Торжество басманного правосудиЯ
Девять лет в колонии строгого режима –такой приговор вынес Мещанский суд Москвы Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Одновременно представители прокуратуры предупредили, что против осужденных будет возбуждено еще одно уголовное дело – по их словам, «такое же банальное».
В новейшей истории не так уж много судебных дел, остающихся в памяти поколений. Дела Дрейфуса во Франции, Бейлиса - в России, процесс о поджоге Рейхстага в Германии, каскад судов над неугодными Сталину однопартийцами в СССР... Их роднит одно – подсудимым вменялось в вину совсем не то, что они в реальности совершали, чем именно нарушили закон. В историю они вошли как процессы политические. Иными словами, судебными заседаниями власти стремились укрепить свое положение в обществе. Уже сегодня ясно, что судебное «дело ЮКОСа» носит тот же характер и надолго останется в российской истории. Может быть, навсегда.
Суровый приговор бывшим владельцам ЮКОСа и банка «Менатеп» Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву ни для кого не стал неожиданностью. Ни в России, ни за ее рубежами. Его ждали. Кто с ужасом, кто с вожделением. Однако конкретные, официально выдвинутые судом обвинения мало кого интересуют. Большинство искренне полагает, что справедливо наказали богачей, укравших народное добро, – было наше, общее, а они забрали. По закону или нет, неважно. При чем тут закон? Известно же: от трудов праведных не наживешь палат каменных. Нажили – значит, неправедным путем. Странно только, что других, таких же воров-олигархов прокуратура обошла вниманием.
Явное меньшинство прекрасно понимает, что народ никогда богатствами страны не владел и владеть не мог. Хозяевами, и то временными, были представители самозванной власти да тьма чиновников. Народу принадлежало только личное имущество, и олигархи его не крали. А засудили ЮКОС по двум причинам. Во-первых, из-за мелкотравчатой обиды президента, которому Ходорковский осмелился перечить. Во-вторых, по страстному желанию путинских сотоварищей устроить новый передел собственности и прихватить себе такой лакомый ее кусок, каким сделал ЮКОС Ходорковский.
Правда обнаруживается, если собрать воедино мнение большинства и меньшинства. Администрация Путина не уверена в стабильности своей власти, которая со временем стала хромать на обе ноги. Надо было хоть чем-нибудь порадовать основную массу населения, и расправа с самым удачливым предпринимателем-полуевреем показалась весьма подходящим «подарком для народа». Заодно появлялась возможность одернуть чрезмерно амбициозных бизнесменов и великодушно обогатить приближенных к Кремлю чиновников – за верность режиму надо платить.
У дела Ходорковского и Платона Лебедева была еще одна важная подоплека. Читатель, откликнувшийся на мою статью «Дело ЮКОСа и кремлевские страхи», прав, посчитав судебный процесс этапом построения государственной системы «под Путина». Такая традиция в России действительно существует. Каждый новый глава государства, будь то царь, генсек или президент, не без помощи верных соратников либо меняет законы, либо откровенно и нагло их нарушает, добиваясь укрепления личной власти. Не уверен, что в этом заключается главная опасность для России, да и для всего мира, как утверждает читатель, но в том, что опасность существенная, сомнений нет.
Совершенно очевидно, что перемены последних пяти лет, разумные и не очень, преследуют одну цель – вернуть России всеобъемлющую, до предела централизованную, авторитарную власть. Для этого надо продемонстрировать всем вокруг: только верховная власть, и никто другой, вправе принимать решения. Не имеет значения, общероссийского они масштаба или местного, правильные или ошибочные. В этом отношении ошибочные, откровенно глупые даже надежнее, если проводятся жестко и последовательно. Пусть каждый осознает, что, какими бы они ни были, им следует беспрекословно подчиняться. А связанные с этим потери и неудобства власть как-нибудь переживет.
Так устроили массовую монетизацию социальных льгот. Нарвались на шумное сопротивление граждан, с легкостью необыкновенной швырнули им огромную сумму из казны, в результате чего инфляция подскочила до 6,5 процента за первые четыре месяца года. Власти пережили, население не переживет – растущая инфляция съест все денежные добавки. Так укротили губернаторов и мэров крупных городов. Теперь избиратели не могут сместить даже самых бездарных, а президент их держит и снимать с должности не торопится. Дела в некоторых регионах идут из рук вон плохо, зато местная власть во всем покорна Кремлю, а массы полностью исключены из политики.
Судебная расправа с Ходорковским и Лебедевым – из того же ряда. Их посадили на нары, а сообразительные российские инвесторы медлить не стали - принялись переводить свободные капиталы на рубеж. Только в апреле за пределы России ушло 17 миллиардов долларов. Заметно ослабло и желание иностранцев вкладывать средства в экономику государства, где закон подменен своеволием властей.
Но времена изменились - с этим приходится считаться. Устроить очередную гадость легко и просто, проводить ее в жизнь твердо и последовательно не получается. В Кремле думают уже не столько о том, как укрепить авторитаризм, сколько о том, чтобы его спасти. От недовольства населения, наскоков уцелевшей оппозиции и остатков свободной прессы, от давления Запада, неожиданных оскорблений и угроз со стороны ближайших соседей. В спешном порядке сооружаются благостные витрины. Президент выступает с многообещающим посланием, верная Кремлю думская фракция «Единой России» торопливо создает якобы оппозиционные «крылья» правого и левого толка, организуется яростное словесное наступление на бюрократию, будто она расплодилась не по воле верховной власти и унять чиновников можно пылкими фразами.
Мучительная раздвоенность Кремля очевидна. Путинская администрация одной рукой разукрашивает витрины, тогда как другой грозит полицейским отпором всем оппонентам. Прокуратура выбивается из сил, шьет десятки, если не сотни, новых уголовных дел и только ждет приказа сверху, чтобы пустить их в ход. Налоговики, подобно средневековым сборщикам податей, норовят беспощадно и бесстыдно обобрать до нитки самых удачливых предпринимателей. Для давления на молодежь изобретено агрессивное движение «Наши». Обещают, ни много, ни мало, отстранить от власти всех, кто старше тридцати. На словах – прямо хунвейбины с их лозунгом «Огонь по штабам!» В действительности – сборище хулиганов и политических провокаторов. Кстати говоря, российской общественности не мешало бы поинтересоваться, откуда у этих «наших» миллионные средства на организацию митингов и демонстраций. Попутно можно было бы выяснить, в какую сумму обходится налогоплательщику безмерно разбухшая президентская администрация. Вряд ли в эту тайну посвящены законодатели, утверждающие бюджет государства.
Такая двойственность власти долго продолжаться не может. Вполне вероятно, что судебный процесс над ЮКОСом войдет в российскую историю как некая знаменательная веха. Ведь приговором Мещанского суда дело не завершится. Наверняка впереди - апелляции и неизбежное вмешательство международных правовых организаций. Ничего хорошего путинской администрации это не обещает. Затягивая судебный процесс и оглашение приговора, власти, возможно, надеялись на извечный авось – как-нибудь да пронесет. Не пронесет. Приближается время решать, по какому пути и куда пойдет огромная страна – к вершинам демократических свобод и благополучия или в котлован привычной нищеты и бесправия.
comments (Total: 2)