Издатель Илья Левков: О войне и Победе – только правду

Лицом к лицу
№17 (470)

Я назвал бы своего собеседника Иваном Федоровым русской эмиграции. Конечно, книги на русском языке печатались в Америке и до него, но список книг, вышедших в созданном им издательстве «Liberty», впечатляет...[!]

- Илья, несколько слов о выходящей на этой неделе книге известного российского ученого и публициста Гавриила Попова « Война и правда. Цена Победы». Почему книгу издали вы, а не какое-нибудь московское издательство?
- Это произошло по разным причинам, но о главной я бы сказал аллегорически. Знаете, кто носит сегодня в России шапку-невидимку? Страх!
Да, страх носит шапку-невидимку. Кому из российских издателей нужны проблемы с правительством, с налоговой полицией, санинспекцией и еще Бог знает с кем? Предприниматели поняли: не надо высовываться. Помните плакат в городе Одессе: «Высовывайтесь, высовывайтесь! У вас будет тот вид!..» (смеется). Одесса научила Москву не только юмору, но и – страху.
Гавриил Харитонович Попов, будучи лояльным либералом, написал свою книгу довольно сдержанно. В ней не упоминается ни один из действующих ныне политиков (или политиканов), нет ни единого худого слова в адрес правительства, не брошено ни одного камушка ни в одну из политических партий России или даже группировок. И даже – заметьте! – в военных. Наоборот: эту книгу автор посвятил четырем своим дядьям, двое из которых пали во время войны, двое других были профессиональными военными. Он не враг российским людям в погонах, нет. Он, скорее, оппонент той военщине России, которая считает себя единственной защитницей России и наследницей ее боевой славы. Вот это странно и неприемлемо для либерального гражданина России Гавриила Попова.
- Напомните, пожалуйста, нашим читателям и мне о самых важных моментах биографии Гавриила Харитоновича Попова.
- Самой, осмелюсь сказать, скучной частью книги, о которой мы говорим, является биография автора. Хотя Попов – первый демократически избранный мэр Москвы, чьим замом был ныне действующий мэр столицы Юрий Михайлович Лужков.
Попов из семьи обрусевших греков, окончил экономический факультет МГУ, доктор экономических наук, профессор. Гавриил Харитонович – Президент Международного университета в Москве, лауреат очень престижной Ломоносовской премии, присуждаемой Российской академией наук за выдающиеся научные достижения.
С 1995 года он – председатель «Объединения социал-демократов» и в настоящее время – член Политсовета социал-демократической партии России. Его характеризует именно социал-демократический подход к проблемам, в частности, к этой. В книге нет зубоскальства, навешивания ярлыков типа «коммуняки» и так далее. Это очень серьезная, аналитическая, ответственная и, что хочу особо подчеркнуть, чрезвычайно читабельная книга либерала западного толка.
- Автор захочет, видимо, чтобы книга продавалась не только, даже не столько здесь, сколько в Москве. Правильно?
- Права на издание книги принадлежат «Либерти», но книга, при соответствующей договоренности, может быть переиздана в России.
- Автор сможет вывезти часть тиража в Россию?
- Конечно. Пять книг, изданных мною в свое время в Америке, были переизданы в России, так что для меня такой подход – не новость. Последняя книга, на которую я получил от властей России право ввоза в страну, была «ФСБ взрывает Россию». Однако едва книга пересекла границу России, она была арестована. Что касается «Цены Победы», то этой книгой уже заинтересовались и Польша, и страны Балтии, и Украина, и даже страны Кавказского региона. «Либерти» много лет издает не книги-однодневки, а книги, живущие десятки лет и не теряющие с годами своей актуальности, серьезности, если угодно, поучительности.
- Я читал некоторые изданные вами книги. Напомните, пожалуйста, названия самых «острых» из них.
- Первая моя книга – «Разрыв с Москвой» Аркадия Шевченко, заместителя Генерального секретаря ООН, бежавшего на Запад. Думаю, комментарии излишни. Далее - мною издан первый роман о Чернобыле: Юлия Вознесенская «Звезда Чернобыль». Невероятно интересная, поучительная и даже разоблачительная книга. Изданы и переизданы воспоминания Виталия Коротича о том, как творилась гласность, как его перевели из Киева в Москву и поставили во главе «Огонька». Большим спросом пользуется единственная в своем роде книга Анатолия Карпова «Сестра моя Каисса» - о том, что происходило в кулуарах шахматных баталий.
«Двадцать писем другу», «Только один год» и «Далекая музыка» Светланы Аллилуевой, «Охота за «Красным Октябрем», «Игры патриотов», «Тропик Рака», «Месть». По последним четырем книгам в Голливуде поставлены фильмы.
- Поговорим теперь о книге Гавриила Попова конкретнее. Вы согласны с утверждением автора, что Сталин обманул русский народ, заплатив 1,5 миллиона жизней за насаждение своего социализма в Восточной Европе? Где надо было Красной Армии остановиться, чтобы этих потерь избежать?
