Милые бранятся - только тешатся?
На прошлой неделе в федеральном суде города Александрия (штат Вирджиния) аналитику Пентагона Лоуренсу Франклину были предъявлены обвинения в передаче секретных сведений сотрудникам American Israel Public Affairs Committee (AIPAC). После того как Франклина ознакомили вкратце с тем, что ему инкриминируют, его отпустили под залог в 100 тысяч долларов. Предварительные слушания по этому делу назначены на 27 мая сего года.
Прежде чем перейти к более подробному освещению этого события, уже получившего скандальную огласку в американских СМИ (и не мудрено, ведь сотрудники ФБР еще осенью прошлого года, в рамках проводимого ими расследования, допросили по «делу Франклина» людей, близких к вице-президенту Дику Чейни и министру обороны Дональду Рамсфелду: зам министров обороны Пола Вулфовица и Дугласа Фейта, аналитиков Ричарда Перла и Дэвида Вормсера. – М.Т.), обратимся сначала к близкой нам истории, которая повествует о сложных, а порой просто неприязненных отношениях между спецслужбами США и Израиля. Израильские эксперты полагают, что нынешняя конфронтационная ситуация сильно напоминает им 50-е годы, когда Аллен Даллес, всесильный глава ЦРУ, проводил, мягко говоря, недружественную политику по отношению к их государству. В Тель-Авиве в долгу не оставались и платили американцам той же монетой.
Многие из нас искренне считают, что официальный Вашингтон всегда заботливо относился к интересам еврейского государства. Но это не так.
Как известно, самые большие потери Израиль понес в войне Судного дня.
Да, во многом из-за ошибок своего тогдашнего руководства. Но не только.
В 1992 году в газете «Джерузалем пост» была напечатана, на мой взгляд, статья-бомба. Ее автором был Брюс Бриль, с 1971 по 1974 год работавший в агентстве национальной безопасности. Бывший сотрудник американских спецслужб рассказал читателям, что в 70-е годы являлся аналитиком военной разведки, занимаясь проблемами Ближнего Востока. Я не стану пересказывать всю статью, хоть она, поверьте, заслуживает внимания. Остановлюсь лишь на отдельных моментах.
Бриль утверждает, что узнал о планировании нападения на Израиль армий Египта и Сирии на 30 часов раньше, чем она была передана из Вашингтона в Иерусалим. Он уверен, что его начальство располагало данной информацией за несколько дней до того, как заговорили арабские пушки, а танки Анвара Садата и Хафеза Асада начали наступление на Израиль с двух направлений: южного и северного. Окажись эти сведения в распоряжении Голды Меир и Моше Даяна, операция на Синае и Голанских высотах, разработанная при непосредственном участии СССР, могла быть сорвана.
По словам Бриля, антиизраильская политика спецслужб США достаточно долго оставалась большим секретом, даже внутри его ведомства. Евреям, пишет он, откровенно перекрывался доступ к различной информации. Короче говоря, им просто не доверяли. В первую очередь табу было наложено на информацию, от которой зависела судьба единственной демократии на Ближнем Востоке. Спустя почти 30 лет после окончания войны Судного дня, Бриль задает себе вопрос: а было ли в действительности проинформировано Вашингтоном израильское руководство о намерении египтян и сирийцев? Может быть, вслух делится автор своими мыслями с читателями, стоило пойти на риск, как это сделал спустя годы Джонатан Поллард, и лично проинформировать соплеменников о намерениях врагов?
Он не сделал этого, и теперь, живя в Израиле, казнит себя за тысячи погибших, раненых и искалеченных солдат ЦАХАЛа.
«Я был лояльным аналитиком американской военной разведки, с почестями вышел в отставку из американской армии...а вот Джонатан Поллард, в отличие от меня, все еще в тюрьме».
В 1983 году между Соединенными Штатами и Израилем был наконец-то заключен меморандум о стратегическом сотрудничестве. Одним из его пунктов являлся обмен разведывательной информацией между Вашингтоном и Иерусалимом. К сожалению, даже после подписания этого документа многие сведения, представлявшие огромный интерес для выживания еврейского государства, израильское правительство от своего стратегического союзника не получало. Именно об этом Поллард, сотрудник военно-морской следственной службы, и сообщил во время своей первой встречи полковнику израильских ВВС Авьену Селла в 1984 году. Суть своего разговора с Поллардом Селла передал в «Лакам» - спецслужбу еврейского государства, занимавшуюся военно-технической разведкой. После этой встречи Поллард начал регулярно снабжать Селлу информацией, связанной с иракской ядерной программой, созданием химического оружия Дамаском и так далее. Конечно, аналитик ВМФ не стал бы нарушать закон, если бы сведения такого рода поступали в Иерусалим по официальным источникам на основании меморандума от 1983 года.
