Президент или вождь?

Факты. События. Комментарии
№17 (470)

2008... Эти четыре цифры с недавних пор погружают в трепет чуть ли не все российское общество. Волнуются политики и бизнесмены, чиновники и журналисты, ученые и рядовые обыватели. Взойдет или не взойдет Владимир Путин в 2008 году на вершину власти в третий раз? Вокруг судьбоносного вопроса кипят страсти, разгораются дискуссии, строятся гипотезы, одна «кудрявее» другой. А в костер добавляют хворосту все кому не лень, в том числе и сам Владимир Владимирович. Его обещания блюсти конституцию и ограничиваться двумя сроками президентства никого не успокаивают. Мало, что ли, заверений и обещаний в разное время сыпалось из Кремля, да так пустыми обещаниями и осталось.
Нет никаких сомнений, что многолюдная кремлевская камарилья пойдет на все, лишь бы Путин остался у кормила власти. Ближайшее окружение, весь Совет федерации, подавляющее число думских депутатов, чиновники высшего разряда настолько хорошо устроились, что не желают даже слышать о какой-либо новой фигуре на посту лидера. Еще бы, кому охота расставаться с престижным местечком, приносящим к тому же неплохой доход! И хотя реальные перспективы ближайшего будущего остаются смутными, не до конца определенными, президентская рать надежд не теряет. Она все-таки верит, и не без основания, в великую силу традиционной, веками проверенной византийской стратегии. Как известно, стратегия эта в любой самой сложной ситуации позволяет найти лазейку для спасения, пусть и неимоверно высокой ценой.
Недавно, находясь в Ганновере, Путин с демонстративной решимостью заявил: «Я не собираюсь менять конституцию». Странное, надо сказать, заявление. Он не собирается! Будто он лично конституцию сочинил и одарил ею россиян, а теперь волен доделывать и переделывать основной закон страны. Путинский намек на возможность быть избранным в 2012 году не более чем чисто византийский политический кунштюк – скрыть истинный смысл сказанного. Главное, вы сейчас успокойтесь, конституция переменам не подлежит.
А действительно, зачем ее менять? Разве так уж важно, как именуется пост лидера страны, вождя нации? Вспомним историю. Сталин до конца 30-х годов не занимал никаких государственных постов. Он и партийным генсеком числился номинально, руководящие бумаги подписывал без указания должности, просто «И.Сталин». Его прямые наследники Маленков и Хрущев были главами правительства, а вовсе не президентами. Брежнев и его наследники, наоборот, предпочли занять должность председателя президиума Верховного Совета, то есть президента страны. И все эти должностные перемещения никаких перемен в конституции не требовали. Страна и мир знали, кто именно стоит на вершине власти. Станет Путин снова всенародно избранным президентом или его попросту назначат главой правительства, большого значения не имеет. О том, что исподволь готовится именно второй вариант, существует достаточно убедительное свидетельство: Путин все чаще ведет заседания совета министров, вникает в дела всех ведомств. Премьер Фрадков исполняет при нем лишь роль доверенного лица.
Удивительно, но на наших глазах российская пропагандистская машина слепила из заурядного подполковника разведки и мелкого чиновника областного масштаба сначала фигуру достойного государственного мужа, а теперь лепит признанного вождя, замены которому нет и быть не может.
Не обошлось, правда, и без огрехов. Многолюдной свите из законодателей, силовиков, блюстителей порядка, публицистов надлежало, как и положено, играть короля. Притом короля современного – твердого, но справедливого, мудрого и терпимого к инакомыслию, честного и открытого всему миру. Кое-где переборщили. Генеральная прокуратура не очень ловко провела дело ЮКОСа, не справилась с рядом других неприятных уголовных дел. Чиновники безумно расплодились, однако стали еще более неповоротливыми, а взятки берут еще охотнее. Оплот демократии, Думу, так набили «единороссами», что даже для видимости оппозиции места уже не нашлось. А это нехорошо, портит международную репутацию президента. Буш может не принять Путина в своем техасском ранчо, да и друг Шредер покривится.
Огрехов прокуратуры Кремль как бы не замечает, перед массовой коррупцией он бессилен, зато насчет Думы кое-что замыслил. Первым догадался столичный мэр Лужков, золотая голова. Нужна оппозиция? Сделаем, не отходя от кассы. Внутри думской фракции «Единой России» организуем разномыслие. Предложение Лужкова принято, одобрено и будет реализовано, можно не сомневаться. Кому поручат изобразить инакомыслие, тот и изобразит. Чем не византийский прием?
Истинное беспокойство российской политической верхушки вызывает не то, в какой должности будет значиться Владимир Путин. Вождь, он в любом кресле вождь. Тревожат другие вполне вероятные рытвины, вовремя не засыпанные. Действительно существующие оппозиционные силы, искусственно выброшенные из властных структур, объединившись на почве общей обиды, способны воспользоваться любым поводом и вывести на улицы народ. Поводов хватает, и опыт такой борьбы с властью уже накоплен немалый. Если волнения перерастут в бунт, защищаться Кремлю нечем – стрелять в толпу вряд ли кто-либо решится. И тут уж византийскими играми не обойдешься.
Но это все-таки крайность, до которой дело, будем надеяться, не дойдет. Более актуальная проблема – подобрать такую кандидатуру в президенты, которая, с одной стороны, вызвала бы доверие хотя бы у незначительного большинства избирателей, а с другой – не претендовала бы на всю полноту президентской власти. Требования противоречивые. И гарантий маловато – взыграют в новом президенте амбиции, соберет себе команду, начнет гнуть свою линию. Пойдет тогда Владимир Владимирович руководителем какой-нибудь спортивной федерации. Многим же его сподвижникам и такого места не достанется. Могут и в тюрьму угодить, это уж как карта ляжет.
Угрозы реальные. Кремль лихорадочно пытается их предотвратить, найти надежные противовесы. Выработать единую линию и твердо ее придерживаться возможностей нет. Отсюда двойственность и метания, акции вроде бы взаимоисключающие. Нетрудно заметить, например, что верховная власть искусно подогревает в обществе ненависть к трем министрам-либералам - Грефу, Кудрину и Зурабову, однако в отставку их не отправляет. Наоборот, позволяет им проводить весьма болезненные реформы. Путинские призывы, обращенные к иностранцам, вкладывать капитал в российскую экономику неизменно сопровождаются жесткими заявлениями генпрокуратуры или непомерными претензиями налоговой службы к самым крупным и успешным бизнесам, что не может не пугать зарубежных инвесторов. Отсюда же торопливая организация молодежного движения с двусмысленным названием «Наши». Политическое кредо этих юнцов до смешного скудно: мы за Путина! Но одновременно и способно вызвать страх: вождя, который лучше всех знает, куда вести страну, три поколения россиян уже видели. Далеко не всем по душе перспектива заполучить еще одного гения всех времен и народов.
Пока никто в точности не знает, откуда берет начало энергетика столь противоречивых действий и заявлений. Обладает ли сам Путин достаточным единовластием, чтобы все в стране делалось по его воле. Или все происходящее является результатом подковерной борьбы в президентской команде. Такой борьбы, с ходом которой президент вынужден считаться тем чаще, чем слабее и неопределеннее его собственная позиция по той или иной проблеме. Похоже, самого Путина подобный дуализм до конца не устраивает. Ведь хочется и твердым лидером выглядеть, и демократом прослыть, и народ облагодетельствовать, и жесточайший порядок в стране навести. Из таких разных кусков материи приличного и модного платья не сошьешь. Не получится, как ни старайся. А так ли оно нужно, приличное платье? Для президента – обязательно, для вождя – любое сойдет. Как сойдет и любой государственный пост, пусть с виду и не первостепенный.
Горячее желание определенной части россиян превратить Владимира Путина во всенародно признанного вождя очевидно. Отретушированные его портреты уже красуются не только в офисах чиновников, но и во многих квартирах. Издаются умилительные повествования о его детстве и юности, звучат здравицы и слагаются песни. Представители всех трех ветвей власти, о чем бы ни заходила речь, считают нужным выразить полное согласие с мнением глубокоуважаемого Владимира Владимировича. Лакействующие политологи настойчиво вбивают в голову населения, что без Путина в России воцарятся хаос, всеобщая разруха и как следствие произойдет дробление страны на самостоятельные регионы. Многие верят. А что? Вполне может случиться. Только еще вопрос, насколько умело сдерживает этот процесс Путин.
Нынешнюю ситуацию в России трудно назвать стабильной. Значительные слои населения бедствуют. Экономика приближается к фазе стагнации, на гребне одной лишь нефтяной волны в современный мировой рынок въехать не удастся. Крупный бизнес отправляет полученные доходы за рубеж, не желая рисковать инвестициями в отечественное хозяйство. У правительства и народа нет уверенности в надежности армии и правоохранительных органов, в честности местных властей.
Разумеется, никто не возьмется утверждать, что в 2008 году в России появится президент лучше Путина. Тем более когда вокруг только и слышишь: даже равных ему не видно. Не видно, потому что нет возможности показаться. О достоинствах политика судить трудно, пока он не проявит себя в деле.
Так или иначе, но сегодня, за три года до выборов, российская элита явно ставит на Путина как на вождя нации. Удастся ли? Препятствий на пути к успеху много. Не исключено, что неожиданно «взбрыкнет» и сам Путин. Человек он неглупый, с приличным образованием, кое-что важное испытал и усвоил. Может посчитать, что не к лицу ему наряжаться в нелепый для европейской страны XXI века костюм вождя. И что тогда делать? Неужели не будет иного выхода, кроме как последовать примеру демократических стран? То есть обеспечить свободное выдвижение кандидатов и предоставить избирателям право определить победителя большинством голосов.
По сути, конечно, демократично, красиво, но все-таки немножко диковато. В истории России таких выборов главы государства, без подкупа, без подтасовок, не было никогда. Может, попробуют в 2008 году. Вдруг окажется, что ничем ужасным это не грозит.


