Китайское лобби Европы

Факты. События. Комментарии
№16 (469)

Торговля оружием – дело более чем прибыльное в современном мире. Однако занятие это, являющееся прерогативой высокоразвитых государств и контролируемых ими фирм, частенько оказывается не просто «палкой о двух концах», но самым настоящим обоюдоострым мечом: достаточно вспомнить печальный опыт США, собственными руками вооруживших Осаму Бен Ладена, либо Советский Союз, буквально под завязку напичкавший оружием Сирию и Египет: весьма значительная часть этого оружия обращена теперь против российской армии в Чечне.[!]
Международное эмбарго на продажу Китаю вооружений действует уже несколько лет – с того самого дня, когда китайские танки раздавили антиправительственную студенческую демонстрацию на пекинской площади Тянаньмэнь. Нельзя сказать, чтобы Китайская Народная Республика так уж остро нуждалась в импорте оружия – собственного производства китайцам до сих пор было более чем достаточно: от автоматов Калашникова до ядерных боеголовок «Цзян Лэй» («Поражающий Гром»), от саперных лопаток до боевых кораблей Военно-морского флота – все это с успехом выпускалось и выпускается китайским военно-промышленным комплексом. Однако, как известно, несмотря на объемы военного производства (а оборот ВПК составляет в Китае весьма ощутимую часть общего бюджета), китайская армия считается гораздо хуже вооруженной, нежели армии европейских государств и, тем более, США. Причина проста: в области новейших военных технологий Китай по-прежнему весьма ощутимо отстает от государств Запада, а также от России.
Все оружие, производимое Китаем, так или иначе имеет отношение к старым советским лицензиям: к примеру, штатным стрелковым оружием китайских солдат по-прежнему остается автомат АК-47, а танковые части укомплектованы в большинстве своем боевыми машинами Т-62. Этого вполне достаточно для того, чтобы угрожать Тайваню или держать в страхе антикоммунистическую оппозицию, однако для того, чтобы восстановить свою роль мировой державы, Китаю жизненно необходимы передовые военные технологии.
И вот, в конце марта влиятельные лидеры Германии и Франции один за другим стали высказываться в том смысле, что «современный Китай – это не Китай 80-х» и что «пора отменить эмбарго на торговлю оружием с Китаем». Именно в этом духе выдержаны выступления президента Франции Жака Ширака, канцлера Германии Герхарда Шредера и немецкого министра иностранных дел Йошки Фишера.
Эти высказывания уже сейчас вызвали серьезную озабоченность у Японии и Тайваня. Японцы, которых с Китаем связывает (или, скорее, разъединяет?) многовековая история взаимной конкуренции и конфронтации, опасаются непомерного усиления соседа. Что же касается Тайваня, этого китайского «Острова Крым», то здесь намерения европейских лидеров попросту повергают всех в шок. Притязания Китая на этот остров до сих пор успешно сдерживались американцами, чье военное превосходство над Китаем неоспоримо. Однако в случае, если китайцы получат доступ к европейским военным технологиям, неизвестно, какие силы они в состоянии будут бросить на Тайвань.
В любом случае снятие эмбарго грозит миру как минимум еще одним серьезным военным конфликтом.
Зачем же понадобилось лидерам ФРГ и Франции так опасно раскачивать лодку? Можно ли это объяснить просто желанием французских и немецких военных концернов получить очередные многомиллиардные контракты? Что ж, и эта причина, несомненно, имеет место: в конце концов, Йошка Фишер давно и прочно зарекомендовал себя в немецких деловых кругах как «почетный китаец». Достаточно вспомнить два нагляднейших примера: постройка в Китае двух экспериментальных линий скоростной магнитной дороги «Метрорапид» и продажа КНР немецкого завода по производству плутония.
В первом случае именно «зеленые» во главе с Фишером не допустили использования технологии «Метрорапид» в Германии, сославшись на исходящую от нее экологическую опасность. В конце концов, при содействии того же Йошки Фишера, «Метрорапид» был куплен Китаем за 2 млрд. евро – причем эти самые 2 млрд. были выплачены китайским правительством не из собственного кармана, а одолжены... у Германии. По сути, немецкое государство уплатило немецким концернам «Siemens» и «Thyssen Krupp» за постройку линии «Метрорапид» в... Шанхае, КНР.
