Государственные мужи и их жены
Уже которую неделю израильскую дипломатию сотрясает скандал, повод для которого поначалу посчитали чуть ли не анекдотичным.
В первом отголоске конфликта между министром иностранных дел Сильваном Шаломом и послом Израиля в Вашингтоне Дани Аялоном, прозвучавшем в репортаже Второго канала израильского телевидения, происходящее связывали с... женской обидой. Ее якобы затаила Джуди Нир Мозес-Шалом, жена главы МИДа, на Лирана Петерзиля, специального советника израильского посла в США.
Джуди Шалом - не только супруга главы дипломатического ведомства, но еще и владелица более трети акций крупнейшего в стране издательского дома «Едиот ахронот». По ее просьбе спецсоветнику Петерзилю было поручено подготовить встречу с отправлявшейся в Израиль певицей Мадонной. Скорее всего, жене министра это было нужно не для того, чтобы сфотографироваться с поп-звездой и повесить снимок на стену гостиной. К тому же во время пребывания Мадонны в Израиле четы Шаломов вообще не было в стране, они совершали официальную поездку за границу. Просто Джуди, как бывалая журналистка, желала, чтобы в «Едиот ахронот» появилось эксклюзивное интервью Мадонны, и тем самым главному конкуренту - газетному концерну «Маарив» - был «вставлен фитиль».
Но Петерзиль повел себя как-то странно, с заданием не справился, и встреча не состоялась.
Накануне продления его трудового соглашения на следующий срок послу в США сообщили из родного МИДа, что ставка специального советника сокращается ввиду ее ненадобности. А господин Петерзиль по завершении своей каденции может возвращаться в Израиль. Дани Аялон решительно воспротивился этому увольнению и сказал, что не позволит распоряжаться его сотрудниками по прихоти чьей бы то ни было жены. Он заявил, что даже располагает записями разговоров, подтверждающими истинные причины министерского самоуправства.
В ответ на намеки в адрес госпожи министерши Аялону дали понять, что и к его собственной супруге есть немало претензий. Дескать, в управление государственных служащих Израиля поступили жалобы от сотрудников посольства в США на жену посла. Работники посольства возмущены тем, что Энн Аялон командует ими, имея обыкновение унижать и оскорблять служащих, которые в ее подчинении никаким образом не находятся. И теперь в Вашингтон отправляется проверяющий, чтобы разобраться с жалобами на месте.
Но чем больше вину за происходящее переваливали на жен министра и посла, тем больше прояснялось, что дело вовсе не в них. Что истинные пружины конфликта не имеют отношения к пружинам матрасов супружеских спален высоких лиц. И, конечно, не Мадонна стала той «черной кошкой», что пробежала по коридорам израильской дипломатии. Анекдот заканчивался, начиналась серьезная политика.
«Неисполнительный» Лиран Петерзиль, будучи сам советником посла, является дипломатом, приближенным к политическому советнику главы правительства Израиля Дову Вайсгласу. Что, разумеется, не могло не раздражать министра иностранных дел. Не в меньшей степени волновало его и то, что и посол Израиля в США считается «человеком Ариэля Шарона». Удаление из посольства пока что одного из них могло хотя бы как-то успокоить Сильвана Шалома. Впрочем, останавливаться на этом он явно не хотел.
И начали гулять слухи о том, что волею главы МИДа может быть сменен и Дани Аялон. Даже называлась кандидатура нового посла в Вашингтоне: Дан Меридор, недавно оставивший пост главы Еврейского агентства. Чуть позднее Сильван Шалом и сам открыто заявил, что не намерен продлевать срок полномочий посла Израиля в Вашингтоне Дани Аялона. Министр иностранных дел сказал: «Глава правительства сменил начальника ШАБАКа. Это было право премьера - не продлевать каденцию Ави Дихтера. Министр обороны не продлил каденцию начальника Генерального штаба Моше Яалона, и это было его право. Каденция посла Дани Аялона завершается. Сейчас работа посольства расследуется компетентными органами. Я жду окончания расследования, и если подтвердится, что ситуация в посольстве неблагополучна, я войду со своим предложением к премьер-министру, и мы примем совместное решение».
Иными словами, речь зашла уже о кадровом состоянии израильского внешнеполитического корпуса, формируемого и руководимого Сильваном Шаломом. И наблюдатели стали открыто указывать на то, что министру, так дорожащему своим правом снимать и назначать послов, консулов, советников, следовало бы присмотреться и к облику «выдвиженцев».
Всплыл давний сигнал о том, что посол в Венгрии Давид Агмон манкирует своими обязанностями и уделяет чересчур много внимания собственному бизнесу - торговле недвижимостью. Посол был также замечен в том, что не оплачивает из своего кармана даже ресторанные счета. Особое ударение в публикациях об этом «предпринимателе в дипломатическом мундире» делалось на то, что послом Адмона назначил именно Шалом.
Следом заговорили о после Израиля в Сеуле Узи Маноре. Этот свою дипломатическую работу с торговлей домами не совмещал, зато взимал высокую плату за лекции, которые проводил, будучи при исполнении служебных обязанностей.
И, наконец, вопиющий случай с консулом в Гааге Уриэлем Ицхаки, отозванным домой и арестованным прямо в аэропорту имени Бен-Гуриона по подозрению в продаже израильских загранпаспортов иностранцам. Сейчас Ицхаки находится под следствием, он обвиняется во взяточничестве, мошенничестве и использовании служебного положения в преступных целях. Кстати, есть сведения, что заказчики не только покупали у консула фальшивки за большие деньги, но и оплачивали ему пребывание в самых дорогих гостиницах по всему миру.
Масла в огонь подлило коллективное письмо профсоюзного комитета Министерства иностранных дел Израиля руководству внешнеполитического ведомства, в котором содержится требование создать ведомственную комиссию по расследованию подозрений высокопоставленных чиновников в волюнтаризме и злоупотреблении служебным положением. Профком МИДа потребовал предпринять срочные меры по превращению процесса ведомственных назначений в более «прозрачный», а также усилить структуры, осуществляющие контроль за законностью действий представителей дипломатических миссий всех уровней, включая самый высший.
Апофеозом же всего стала статья, опубликованная в «Маариве» и подписанная главным редактором газеты Амноном Данкнером и ведущим публицистом Даном Маргалитом. Можно было бы потолковать о том, что она появилась очень уж «своевременно» - когда под огонь критики попала представительница семейства Мозес, владельцев конкурирующего газетного концерна «Едиот ахронот». Можно было бы, конечно, и попенять Данкнеру с Маргалитом на слишком долгое замалчивание поднятой ныне темы. Можно было бы... Да вот только статья у них вышла на удивление смелая и объективно нужная сегодня стране.
Отталкиваясь от ситуации в МИДе, журналисты буквально пригвоздили к позорному столбу всю систему назначений в Израиле. Позором нации назвали они местечковое кумовство и партийную келейность, политический подкуп и клановость, ставшие в стране нормой формирования структур власти и управления. Они возвратили своих читателей к опубликованному в начале мая годовому отчету государственного контролера Элиэзера Гольдберга, в котором коррупции на государственном уровне отведено первое место в ряду явлений, препятствующих цивилизованному развитию еврейского государства. Госконтролер привел сто двадцать вопиющих нарушений законных правил распределения постов - от средних до высоких. В публикации примеров меньше, но каждый из них заставляет честного израильтянина краснеть. И изобилующую резкими эпитетами статью Данкнера и Маргалита, и сухой официальный отчет Гольдберга иначе как криком души назвать трудно...
...Что уж тут говорить о капризах чьих-то жен. Стране пришла пора разбираться со своими государственными мужами.