comments (Total: 2)

Статья написана так, как будто до Путина и экономика и демократия процветали, а он пришел и все испортил и хочет продолжать портить все бесконечно долго. При Горбачеве и до него демократии в СССР не было вообще. При Ельцине появилась свобода слова, которой эффективнее всего пользовались "олигархи" для набивания своих карманов. При Путине установлен относительный порядок в экономике и политике и он оказался способным сформулировать задачи, стоящие перед обществом для улучшения жизни. До него ни один деятель на это не был способен. Ни президенты, ни правые, ни левые. Правильно поставить задачу - это наполовину ее решить. Будем ждать результатов. Статейка мелковата - примитивный лай.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Статья написана так, как будто до Путина и экономика и демократия процветали, а он пришел и все испортил и хочет продолжать портить все бесконечно долго. При Горбачеве и до него демократии в СССР не было вообще. При Ельцине появилась свобода слова, которой эффективнее всего пользовались "олигархи" для набивания своих карманов. При Путине установлен относительный порядок в экономике и политике и он оказался способным сформулировать задачи, стоящие перед обществом для улучшения жизни. До него ни один деятель на это не был способен. Ни президенты, ни правые, ни левые. Правильно поставить задачу - это наполовину ее решить. Будем ждать результатов. Статейка мелковата - примитивный лай.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir