Страховка есть, а толку-то?
Многие из нас, застрахованных, только после получения счетов от частно практикующих врачей или медучреждений узнают, что купленный ими «полис» не покрывает те или иные процедуры, а визиты к специалистам строго ограничены. Люди с удивлением смотрят на сотрудников аптеки, когда те просят их доплатить за выписанный врачом препарат до 20 процентов от его стоимости. Им ведь, как и мне, обещали совсем другое.
Хорошо, если недуг быстро излечим, а если болезнь хроническая и к тому же очень серьезная, требующая покупки ежемесячно не менее полудюжины упаковок с таблетками и микстурами? Тут уже счет идет на переплаченные тысячи долларов в год.
По данным Kaiser Family Foundation, 37 процентов жителей США, имеющих страховку, выражают тревогу по поводу своей способности оплачивать медицинские счета. Немало американцев остаются должниками госпиталей, не имея возможности внести первоначальные взносы (deductibles) за оказанные услуги. Не так давно газета USA Today рассказала своим читателям о существовании специальной программы, инициированной Patient Advocate Foundation, основой которой является целенаправленная помощь гражданам, имеющим «полис», однако не способным вносить в кассу аптеки так называемые co-payments, приобретая лекарства по рецептам.
«Очевидный факт: застрахованные люди, случись им серьезно заболеть, оказываются нередко на краю финансовой пропасти», - говорит менеджер вышеуказанной программы Бет Дэрнли. Ее слова отражают нашу сегодняшнюю реальность, которую можно с полным основанием назвать «американской трагедией».
Какие бы доводы ни приводили экономисты, объясняя галопирующий рост цен на медицинские услуги, людям от этого не легче. Они хотят иметь доступ к системе здравоохранения, которая бы их не оставила, образно говоря, без штанов. Увы, но этого ни федеральные, ни местные власти им не гарантируют и не обещают, стараясь при этом убедить соотечественников, что американская система здравоохранения – лучшая в мире. А как насчет ее гуманной составляющей?
Прошлогодние предвыборные дебаты между президентом Бушем и сенатором Керри показали: у нынешнего хозяина Белого дома нет четкого плана помощи десяткам миллионов незастрахованных. В очередной раз высказанная главой государства идея частных медицинских сберегательных счетов не несла в себе никакого практического наполнения. У большей части среднего класса, не говоря уже о малоимущих работающих (доход на семью из четырех человек – 36 800 долларов в год), напрочь отсутствуют возможности отложить существенную сумму на «черный день». В прошлом году так называемый personal savings rate оказался самым низким с 1934 года! Нас призывают меньше тратить и больше экономить, как будто есть из чего выкроить сотню-другую в месяц, чтобы положить эти деньги на saving account.
«От данного факта никуда не деться: расходы американских семей на медицинские нужды непрерывно повышаются, а перечень услуг неуклонно сокращается», - отметила с горечью известный эксперт, профессор Гарвардского университета Элизабет Уоррен в своем отчете, опубликованном накануне принятия нового закона о банкротстве (мы уже упоминали об этом документе ранее). Из отчета следует, что примерно половина всех банкротств в нашей стране вызвана неспособностью американцев расплатиться с медучреждениями. При этом 68 процентов должников имели медстраховку в момент заполнения документов на банкротство. Нужны ли нам, спрашивается, такие «полисы», если они не защищают своего владельца от финансового краха?!
В исследовании, проведенном сотрудниками организации Center for Studying Health System Change говорится, что число американцев, которые при наличии страховки все равно тратят на медицинские нужды больше 5 процентов от своего дохода, возросло с 28 процентов в 2001 году до 42 процентов в 2003 году.
Всего в должниках у медицинской системы страны числится в настоящий момент примерно 29 млн. американцев: 70 процентов из них обратились за помощью к врачам, имея страховой полис. Для половины из этих людей имеющиеся у них медицинские покрытия оказались недостаточными, и им пришлось полностью или частично использовать деньги, положенные на сберегательный счет, а затем обратиться к кредитным карточкам. Последствия известны.
Число банкротств, вызванных проблемами с оплатой медицинских счетов, будет увеличиваться еще по одной причине. Все меньше и меньше работодателей предлагают страховку своим бывшим сотрудникам, вышедшим на пенсию раньше срока. Нередко по инициативе самого работодателя. Но даже если фирма и не отказывается от предоставления страховок экс-служащим, размеры ежемесячных взносов (premiums) за пользование страховкой достигают такой величины, что досрочным пенсионерам они становятся просто не по карману. Согласно данным Kaiser Family Foundation их premiums составляют сегодня в среднем 845 долларов (с учетом медицинских покрытий для одного из супругов). Многие ли из пенсионеров в состоянии выплачивать такие взносы?
Миллионы американцев лезут из кожи вон, чтобы не потерять свой страховой план. И разве не обидно, когда, экономя на всем остальном, люди все равно оказываются в долговой яме или становятся банкротами после проведенного лечения?