оранжевая революция басков
Многие эксперты-политологи предсказывали, что с расширением Евросоюза внутри него станут набирать силу не только центростремительные, но и центробежные процессы. С одной стороны, страны-члены ЕС делегируют все больше своих функций Брюсселю, с другой – именно этот факт позволяет представителям многих национальных меньшинств и региональных правительств «перепрыгнуть» через головы ослабленных руководителей своих стран и добиваться большей автономии, больших прав и большего влияния. Лучшим примером такого процесса могут послужить последние события в Испании, а именно – в Стране Басков.[!]
Этот человек с брежневскими бровями и мрачным взглядом в последнее время частенько показывается на экранах центральных каналов испанского телевидения, портя настроение и аппетит завсегдатаям мадридских баров: премьер-министр Страны Басков Хуан Хосе Ибарретце. Он буквально таранит лбом телекамеру, его жесты напоминают жесты средневекового епископа, провозглашающего анафему какому-нибудь еретику, и слушающие его очередную речь жители Мадрида знают: его цель – расколоть Испанию.
Дома, в Бильбао, выступления всеми любимого и почитаемого премьера звучат совсем иначе – никаких задиристых речей, никаких вызывающих жестов. Ибарретце, скорее, становится похож на самого себя в молодости – юного крестьянского парня, лишь недавно покинувшего дом своего деда, фермера из небольшого селения Ллодио, где его отец работал на фабрике. Впрочем, такое поведение не вредит его имиджу – в Бильбао Хосе Ибарретце – любимец публики. Толпы восторженно скандируют: «Ari, ari, ari, Ibarretxe Lehendacari» - «Первый из присутствующих», именно так называют сторонники своего лидера и стар и млад размахивает национальными баскскими флагами – с белым и зеленым крестами на светло-красном поле.
49-летний Ибарретце, с 1999 года премьер-министр испанской автономной области Страны Басков и лидер местной партии националистов, широко улыбается, на секунду закрывает глаза и приступает: «Мы, те, кто живет и работает здесь, где бы мы ни родились, хотим иметь право решать наши собственные дела!» Ситуация, когда важные решения за басков принимают бюрократы в мадридских бюро – для Ибарретце неприемлема. Толпа аплодирует. Премьер-министр жонглирует беспредельной любовью к родине и презрением к «эспаньолистам» (федералам), словно целлулоидными шариками. Победа на состоявшихся выборах для него – возможность до конца реализовать давно задуманную программу административного отделения от Мадрида. Далеко идущих прав автономии, которыми уже сейчас обладает Страна Басков, согласно испанской Конституции, Хуану Ибарретце уже недостаточно. То, чего за десятки лет террора не достигли боевики ЭТА, чего не добились популисты-крикуны из баскской партии «Батасуна», может быть наречено именем Хуана Ибарретце: суверенитет народа басков.
Три баскских провинции, составляющие автономию: Алаба, Бискайя и Гипускоа – должны превратиться в новое суверенное государство. Впрочем, Мадриду в любом случае останется право решения военных вопросов, внешнеполитических и валютных: Ибарретце хорошо понимает, что его правительство не в состоянии собственными силами ни обеспечить стабильную баскскую валюту, ни добиться международного признания, ни, тем более, содержать отдельную армию. Таким образом, главные расходные статьи бюджета баскский премьер великодушно оставляет за испанскими властями, а вот что касается доходов – налогов, муниципального производства и прочего – тут он неумолим: все это должно быть передано в исключительное ведение Бильбао. Впрочем, 90% налогов уже сейчас идут именно в казну правительства Страны Басков – равно как и весьма ощутимые денежные дотации из центра: на развитие инфраструктуры, культуры и индустрии. Нельзя сказать, чтобы граждане автономии этого не осознавали, поэтому даже вернейшие сторонники националистов в последнее время не слишком-то разделяют их стремление отделиться от Испании.
Ибарретце, экономист с дипломом университета Бильбао, утверждает, что баскам жилось бы гораздо лучше, обрети они возможность самостоятельно управлять всеми своими делами. «Мы говорим «нет!» насилию и «да!» самостоятельности», - заявил он на предвыборном митинге в Гетцо – городе, где только за последний год террористы из ЭТА своими бомбами взорвали 15 человек. Впрочем, ему приходится одновременно заигрывать и со сторонниками «крутых мер» - в конце концов, на этот раз партия «Батасуна», слывущая политическим крылом ЭТА, не была допущена в избирательные списки, так что весьма приличный электорат оказался незадействованным.
Испанское правительство социалистов с благословения своего премьера Хосе Луиса Родригеса Запатеро еще в прошлом году выдвинуло план интеграции всех националистов из 17 испанских автономий в некую «плюралистическую модель», однако Ибарретце интегрироваться не возжелал: в конце декабря 2004 года он со своим проектом отделения от Испании получил большинство в баскском парламенте. Мадридские парламентарии «прокатили» этот же проект большинством в 90% мандатов. Однако как только будут объявлены официальные результаты выборов в Стране Басков, в исходе которых премьер не сомневается – он готов «уже на следующий день начать с Мадридом переговоры об отделении»: по его мнению, центральное правительство должно смириться со стремлением басков к суверенитету. «Такие конфликты не разрешаются с помощью оплеух», - заявил он в интервью газете «El Pais».
Его противники, консерваторы, заявляют: «Нельзя позволить, чтобы в конце концов победила ЭТА: ведь план Ибарретце выражает именно их цели – цели людей, убивших только в Стране Басков уже более тысячи человек». Однако их голоса и голос их лидера, 40-летней Марии Сан Гил из Сан-Себастьяна, плохо слышны баскам: консерваторам приходится читать свои речи в хорошо защищенных помещениях, так как боевики ЭТА угрожают их попросту перестрелять. Для них знаменитый лозунг «Patria o muerte!» («Родина или смерть!») подразумевает исключительно смерть политических противников.
comments (Total: 2)