Бритва – это не выход!

Общенациональная проблема
№25 (478)

Ванесса начала с того, что нанесла себе на руки несколько царапин острым пластмассовым обломком. Потом девушка “усовершенствовала процесс” - в ход пошли бритвенные лезвия и кухонные ножи. Через какое-то время, чтобы скрыть порезы, она купила себе широкие браслеты, а когда этого стало недостаточно, начала резать менее заметные части тела.
Не могу даже представить себе состояния родителей, узнавших, что их ребенок втайне от всех режет себе руки или ноги, находя в этом какую-то отдушину. Шок, потрясение, щемящая жалость, обвинения себя в случившемся с самым дорогим человеком – все это буквально переворачивает жизнь семьи, делает ее несчастной. Между тем подобные случаи далеко не редкость.
Никто не знает, сколько всего подростков издевается над собой подобно Ванессе, но психологи, собравшие доступные данные в клиниках, госпиталях и частных медицинских офисах, были буквально потрясены. Согласно результатам исследования, опубликованным в “Журнале патологической психологии” (Journal of Abnormal Psychology), в этом грехе повинны от 14 до 39 процентов всех американских тинейджеров. Вряд ли эти цифры в точности соответствуют действительности – размах страшного явления выглядит в этом отчете подозрительно широким, - но и все другие оценки лишь ненамного сужают его.
Если же учесть, что в стране проживает сейчас более 70 миллионов подростков и почти никто из них, понимая, как относятся к этому взрослые, не стремится афишировать то, чем он занимается, даже один процент от общего количества оборачивается сотнями тысяч искалеченных молодых судеб.
“Практически каждый клиницист утверждает, что количество замешанных в это детей увеличивается, - сообщает психолог Майкл Холландер, директор Центра Two Brattle - амбулаторной клиники в Кембридже, штат Массачусетс, которая занимается лечением юных “членовредителей”. – Я, например, практикую уже в течение тридцати лет и ясно вижу, что число таких случаев за эти годы резко возросло.”
К счастью, одновременно растет и число медиков-профессионалов, занимающихся этой проблемой. Первым делом они стараются разобраться, почему дети так поступают. Сами виновники объясняют свое поведение двумя основными причинами: нанося себе кровавые раны, они хотят либо снизить свою восприимчивость к травмирующим их психику внешним воздействиям, переключившись на другой более мощный раздражитель, либо, наоборот, снять с себя некую эмоциональную заторможенность. Бритвой или ножиком, считают вторые, они как машину стартером “заводят” свои чувства в тех ситуациях, когда бесчувствие становится хуже, чем боль.
Детям, страдающим от депрессии, повышенной тревожности или находящимся в так называемом пограничном психическом состоянии, характеризующимся напряженными отношениями с окружающими и взрывчатостью поведения, бывает настолько больно морально, что наносимая самому себе боль физическая дает им что-то вроде эмоциональной разрядки. Их душевное смятение во время кризиса бывает настолько сильным, что они нуждаются в каком-то выпускном клапане, чтобы успокоиться.
“Я делаю это, когда меня что-то расстраивает, - говорит Бриттани, 17-летний амбулаторный больной клиники Vista Del Mar в западном Лос-Анджелесе. – И я испытываю облегчение, правда, только до тех пор, пока не проснусь на следующее утро и не подумаю: “Господи, что я наделал?”
Среди детей, встающих на этот путь, есть мальчики и девочки, подростки из благополучных и трудных семей. Типичный “членовредитель” - девочка-тинейджер, страдающая от скандалов и насилия дома и плохо успевающая в школе. “Девочки вообще больше конфликтуют со своим организмом, - говорит Венди Лейдер, клинический директор лечебной программы Self Abuse Finally Ends в городе Напервилль, штат Иллинойс. - Они наносят себе повреждения, когда чем-то или кем-то сильно раздражены. Сексуальные оскорбления и насилие не обязательно вызывают такую реакцию, но чаще всего они являются фактором риска”. Немало среди увечащих себя и мальчиков. По некоторым оценкам, их число составляет примерно треть этой группы.
Некоторые из таких детей ранее совершали попытки самоубийства, но большинство до этого не доходит, независимо от того, каким бы саморазрушающим ни выглядело их поведение. То, как часто они наносят себе раны, главным образом зависит от остроты и напряженности их психологических переживаний. В одном исследовании рассказывается, что дети наносили себе порезы от одного до 745 раз в год. “Они поступают так потому, что этот способ работает лучше, чем все другое, что они когда-нибудь пробовали”, - говорит доктор Холландер из клиники Two Brattle в Кембридже.
“Резание собственного тела стало в школе серьезным увлечением, - говорит 13-летний Майкл, находящийся на излечении в клинике Vista Del Mar. - В седьмом классе у нас пробовала это почти каждая девочка, разумеется, кроме самых разумных.”
Популярности жутковатого “развлечения” среди обычных детей способствует также то, что в этом грехе молодости признались такие знаменитости, как Анжелина Джоли и Фиона Эппл. Как известно, дурные примеры всегда заразительны, но если в их роли выступают настоящие молодежные идолы, ситуация становится особенно опасной.
Насколько серьезно обстоит дело, можно судить и по тому, что в Интернете существуют специальные чат-румс – сайты для живого обмена мнениями по этой проблеме. Стоит лишь щелкнуть клавишей, как к вашим услугам “резальщики рук”, их сторонники и противники со всего мира:
- Я стала вырезать на руках буквы, слова... Мне это нравится, причем это делаю не только я одна, так делают и многие мои подруги! Скажите, это нормально?
А то некоторые считают, что мне в психушку пора, особенно мои мама с папой. Но это же очень и очень успокаивает... А как прекратить этим заниматься? Ведь как только у меня заживает, я снова начинаю что-то вырезать!
- Это мазохизм, так у многих бывает, значит, тебе нравится причинять себе боль.
- Ты что! Это тебе сейчас нравится. А потом будешь жалеть, если шрамы останутся.
- А я заглушала боль моральную болью физической. Лично я это считаю в порядке вещей, хотя меня отец тоже хотел вести к психиатру.
- Вообще-то когда сильный депресняк, это помогает... Надеюсь только, что у меня это уже прошло...
- А моя сестра резала себе лезвием ноги и руки. Рассказывала, что иногда представляет себя в ванной, заполненной вытекающей из нее кровью. Для меня это уже чересчур...
- Люди, да вы что??? Ну представьте, стукнет вам лет тридцать, будут у вас дети, и они спросят: “Мам, а что это за порезы у тебя?” Интересно, вам будет все равно? Я думаю, стыдно станет...
Неврологические корни членовредительства пока еще никому не известны, но на этот счет уже предлагается несколько теорий. Вот одна из них. Когда организму наносится травма, в нем вырабатываются естественные опиаты, то есть вещества, подобные тем, которые обычно получают из опиума, например, морфин. Они угнетают деятельность центральной нервной системы и таким образом уменьшают, притупляют боль. То есть когда ребенок ранит себя, он провоцирует в своем организме некий нейрохимический процесс, что-то вроде опьянения, помогающего ему отвлекаться от неприятных ощущений. “Когда я преднамеренно резалась, я даже не чувствовала этого”, - говорит 16-летняя Эмилия, которая уже третью неделю находится на лечении в Two Brattle Center.
К сожалению, охотясь за таким опьянением, дети рискуют попасть на крючок привыкания к противоестественному способу избегать трудностей жизни.
“Вот такая порочная цепь - чем дольше ребенок режется, тем больше он нуждается в этом”, - говорит психолог Дженнифер Хартстейн из Медицинского центра Montefiore в Бронксе, где вылечили Ванессу.
Кстати, бороться с тяжелой привычкой оказалось существенно легче, чем объяснить ее происхождение. Наиболее эффективным способом лечения считается сейчас так называемая диалектическая терапия поведения (dialectical behavior therapy - DBT). Разработанная психологом Маршей Линехан из университета Вашингтона в Сиэтле, эта методика используется в качестве терапии для больных с пограничными состояниями. Поскольку именно в таких состояниях подростки чаще всего прибегают к ножу или бритве, DBT одинаково хорошо справляется и с тем и с другим.
DBT основывается на двух приемах, казалось бы, противоречащих друг другу. Членам семьи “членовредителя”, с одной стороны, предлагается не ругать свое чадо, стараться лучше понять его, а с другой – всячески поощрять его к изменению своего поведения.
Лечение в Two Brattle Center ничем не отличается от того, что предлагается в большинстве других клиник. Попавшие сюда тинейджеры подвергаются интенсивной коррекции поведения и одновременно проходят специальное обучение, посещая четырехчасовые занятия пять дней в неделю. Через четыре недели их переводят на новый режим, предусматривающий индивидуальную и групповую терапию - по одному сеансу каждую неделю. При этом все дети, если у них возникает желание порезаться, имеют возможность круглосуточно в любой момент связаться со своими врачами.
В клинике подростков учат обращаться за помощью не только к медикам, но и к членам семьи и друзьям, а также стараться в таких случаях поскорее переключить свое внимание на какой-то другой вид деятельности. “Когда Мелани хотелось снова схватить нож или бритву, она тут же искала себе какое-то другое занятие, - говорит отец двадцатилетней пациентки Two Brattle. – Стресс она гасила тем, что срочно начинала уборку в своем платяном шкафу”.
Родители, которые подозревают, что их дети могут прибегнуть к помощи режущих орудий, должны обращать внимание на следующее. Если подросток надевает в жару рубашку с длинными рукавами или тренировочные брюки, есть вероятность, что он пытается что-то скрыть. Нервные вспышки, внезапные изменения настроения, сильный гнев, перемена отношения к еде и сну также могут служить предупреждающими сигналами. При этом следует помнить, что подростки вообще славятся своей неуравновешенностью, и нужно отличать проявления переходного возраста от болезненной тяги к членовредительству.
“Если ваш ребенок вдруг захандрил, а уже через полчаса вовсю веселится, - говорит Хартстейн, - вы должны поинтересоваться, что же случилось в эти тридцать минут. И не спускайте глаз с коробочек с лезвиями и упаковок лейкопластыря”.
И еще одна важная рекомендация, на этот раз самим детям. Лучшее, что они могут сделать, - это поделиться своими проблемами с родителями, преподавателями и друзьями. Столь же важно для подростка быть честным по отношению к самому себе. “Смотрите вперед, - говорит 17-летняя Джин, пациентка Two Brattle. - Вы сами, а не ваше нездоровое подсознание, должны стать хозяином вашей жизни”.
Один из участников встречи в Интернете как-то спросил одну из любительниц резать себе руки: “А может, тебе лучше попробовать вырезать на дереве?” Шутка? Конечно. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды.


comments (Total: 1)

Да как вы можете, такие слова, членоаредитель, сыдно!!!! У меня подруга пальцы резала чтобы не ходить в училище на отработку и стены не красить!!! А у людей боль душевная. Испытайте это сами, а потом кидайте слова

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir