Выставка длиною в пять миль
Эта грандиозная, крупнейшая в истории экспозиция под открытым небом протянулась более чем на пять миль вдоль Бродвея от Columbus Circle на юге до Washington Heights на севере или, иначе говоря, от 60-й до 168-й улицы. Дело в том, что как раз от шестидесятой улицы посередине Бродвея тянется неширокая аллея, разделяющая потоки автомобилей, движущихся в противоположных направлениях. Вот как раз в тех местах, где аллея делится на отрезки пересекающими ее улицами, правда, не на каждом углу, и расположились 25 скульптур, созданных известным американским мастером Томом Оттернесом. Это первая выставка такого рода, устроенная на бродвейском молле.
Хочу заметить, что одну скульптурную группу под названием «See No Evil», располагавшуюся на углу Бродвея и 60-й улицы, в середине января убрали в связи с проводящимися строительными работами в районе Columbus Circle. Так что сейчас можно увидеть только 24 скульптуры, и экспозиция начинается с
64-й улицы. На этой выставке под открытым небом можно увидеть все разнообразие работ одного из самых выдающихся современных американских скульпторов, произведения которого неоднократно экспонировались как у нас в стране, так и за рубежом. Его стилизованные бронзовые фигуры часто скомбинированы в ансамбли и представляют собой сценки, с помощью которых автор исследует различные стороны человеческих отношений и проявлений характера – от непомерных амбиций до обычных причуд и слабостей. Он выбирает темы для своих произведений из обычной, повседневной жизни, слегка их трансформируя и добавляя изрядную толику юмора. Так что герои, которые изображены в скульптурных произведениях Тома Оттернеса, самые разнообразные, так же как и размеры его работ, высота которых колеблется от полуметра («Boy and Dog» на углу 122-й улицы) до шести с половиной метров («Escaping Leg» на углу 72-й улицы).
Обычно Оттернес из простых элементов вроде шара, конуса, отрезка цилиндра или параллелепипеда создает характерные пухлые, будто слегка перекормленные, фигурки людей и животных, несущих в себе некоторые комические черты. Причем герои произведений Оттернеса редко бывают статичными или пассивными, напротив, очень часто они вовлечены в какую-либо деятельность.
Ярким примером может служить расположенная на углу 65-й улицы скульптурная композиция, которая называется «Trial Scene». В этой «Сцене в суде» участвует много действующих лиц. Судят Кота, но это не тот случай, который всем нам известен из басни Крылова «Кот и Повар», когда Повар читает Коту мораль, а «Васька слушает да ест». Здесь запечатлено американское правосудие, и провинившийся Кот сидит на скамье подсудимых на цепи. В качестве судьи выступает премудрая Сова, обвинение зачитывает Пес, а в числе присяжных заседателей мы видим Мышь. И хотя один из присяжных явно заснул, то другие бдят, так что Коту не отвертеться, если он в чем-то провинился.
В скульптурной композиции «Escaping Leg» сбежавшая нога остановилась в растерянности на углу 72-й улицы около входа в метро. Скульптура проста – к относительно небольшой пухлой ступне приделана в виде высокого перпендикуляра шестиметровая труба. Вот и вся нога. Но на самом ее верху примостилась какая-то маленькая странная фигурка, которую трудно хорошо рассмотреть, потому что она слишком высоко находится. Вероятно, это тот самый чертик, который зачастую толкает нас на необдуманные поступки. Оторвавшаяся от тела нога, которая, как Колобок, и от дедушки ушла, и от бабушки ушла, видимо почувствовав всю нелепость своего поступка, замерла в нерешительности. Может, надо вернуться к своему одноногому хозяину, который где-то теперь вынужден скакать на костылях?
Вот так размышляя и разглядывая произведения Тома Оттернеса, я прошел пешком субботним днем по Бродвею от Columbus Circle до 117-й улицы, где напротив входа в Колумбийский университет сидит «Crying Giant». Некоторые скульптуры, мимо которых я прошел, мне доводилось видеть раньше. Например, «Marriage of Real Estate and Money», двойник которой стоит в воде у берега острова Рузвельт в Ист Ривер, другие я увидел впервые.
«Плачущий гигант» оказался действительно больших размеров. Сидящий на прямоугольной тумбе великан, обхвативший голову руками, вознесся над землей более чем на три метра. Но при взгляде на этого плаксу, сделанного из двух шаров, не очень толстых изогнутых труб и конуса, служащего шапочкой, возникает ощущение, что это маленький ребенок, которого кто-то обидел, отняв у него любимую игрушку. Теперь он сидит и плачет, ожидая своих, наверняка вдвое больших, чем он сам, папу с мамой, которые сейчас придут, пожалеют, погладят по головке и заступятся за своего маленького сыночка. И детка вытрет слезы, схватит жестяной совочек размером с ковш экскаватора и отправится играть в песочницу.
Однако такие большие скульптуры, по-моему, не очень характерны для творчества Тома Оттернеса. Многие его произведения имеют весьма скромные, я бы сказал, камерные размеры. Тем не менее, отливая свои произведения из бронзы, скульптор стремится придать им вид неких маленьких странных монументов, которые вроде бы не должны претендовать на важность и значительность, присущую большеформатным памятникам. Но при вдумчивом рассмотрении оказывается, что действующие лица его произведений, которые на первый взгляд кажутся такими миловидными, зачастую легкомысленными, этакими забавными глуповатыми чудаками, на самом деле очень серьезны. И причина этого кроется в том, что они несут людям важную информацию, шлют им нешуточные послания. Довольно частый мотив его произведений – это изображение американского цента, как символа денег вообще. Нередко также мы можем видеть, что человеческие фигурки в изображении Тома Оттернеса имеют вместо головы мешок, набитый долларами. Таковы «Король и Королева», стоящие на углу Бродвея и 103-й улицы.
А вот другой пример. Скульптура, которая называется «Big Big Penny», экспонируется на углу 91-й улицы. Огромный цент стоит на ребре. На верху монеты двое счастливчиков – мужчина и женщина, распивают шампанское. Похоже, они не подозревают, что благополучие их временно, потому что двое рабочих внизу толкают этот цент, пытаясь укатить его, как огромное колесо. Но перед тем как счастливчики свалятся, пенни должен прокатиться через другого работягу, к своему несчастью, оказавшемуся на пути катящейся монеты. Вроде бы шутка, но здесь все символично: для тех, кто в данный момент наверху безразлично, что происходит с теми, кто барахтается где-то внизу, да они и сами не очень-то думают друг о друге.
Том Оттернес родился в 1952 году в маленьком городке Уичита в штате Канзас. Он начал свою карьеру скульптора в конце 70-х годов с продажи небольших литых фигурок. К этому времени он переехал в город Большого Яблока, где вступил в Художественную Лигу студентов Нью-Йорка. В 1977 году он стал одним из учредителей Collaborative Project, в котором приняли участие многие художники и скульпторы. Его студия находится в Бруклине. В наши дни Том Оттернес известен во всем мире, его работы есть в коллекциях, в частности, таких знаменитых американских музеев, как Museum of Modern Art и Whitney Museum of American Art в Нью-Йорке. Его скульптуры украшают холлы общественных зданий, станций метро и улицы многих американских городов. А в нашем городе есть еще немало мест, где стоят скульптурные произведения этого замечательного мастера. Но об этом как-нибудь в другой раз.