- Попов, на мой взгляд, не совсем точно употребляет глагол обманул. Почему? Мы рассматриваем политическую философию Сталина. У него был шанс остаться в истории великим реформатором, даже несмотря на устроенную им перед войной кровавую мясорубку. Каким образом? Достичь границ Советского Союза, остановиться и заняться реформированием собственной страны на демократических началах.
Сталин решил «освободить» народы Восточной Европы, навязав им свой социализм, воспользовавшись плодами добытой огромной кровью народов Советского Союза победы. Сталин этим шансом пренебрег, пожелав остаться в истории не великим реформатором, а кровавым тираном.
- Да, победа далась народам страшной кровью... Как вы, Илья, относитесь к строчке из известной песни, прозвучавшей в кинофильме «Белорусский вокзал»: «Мы за ценой не постоим»? Генералиссимус под этим афоризмом Булата Окуджавы подписался бы двумя руками...
- В этих словах выражена ментальность державы! И именно такой державы, как Советский Союз или нынешняя Россия, а не ментальность нормального государства, заботящегося не только о достойной жизни для своих граждан, но – в первую очередь! – о сохранении жизни каждого из них. Даже, заметьте, тяжких преступников. Не все это понимают, поскольку песня, как большинство песен такого рода, написана в мажорном ключе, все радостно ее подхватывают, забывая о значении этих слов.
Автор пишет: «Не сделав честной оценки великой Победы, мы становимся беззащитными перед хвастовством и самолюбованием. Мифы прошлого выгодно сохранять тем, кто хочет создавать новые мифы. Не проведя переоценку прошлого, мы не привьем России иммунитета против вранья. Неужели будущую новую Россию можно строить не на фундаменте правды?».
Именно в связи с последней концепцией автора я предложил как бы двойное название книги «Война и правда. Цена Победы».
- Вашу семью, Илья, война затронула?
- В книге Гавриила Попова я нашел высказывание его дяди, которое было абсолютно идентично высказыванию моего дяди, инвалида войны, потерявшего на фронте ногу. Он был артиллеристом, стрелял из пушки, которую они называли «прощай, родина». Я, пацан, помню, спрашивал дядю, почему пушка заслужила такое название. «Потому, - отвечал он, - что она часто взрывалась, воюя таким образом не только против немцев, но и против своих». А дядя Попова называл «прощай, родина» какой-то советский бронетранспортер. Мне эта перекличка наших близких людей очень понравилась!
Моя семья до войны жила в Вильнюсе, родители сумели из него выскочить, а дедушки и бабушки с обеих сторон погибли в Холокосте.
- Реально ли, учитывая нынешнее экономическое положение России, чтобы ее власти выплатили, как предлагает Г.Х. Попов, значительные денежные суммы непосредственным участникам войны?
- Мне трудно быть в данном случае экономистом и предположить, какие суммы может выплатить государство участникам войны. В данном случае важнее не сумма, а идея, символика: государство награждает не медалью, не правом отовариваться вне очереди, а дает каждому участнику войны единицу независимости, пусть и небольшую. Деньги – это кусок свободы. Ветеранам дают деньги и говорят: делайте с ними что хотите. Это правильная, уважительная акция, более весомая, чем швыряние сомнительной льготы.
- Предложение уважаемого мной Гавриила Харитоновича о создании Мемориала народной Победы к 60-летию Победы я считаю несбыточным. Ваше мнение, Илья?
- Концепция этого мемориала универсальна, то есть космополитична. Предлагается включить в него памятники союзникам, погибшим морякам конвоев, сопровождавшим суда, которые везли продовольствие и оружие Советскому Союзу. Предлагается поставить памятник даже тем, кто пошел служить противнику для борьбы со Сталиным, попавшим в плен, погибшим во время войны в гитлеровских и сталинских лагерях и так далее. И даже памятник павшим немецким солдатам! Вы знаете, кстати, что на Бородинском поле поставлен памятник французским солдатам, павшим в этом сражении?
В центре предполагаемого мемориала Гавриил Попов предлагает поставить три стелы главным, как он считает, битвам Великой Отечественной войны: Московской, Ленинградской и Сталинградской.
- В этом мемориале наряду со многими памятниками Попов предлагает поставить памятник Сталину – с учетом всех его положительных и страшных деяний. Я не скульптор, но мне кажется, это должен быть не черно-белый – вспомните памятник Хрущеву работы Неизвестного, - а скорее черный монумент с редчайшими и мелкими, как соль, белыми вкраплениями. А как еще выразить «дисбаланс» деяний Сталина?
- Хороший вопрос, ответа на который у меня нет. Я тоже не скульптор и не художник, но мне вспоминается одна строчка румынско-еврейского поэта Пола Челана, писавшего по-немецки, которая, возможно, как-то позволит приступить к решению этой задачи:

Они питались черным молоком...

Речь об убийцах, о тех, на чьей совести миллионы жертв Холокоста. В поэзии легче найти образ, чем в архитектуре, но сказать, что это невозможно, я, издатель, не могу. И памятник Сталину нужно ставить не для того, чтобы люди приходили туда и возлагали цветы, а чтобы помнили.
- Покойный Александр Евгеньевич Бовин на вопрос, как он относится к тому, чтобы переименовать Волгоград в Сталинград, отвечал: «Можно или даже нужно переименовать, чтобы люди помнили, по чьей вине немцы оказались на Волге, у стен этого самого Сталинграда». И последний вопрос, Илья. Вы хотели бы поехать на предстоящие торжества в Москву?
- Нет. Я не люблю шумных празднеств, гуляющей толпы, грома салюта. Я теряюсь, мне становится не по себе. Возможно, это происходит из-за моего маленького роста.
- Не прибедняйтесь, Илья. Но я открою читателям одну вашу личную тайну: ваш сын выше вас как минимум на две головы – настоящий дядя Степа...
- (Смеется). Как говорил Наполеон, не выше, а длиннее. Хотя он парень, видно, способный: знает семь языков, сейчас «добивает» испанский.
Хочу закончить наше интервью теми словами, с которых начал: книга Гавриила Попова «Война и правда. Цена Победы» – одна из самых серьезных, интересных и пронзительных книг, какие мне когда-либо приходилось читать и издавать.


comments (Total: 6)

Почитайте комментарии в русских сайтах. К горькому сожалению народ по-прежнему ничего не понял из прошлого своей Родины. Сегодняшние правители через подмятые государством(Путиным и Ко) средствами масс-медиа проводят большевистскую политику зомбирования. Гигантская страна с величайшим потенциалом опять заводится в тупик.Вот только последствия этого будут намного серьёзнее, чем всё, что человечество испытало ранее.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Я ровесник Гавриила Попова и близкий по происхождению. Сёла наших предков - греков депортированных Екатериной из Крыма в приазовье находятся рядом. Мало кто знает судьбу нашего народа в годы большевистского правления. В селе моего отца было расстреляно 247 человек и множество отправлено в Сибирь. Но это была судьба не только греков. Такая же участь постигла всю страну. Воюя с немцами весь наш народ не зависимо от национальности защищал свой дом, своих родных, матерей, детей. Одновременно защитили банду убийц, предателей народа, садистов. Должно было состоятся два Нюрнберга и на висилицы вместе с гитлеровскими вождями пойти сталинские, а труп самого "Вождя народов" сожжён и развеян на свалке.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
яю59AB28B5;L=>

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Абсолютно согласен с мнением ain51.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Помятник Сталину "для истории" ставить, на мой взгляд, не стоит, если только, вместе с памятником Гитлеру - этакое дружеское рукопожатие. Остановка на границах Евроны во время войны - глупость. Сталин мог вывести войска из Европы как из Австрии и это бы было хорошо и для СССР и Европы, но не для того он затевал Вторую Мировую.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Помятник Сталину "для истории" ставить, на мой взгляд, не стоит, если только, вместе с памятником Гитлеру - этакое дружеское рукопожатие. Остановка на границах Евроны во время войны - глупость. Сталин мог вывести войска из Европы как из Австрии и это бы было хорошо и для СССР и Европы, но не для того он затевал Вторую Мировую.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir