней выставке я встретила работы сразу трех «нашенских» художниц, чьи неординарные работы привлекли внимание знатоков. Это коллаж-инсталляция Розы Бетенской, выросшей и получившей художественное образование уже здесь, в Америке, оригинальный коллаж «Венеция в слезах» Лаймы Спрангаускайте и удивительная, напряженно эмоциональная красочная поэма – колористический шедевр Аси Зельдич. Эмаль на бумаге. Новинка в искусстве. Талантливая находка талантливого мастера.
Киевляне и все, кому в два последних десятилетия прошлого века приходилось бывать в прекрасном Киеве, наверно, видели вызвавшую столько споров огромную статую Матери-родины и посетили музей Великой отечественной войны. И, конечно же, восхитились гигантскими букетами ярких и нежных цветов, торжествующе поднявших свои изящные и гордые головки к небу. Просто не верилось, что выполнены они из цветного стекла и что сделала этот «Торжественный букет» одна, наделенная тончайшим вкусом, мастерством и талантом Ася Зельдич.
Ася Зельдич разработала абсолютно новую технологию нанесения эмали на бумагу, это было ее ноу-хау. Результат оказался ошеломляющим: дивные, говорящие языком эмоций, мыслящие, пластически и колористически совершенные эмали-абстракции, реализовавшие подаренную человеку Богом способность к абстрактному мышлению. Пример – представленная на выставке ассоциации великолепная эмаль Зельдич «Отблеск древних культур».
«Самая классная», - сказал надолго задержавшийся у уникальной этой картины молодой человек. Я с ним согласна. Это действительно одна из самых лучших и безусловно самая оригинальная из двух сотен работ. Так что американское искусство пополняется достойнейшими художницами «русской» иммиграции и великой русской художественной школы.
Извините, дорогие друзья, но показать вам эмали Зельдич в черно-белой газетной репродукции невозможно.