Утомленный доллар
Все смешалось в мировой экономике. Проверенные временем закономерности вдруг перестают работать, привычные причинно-следственные связи рушатся. Как заметил один экономист, мы оказались в дремучем лесу, куда не ступала нога человека и где нет знакомых примет, по которым можно было бы определить верный путь. Никогда в истории страна, погрязшая в огромных долгах, с национальной валютой, курс которой катастрофически падает, не могла оставаться лидером экономического прогресса, притягивать к себе мировой капитал. Теперь такая страна есть. Понятно, что речь идет о Соединенных Штатах Америки.[!]
Америка, что ни год, бьет рекорды. Дефицит федерального бюджета превысил 650 миллиардов долларов и продолжает расти. Сумма внешнего и внутреннего долга приблизилась к 10 триллионам. По всем прежним понятиям, нам пора объявить о полном банкротстве и пойти в услужение к тем, кто побогаче. А мы гуляем, веселимся, без удержу скупаем все подряд и в ус не дуем. Весь мир изо всех сил старается удержать высокий курс нашего доллара, но он все равно падает. И нас самих это не волнует, мы равнодушно позевываем, узнавая из очередных сводок, что за минувшую неделю доллар утерял еще парочку центов. Маститые экономисты заверяют нас, что ослабление отечественной валюты резко повысит экспорт американских товаров и сократит импорт. В действительности внешнеторговый дефицит все растет и растет, увеличиваясь каждый месяц на 55 – 58 миллиардов. Конца этому не видно, однако никакой паники в стране не наблюдается.
Парадокс следует за парадоксом. Полтора десятка лет доллар США безраздельно господствовал в мире. Видно, переутомился, стал слабеть. Со второй половины 2001 года доллар по отношению к евро потерял 38 процентов реальной стоимости. Казалось бы, зарубежным инвесторам теперь просто нечего делать и не на что надеяться на американском рынке. Между тем они по-прежнему охотно скупают тут ценные бумаги. По данным на начало прошлого года, вложения иностранцев в финансовый рынок США составили 3,3 триллиона долларов. Были, правда, короткие периоды, когда зарубежные инвестиции заметно сокращались, но затем снова набирали силу. Даже Россия отправляет накопления своей казны в Америку.
И еще. У нас гигантский бюджетный дефицит, во многих странах, наоборот, существенный профицит. Сравним. Дыра в бюджете США составляет рекордные 5,6 процента валового продукта. Напротив, финансовый жирок в Японии достиг 3,7 процента к валу, в Китае – 2,3 процента, в Германии – 2,9, в Тайване – 6, в Бельгии – 7,8 процента. Правительства и население этих стран могли бы только радоваться, а они почему-то жутко беспокоятся – их тревожат растущие долги Америки и падающий курс доллара.
Как не тревожиться, скажем, японцам. Их экономика строится главным образом на экспорте. В обмен на свои товары они получают доллары, курс которых все время снижается. За последние два года центральный банк Японии потерял в связи с этим значительную часть своих валютных резервов. Причем часть средств ушла на попытки каким-то образом поддержать доллар, притормозить его падение. Не получилось.
Забеспокоились и многие американские экономисты. Впрочем, не все. Кое-кто по-прежнему твердо стоит на привычных постулатах экономической теории. По их мнению, на бюджетный дефицит и долги, какими бы огромными они ни были, не стоит обращать особого внимания. В международной практике принято откладывать возврат долгов на долгие сроки, а часть обычно даже списывают. А дешевый доллар полезен для экономики США, поскольку позволяет сделать американские товары более привлекательными, более дешевыми для потребителей других стран, а также способствовать росту иностранного туризма в Америку. Насчет туристов ожидания оправдались, насчет роста товарного экспорта - нет. Нам предлагается немножко подождать, постепенно все придет в норму.
Сторонники иной точки зрения уверены, что ничего хорошего мы не дождемся. За пределами Соединенных Штатов скопилась огромная долларовая масса – и в банках, и у частных лиц. Еще совсем недавно она считалась самым надежным финансовым резервом, однако с падением курса ее надежность поставлена под сомнение. Центральные банки зарубежных стран могут изменить состав своих валютных запасов в пользу евро или японской иены, пустить в продажу американские бонды и акции. Это грозит Америке ростом инфляции, сокращением потребительской активности, что в конечном итоге приведет к рецессии не только в американской, но и в мировой экономике.
События последних месяцев отчасти подтвердили этот прогноз. Массового сброса американских ценных бумаг не произошло, но в стратегии многих центральных банков действительно наблюдаются существенные перемены. Валютные резервы Индии, Китая, Южной Кореи, России и ряда других стран постепенно избавляются от долларов США. На сырьевых биржах стоимость нефти определяется в долларах, но при заключении конкретных сделок на куплю-продажу цена все чаще пересчитывается в евро.
Дисбаланс в развитии экономики США и значительной части остального мира становится все более очевидным. Его обострение никому пользы не принесет. Можно ли остановить или хотя бы смягчить этот негативный процесс? Эксперты считают, что теоретически можно, но практически чрезвычайно трудно. На пути к балансу, в котором, кстати говоря, прежде не было никакой необходимости, стоят различия в фундаментальных основах экономики разных стран и ментальности народов.
Бурное развитие ряда азиатских государств опирается главным образом на экспорт, на снабжение международного рынка максимальным числом товаров по минимально возможным ценам. Америка же за последние полвека стала чуть ли не самым крупным импортером в мире. Основой ее экономики является внутренний рынок, на котором отечественные дорогие товары не способны достойно конкурировать с более дешевыми товарами из-за рубежа. Заставить массового потребителя отказаться от сравнительно дешевого импорта практически невозможно. Добиться снижения цен на товары собственного производства тоже задача нерешаемая. Для этого пришлось бы сокращать уровень заработной платы в стране.
С Европой наши пути тоже заметно разошлись. Там высокие налоги, за счет которых создана мощная система социальной поддержки населения, там немало ограничений для предпринимательства, банковский кредит дорог и получить его непросто. В Америке все наоборот. Можно до умопомрачения спорить, какая система лучше, перспективнее. Европейцы будут защищать свою, мы – свою. Процесс сближения, если на него решиться, неизбежно пройдет через очень болезненные этапы для обеих сторон. Мы ведь не готовы, к примеру, повышать налоги. Точно так же наши заокеанские партнеры не готовы налоги снижать.
Ситуация выглядит безвыходной, обострение дисбаланса – предопределенным. Дыра в бюджете США будет расти, доллар продолжит падение, признаки инфляции станут все более очевидными. И весь мир будет печалиться по этому поводу. Потому что ослабление американской экономики обязательно скажется на развитии других стран и регионов, вызовет неприятности глобального масштаба. Государства-экспортеры потеряют такой обширный рынок сбыта, подобного которому на земном шаре нет и в обозримом будущем не предвидится. Мир лишится надежного торгового партнера и могучего финансового спонсора. О политических и социальных последствиях даже говорить не хочется.
Но прежде чем впадать в полное уныние, есть смысл разобраться, почему дисбаланс стал столь беспокойным фактором. В истории цивилизации всегда одни страны в экономическом развитии уходили вперед, а другие отставали. Общепринятой нормой во все времена считалась борьба во имя собственной выгоды, в защиту интересов своей страны, своего народа. В подтверждение нерушимости этой нормы мы и сегодня охотно цитируем выдающихся государственных мужей прошлого. У них разные имена, они руководили разными странами и в разное время, однако говорили по существу одно и то же: экономические интересы нашего общества превыше всего. Грубо говоря, национальный эгоизм был и остается до сих пор полным тождеством патриотизма.
Наше время поставило этот тезис под сомнение. Идет бурный процесс глобализации экономики. Свободное обращение капитала, инициированное Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер, смело пограничные и таможенные барьеры, поставив все страны в зависимость друг от друга. Причем в зависимость тесную. Прежние принципы только путают карты, питают стремления к недостижимому. Экономисты всех стран, кого ни спроси, желают, чтобы доллар был сильным, чтобы в Америке исчез бюджетный дефицит и пришел в норму внешнеторговый баланс. Тогда американцы будут ввозить еще больше товаров из-за рубежа, расплачиваясь за них сильным и надежным долларом. Желания желаниями, а нужды сегодняшнего дня заставляют центральные банки все настойчивей замещать американскую валюту европейской.
Очень долго это продолжаться не может. Глобализация – процесс необратимый, в конце концов он сбалансирует экономические интересы большинства стран. Так что, вероятно, правы те эксперты, кто уверен, что нынешний дисбаланс постепенно исчезнет сам собой. Некоторые даже срок называют – 2010 год. Важно только не создавать искусственных препятствий чисто волевыми политическими решениями. Задача непростая, соблазн волевых решений велик. Но, как известно, ничто так не содействовало прогрессу, как осознанная необходимость. Это обнадеживает.
comments (Total: 6)