Но давайте вернемся к основной канве нашего повествования. Следствие преподносит «дело Франклина» таким образом, что прямых обвинений в адрес еврейского государства пока не выдвигается. Возможно, что их вообще не будет. Главными фигурантами являются сам аналитик, а также его визави из AIPAC: Стивен Розен и Кейт Вейсман. Парочку обвиняют в том, что они получали от Франклина сведения, связанные с атаками террористов на американских военных в Ираке, а затем, передавали их израильтянам. На первый взгляд, информация малозначительная, но, засекреченная. А раз так, то передача ее в чужие руки – уголовно наказуемое деяние, за что Франклину может грозить до 10 лет тюрьмы.
Факт передачи информации в устной форме был зафиксирован эфбеэровцами в июне 2003 года, во время обеда, в котором принимали участие Франклин, Розен и Вейсман. Спустя четыре дня, отмечает «Нью-Йорк таймс», сотрудники спецслужб провели обыск на рабочем месте аналитика и нашли документ, содержание которого Франклин пересказал сотрапезникам из AIPAC. Затем последовал обыск уже в его доме, где удалось обнаружить более 80 документов: от «особо секретных» до «конфиденциальных».
По словам экспертов, знакомых с деталями этого дела, во время встречи Франклина с Розеном и Вейсманом речь шла не столько об Ираке, сколько об «иранской угрозе». Друзья пентагоновского аналитика утверждают, что он постоянно сетовал, что его экспертные заключения насчет «иранской угрозы» не доходят до Белого дома. Вот он и решил поделиться своими мыслями с представителями влиятельного еврейского лобби в лице AIPAC, имеющего теснейшие связи с так называемыми «неоконами», чтобы через них воздействовать на Джорджа Буша.
Так ли это на самом деле, сказать сложно. Между тем, по мнению источников, близких к Вулфовицу сотоварищи, «дело Франклина» - это вторая серьезная попытка со стороны соперников из разведывательного сообщества нанести удар по неоконсерваторам, вершащим бал в Пентагоне и имеющим слишком уж больше влияние на президента. Первой, давайте вспомним, было обвинение в шпионаже в пользу Ирана человека «неоконов», бывшего претендента на лидерство в Ираке, Ахмеда Чалаби. Расследование начиналось громко, однако затем было спущено на тормозах.
Что же, борьба за влияние в Вашингтоне идет серьезная. И вполне возможно, что Франклин, Розен и Вейсман оказались между цээрушным молотом и пентагоновской наковальней. «Нью-Йорк таймс» пишет, что инкриминируемые экс-сотрудникам AIPAC прегрешения (после месяцев защиты руководство организации приняло решение отказаться от их услуг) – это обычная практика получения информации и заведения знакомств в вашингтонских коридорах власти, которой пользуются лоббисты всех мастей, бизнесмены и журналисты. Да, Розен и Вейсман часто встречались с израильскими представителями, однако это входило в их прямые служебные обязанности.
Нельзя сбрасывать со счетов еще одну версию происходящего – обострившееся противостояние американских и израильских спецслужб, о чем я упомянул в начале статьи.
Осенью прошлого года в израильской газете «Едиот ахранот» был опубликован материал, из которого следовало, что ЦРУ, ФБР и Пентагон резко усилили разведывательную деятельность против еврейского государства. Издание обращало внимание читателей на то, что особый интерес американские спецслужбы проявили к ядерному центру в Димоне, Институту биологии в Нес-Ционе, а также к данным, связанным со строительством еврейских поселений.
В прошлые годы, отмечает «Едиот ахронот», израильские контрразведчики не раз и не два срывали попытки американцев завербовать израильтян. Однако, учитывая несомненную зависимость Израиля от финансовой помощи «дяди Сэма» и не желая обострения отношений, граждан еврейского государства, уличенных в сотрудничестве с американской разведкой, наказывали очень легко. Газета приводит в качестве примера разоблаченного сотрудниками «Шин-Бет» майора ЦАХАЛа, передававшего «стратегическому союзнику» секретные сведения оборонного характера. Он был арестован и получил длительный срок, однако довольно скоро был выпущен на свободу. Имя другого израильского военного, работавшего на американскую разведку, Йосефа Амита «Шин-Бет» скрыть от общественности не удалось. Его приговорили к 12 годам тюрьмы, однако, прогнозирует «Едиот ахронот», долго он в ней не задержится.
Подобные провалы не только больно бьют по самолюбию, но и требуют ответных ходов. Хотя в материалах следствия по «делу Франклина» обвинений в адрес Израиля нет, все подается таким образом, что заказчик полученной от аналитика Пентагона информации хорошо известен. Несмотря на заявления министра иностранных дел Сильвана Шалома о непричастности его страны к скандалу с Франклином, ФБР уже имело продолжительную беседу с одним из бывших руководителей израильской разведки Узи Арадом на предмет вовлеченности в это дело.
Скорее всего из Франклина второго Полларда делать не станут, дабы не нагнетать напряженность в отношениях между «стратегическими партнерами». По словам представителей Минюста, обвинений в шпионаже ему предъявлено не будет.
Как бы там ни было, показательного процесса, думаю, не избежать. Адвокат Франклина заявил, что его клиент не хочет признавать себя виновным, надеясь доказать это в суде. Удастся ли? Когда паны дерутся, у хлопцев обязательно чубы трещат. Закон кулачного боя...