Второй же случай, с плутониевым заводом, пимел место около полутора лет назад: построенный в конце 70-х и законсервированный тогда же завод был на корню продан Китаю за 50 млн. евро. Контракт скрепил своей подписью все тот же Йошка Фишер – человек, несколькими годами раньше предотвративший продажу этого же завода России, причем не за 50, а за 200 млн. евро.
В конце 90-х главным аргументом Фишера являлась неустойчивая политическая ситуация в СНГ. Он высказался по этому поводу: «Неизвестно, в чьи руки в конце концов попадет этот плутоний». Очевидно, в случае с Китаем Фишеру это оказалось доподлинно известно, причем получатели конечного продукта данного производства, по мнению вице-канцлера Германии, настолько достойны доверия, что завод вместе с высокими технологиями оказалось возможным уступить им за четверть цены, предлагаемой Россией. Бессмысленно прибавлять, что и эти деньги были одолжены Китаю Германией.
Впрочем, не следует забывать еще один важнейший фактор: ФРГ является одним из мировых лидеров по производству вооружений оборонительного, а вовсе не наступательного характера. Лучшим примером таких технологий являются знаменитые немецкие легкие разведывательные танки Fuchs, предназначенные для борьбы с ядерным, бактериологическим и химическим загрязнениями. Именно за их поставки ратуют китайские военные, причем многие эксперты и политики сходятся во мнении, что продажа их Китаю не в состоянии сколько-нибудь ощутимо изменить военный баланс в дальневосточном регионе.
Другое дело – Франция. Эта страна в течение всего послевоенного периода разрабатывает не только военные ядерные технологии, но и самые различные типы наступательного оружия – от мобильной артиллерии до весьма конкурентоспособных истребителей-штурмовиков «Фантом». Получение подобных вооружений немедленно усилило бы Китай в сравнении с любой самой могущественной страной мира – хоть США, хоть Россией, хоть самой Францией. Поэтому совершенно не зря Джордж Буш столь негативно отзывается о намерениях своих немецкого и французского коллег.
Можно предположить, что как для Шредера, так и для Ширака эта кавалерийская атака на внешнеполитическом фронте служит лишь отвлекающим маневром: у обоих руководителей государств в последние месяцы внутриполитические дела идут из рук вон плохо. Ширак вынужден бороться с оппозицией в рядах собственной партии – лидером ее является весьма популярный во Франции министр Николя Саркози, чье влияние в стране все более усиливается. Что же касается Шредера – антиамериканская риторика уже не раз спасала его от буквально безвыходных ситуаций, помогая вновь завоевать симпатии отвернувшихся от него и от его партии бундесбюргеров. Вот и сейчас, требуя отмены международного эмбарго на поставки оружия Китаю, он вряд ли преследует какие-либо далеко идущие внешнеполитические цели. Скорее, как хороший шахматист, Герхард Шредер просчитал ответную негативную реакцию администрации США и сейчас постарается использовать ее для очередного антиамериканского раунда, способного помочь СДПГ удержаться у власти. «Довлеет дневи злоба его», - сказано в Экклезиасте, и вряд ли руководители Франции и Германии в самом деле думают о том, как аукнется их инициатива на Дальнем Востоке. В конце концов, если, быть может, китайская армия станет подавлять оппозицию в стране с помощью немецкого и французского оружия – это будет происходить демократичнее, чем десять лет назад?


comments (Total: 2)

В статье очень много неточностей, хотя в принципе оценки автора соответствуют истине.<br>Где во Франции производят Фантомы? Может, это Миражи?<br>Й. Фишер дистанцироровался от взглядов Г. Шрёдера на снятие эмбарго Китаю, а его партия "зелёных" публично заявила о своёй негативной позиции.<br><br>Просьба не принимать враждебно критику, Ваша газета интересная.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
В статье очень много неточностей, хотя в принципе оценки автора соответствуют истине.<br>Где во Франции производят Фантомы? Может, это Миражи?<br>Й. Фишер дистанцироровался от взглядов Г. Шрёдера на снятие эмбарго Китаю, а его партия "зелёных" публично заявила о своёй негативной позиции.<br><br>Просьба не принимать враждебно критику, Ваша газета интересная.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir