Ядерный анахронизм
Небольшой немецкий городок Бюхель в живописной долине Мозеля не в состоянии похвастать особыми достопримечательностями. Все они перечислены на его Интернет-страничке: 1200 жителей, исторический дуб, под которым, по слухам, сиживал не то Гете, не то Шиллер, пасхальная ярмарка, карнавал и часовня святого Иосифа, построенная на деньги благочестивой Гретхен Томм, много лет, как сообщает текст сайта, работавшей городским почтальоном, а до того – учительницей вязания. Тихое, сонное местечко. Есть, однако, и еще одна особенность, которой вряд ли будут в состоянии похвастаться подобные ему маленькие городишки: Бюхель обладает ядерным потенциалом, способным превратить в радиоактивные руины всю Европу. Здесь, на военной базе «Флигерхорст», в подземных бункерах лежат около 20 американских атомных бомб B-61, охраняемых спецподразделением армии США – 702-м особым эскадроном боевого обеспечения.
Если президент Соединенных Штатов отдаст приказ, эти бомбы могут в течение кратчайшего времени быть подвешены к истребителям-бомбардировщикам «Торнадо» немецких Люфтваффе. На бреющем полете ниже уровня так называемой «радарной высоты» эти машины в состоянии нести свой смертельный груз до самой России – практически «подкопаться под забор», как хвастает фирма-изготовитель. Каждая бомба обладает взрывчатой силой в 17 килотонн.
Через 15 лет после окончания холодной войны бомбы из Бюхеля все еще сохраняют способность разрушить огромные территории Центральной и Восточной Европы. В целом же в Западной Европе до сих пор остается около 480 бомб, около 150 из них, по оценкам экспертов, – в Германии. Невзирая на то, что Варшавского пакта более не существует, лидер НАТО, США, продолжает придерживаться так называемой «доктрины ядерного участия»: неядерные державы вроде ФРГ могут как минимум играть «вторые роли» в использовании американского атомного потенциала. То, что ранее являло собой партнерскую взаимовыручку перед лицом восточного противника, давно выродилось в бессмысленный реликт прошлого.
С некоторым опозданием, однако этот факт осознало и немецкое правительство: в самом деле, вряд ли в обозримом будущем может возникнуть военный конфликт с Россией, Украиной или Белоруссией, не говоря уже о странах-членах Евросоюза вроде Польши или Чехии. Поддержание же этого арсенала в боевом состоянии требует весьма ощутимых затрат – как денежных, так и технических. Министр обороны ФРГ Петер Штрук заявил недавно о своем намерении «обсудить этот вопрос с партнерами по НАТО». Министр иностранных дел Йошка Фишер полагает вывод американских атомных бомб из страны «разумной инициативой», а руководительница партии «зеленых» Клаудиа Рот считает, что они должны быть не только выведены, но и вовсе уничтожены. Спикер фракции СДПГ в Бундестаге Герд Вайсскирхен подвел итог: «Американские бомбы должны быть убраны вон с немецкой земли».
Это было в начале мая, однако столь похвальное единодушие правящих кругов ФРГ оказалось скоропортящимся: уже к концу месяца «демонстрация министров» выдохлась – Штрук и Фишер, похоже, испугались собственной смелости. Потому что выяснилось: насколько бесполезны американские атомные бомбы в Германии, настолько же тяжело избавиться от них. Кроме того, администрация Белого дома дала понять, что менять военные планы покуда не собирается – ядерное оружие в Западной Европе по-прежнему остается ultima ratio против возможной угрозы, исходящей, правда, неизвестно от кого. Канцлер Герхард Шредер – в данный момент, очевидно, последний в Германии человек, желающий ссориться с американцами – и так наломал немало дров, германо-американские отношения в настоящее время весьма далеки от радужных. Конфликт, возникший из-за иракской войны, вовсе не забылся; кроме того, Шредер отлично понимает, что без согласия США Германии никогда не получить вожделенного шестого постоянного места в Совете Безопасности ООН.
Немецкое правительство не в состоянии избавиться от американских бомб самостоятельно, поэтому Петер Штрук и Йошка Фишер намерены предложить своему шефу заручиться поддержкой других западноевропейских «ракетоносцев США» - Италии, Бельгии, Голландии и Великобритании. Тогда можно будет добиваться чего-то конкретного от НАТО и от Америки. Впрочем, первый осторожный зондаж кабинета министров ФРГ в этом направлении показал, что позиции перечисленных стран по отношению друг к другу весьма разнятся. Так, бельгийский Сенат, хоть в принципе и не против вывода американских ракет, определенно высказываться не намерен – из соображений трансатлантического партнерства. Италия и Нидерланды вообще не проявили интереса к этой теме. Великобритания и слышать о подобном не желает. Если же говорить о Турции, на чьей европейской базе Инчирлик базируется 90 атомных боеголовок, то можно заметить, что эта страна хотела бы, наоборот, увеличить их количество из-за угрозы со стороны иранской ядерной программы. Таким образом, немецкие министры остались со своей инициативой в гордом одиночестве и вынуждены были, опасаясь серьезных неприятностей, прекратить работу в этом направлении. Петер Штрук намерен еще раз обсудить этот вопрос с партнерами по НАТО на предстоящем брюссельском саммите 9 июня, однако это обсуждение, скорее всего, демонтирует не бомбы, а саму инициативу по ядерному разоружению. Генсек НАТО Яак де Хооп Схеффер во время своего последнего визита в Берлин на всякий случай предупредил: «Немецкое правительство должно хорошенько подумать, прежде чем выносить эту тему на обсуждение».
Интересно, что проблема американских атомных бомб в Германии может разрешиться сама собой, без политических демаршей правительства. С начала 2013 года немецкие истребители-бомбардировщики «Торнадо», в том числе и те, что приписаны к бюхельской 33-й эскадрилье Люфтваффе, должны быть заменены более современными машинами – «Еврофайтерами». Однако последние не приспособлены к транспортировке атомных бомб и в принципе не могут, как неоднократно подчеркивал техотдел Бундесвера, быть переоборудованы для подобных задач.
Что касается Пентагона, то он сам, без всяких подталкиваний со стороны Германии, тихо и спокойно вывел 130 ядерных боеголовок, базировавшихся на немецкой базе ВВС США «Раммштайн», предположительно, обратно в Америку – как заявили американские военные, «исходя из соображений безопасности». Впрочем, в данном случае под «безопасностью» подразумевается технический аспект проблемы: авиабаза должна в течение двух лет быть полностью реконструирована, а американским военным неохота смотреть, как по их атомным бомбам ползают грузовики и бульдозеры. Однако немецкое правительство не теряет надежды, что ядерные заряды не вернутся в Германию из своего «отпуска на Родине».