Habemus Papam!
«У нас есть Папа!» - именно этими традиционными словами в Ватикане Конклав кардиналов под звон колоколов собора Святого Петра провозгласил в 17:49 по среднеевропейскому времени 19-го апреля избрание нового, 265-го по счету главы Католической церкви. Новым Папой Римским стал 78-летний уроженец баварского Регенсбурга, немецкий кардинал Йозеф Карл Ратцингер. Впрочем, это имя отныне вряд ли будет звучать так уж часто. Согласно традиции, новый Папа, вступая на престол, избрал себе новое имя: Бенедикт XVI.
Особой сенсации избрание Йозефа Ратцингера не произвело – с самого начала его имя стояло весьма высоко в списке основных претендентов на тиару. В течение суток собравшиеся на площади Святого Петра католики напряженно ожидали решения Конклава, состоящего из 117 кардиналов – кто же будет новым Папой. Три раза над крышей Сикстинской капеллы поднимался столб черного дыма – это означало, что провалился очередной раунд выборов. Кем были неудачливые кандидаты, отвергнутые Конклавом,– эта информация вряд ли когда-либо станет достоянием гласности: кардиналы – люди неразговорчивые, когда дело касается внутренней «кухни» Ватикана, да и традиция требует, чтобы они хранили молчание, если речь заходит о выборах Папы. В четвертый раз над центральной площадью самого маленького в мире государства вознесся белый дым – Конклав вынес свое решение.
Превращение кардинала Йозефа Ратцингера в Папу Бенедикта XVI является прежде всего подтверждением последовательности консервативной политики Католической церкви. Еще в бытность свою архиепископом Мюнхен-Фрайзинга, Ратцингер прослыл вдохновенным оратором, причем в основном он прославился своими проповедями, направленными против отмены целибата (священнического обета безбрачия), против абортов, разводов и эмансипации. Так же, как и покойный Иоанн-Павел II, чьим близким другом он являлся, Йозеф Ратцингер вполне определенно высказывался также и в отношении возможности для женщин занимать какие-либо священнические должности: «Пресвятая Дева Мария, которую мы все чтим, - повторял он слова Кароля Войтылы, - не входила, однако, в число апостолов Христовых, поэтому женщина не может быть священником». Таким образом, по мнению экспертов, не следует ожидать от нового Папы каких-либо радикальных реформ – политика Иоанна-Павла II будет продолжена.
Йозефа Ратцингера сама судьба, казалось, избрала для стези священнослужителя. Сын регенсбургского полицейского, воспитанник глубоко верующего семейства, маленький Йозеф еще в детском саду, по воспоминаниям своего старшего брата Георга, громко заявлял о том, что он будет кардиналом. В 30 лет стал самым молодым в Германии профессором теологии, в 50 – одним из самых молодых кардиналов Европы. В 1981 году Иоанн Павел II призвал блестящего интеллектуала Ратцингера в Ватикан: здесь он занял должность префекта Святой Конгрегации Веры – эта организация, носившая ранее имя Святейшей Инквизиции, с течением лет не только сменила название, но и смягчила свои методы, однако по-прежнему ее главу официально величают Защитником Веры. В 2002 году занял пост декана Коллегии кардиналов.
Георг Ратцингер, старший брат нового Папы, – также католический священник. За 9 дней до начала Конклава в интервью информационному телеканалу N24 он заявил, что не считает своего брата «проходным» кандидатом на высший пост в иерархии Католической церкви: не из-за его личных качеств, а исключительно исходя из соображений возраста и состояния здоровья – новый Папа перенес два подтвержденных врачами инфаркта, а в последние месяцы, по свидетельствам очевидцев, выглядел весьма неважно. Однако собравшиеся 19 апреля на площади Святого Петра в Ватикане католики увидели на балконе совершенно нового человека – создалось впечатление, будто вместе с мирским именем Папа Бенедикт XVI отринул и земные болезни. Мало того: Ратцингер, которого ватиканские священники за глаза прозвали «Неулыбчивым кардиналом», буквально лучился отеческой улыбкой, первым делом благословив католиков традиционным «Urbi et orbi».
Папа Бенедикт XVI – первый за более чем 500 лет немец, избранный главой Католической церкви. Поэтому неудивительно, что самая быстрая реакция на его «воцарение» последовала из Германии, конкретно – из Баварии. Здешний премьер-министр Эдмунд Штойбер заявил о «великом дне для Баварии и для всей Германии». Своим поздравлением он опередил даже канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Вторыми по счету поздравляющими стали земляки почившего Папы Иоанна-Павла II, поляки. Польские католики отбили новому Папе телеграмму следующего содержания: «Мы любим тебя, пусть ты и не поляк!». Примерно так же отреагировали итальянцы – свободно говорящий по-итальянски Йозеф Ратцингер, похоже, оказался милее их сердцам, чем даже наиболее вероятный кандидат-итальянец, кардинал Мартини. Следует заметить, что отклики из другого полушария оказались не столь восторженными: католики Южной Америки всерьез надеялись, что новым Папой станет их земляк – в конце концов, говорили они, именно на этом континенте проживает наибольшое в мире количество католиков. Реакция из США оказалась биполярной: с одной стороны, большинство американских католиков, согласно опросам, полагали Ратцингера фаворитом, с другой – надеялись на избрание более либерального Папы.
Надо признать, что, избрав Бенедикта XVI, Конклав кардиналов проявил стремление не столько к консерватизму, сколько к последовательности. Сам новоизбранный Папа в своей «тронной» речи сказал: «Следуйте за мной! – таков завет Иисуса Христа и таково послание нашего любимого Папы Иоанна-Павла II. Я – лишь смиренный труженик на винограднике Господа». Эти слова позволяют надеяться, что экуменическая, открытая миру, близкая сердцам людей политика предыдущего Папы будет продолжена его наследником.