ВСТУПИТ ЛИ ИЗРАИЛЬ В НАТО?
Израиль стремится к более тесным отношениям с НАТО и даже рассматривает в отдаленной перспективе возможность вступления в этот военно-политический альянс, насчитывающий 26 государств-членов. Такое стремление Израиля, подчеркивают аналитики, совпадает с желанием НАТО развивать политическое и военное сотрудничество с Северной Африкой и Ближним Востоком. Однако в этих взрывоопасных регионах Североатлантический альянс вынужден действовать с крайней осмотрительностью по той причине, что в ряде столиц в нем (НАТО) видят не более чем «орудие» заокеанской военной мощи. «В некоторых арабских государствах - например, в Египте - к НАТО относятся с большим подозрением, - подчеркивает эксперт германского Института международной политики и безопасности Томас Папенрот. - Альянс должен действовать очень осторожно с тем, чтобы не создалось впечатления, что он заодно с Соединенными Штатами по таким вопросам, как гипотетическая смена режима в той или иной стране, или что он отдает предпочтение другим странам».
Яап де Хооп Схеффер, который на прошлой неделе стал первым генеральным секретарем НАТО, посетившим Израиль, тщательно избегал вопросов, касающихся перспектив вступления последнего в альянс. «Учитывая напряженную обстановку в регионе, мы должны одинаково подходить ко всем его странам», - заявил генсек в интервью израильской газете «Гаарец». Североатлантический блок не намерен играть активную роль в ближневосточном мирном процессе, сказал Яап де Хооп Схеффер. Он подчеркнул, что НАТО «небезразличны события на Ближнем Востоке, но он не будет дублировать функции вовлеченных в процесс урегулирования международных структур». По его словам, поиски мира в регионе должны осуществляться под контролем “квартета” международных посредников (США, Россия, ЕС и ООН) в рамках плана “Дорожная карта”.
В Тель-Авиве идут дискуссии о том, каким образом строить отношения с НАТО. «В настоящее время израильское правительство и официальные представители Североатлантического альянса совместно рассматривают возможности расширения партнерства, - отмечает Узи Арад, глава израильского Института политики и стратегии. - Пока еще никто не говорит о членстве в НАТО. Это вопрос будущего». Со своей стороны, натовцы указывают, что Тель-Авив представил в феврале нынешнего года целый ряд предложений, направленных на расширение сотрудничества с альянсом, которые включают борьбу с терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, военную подготовку и развитие различных систем оружия.
В переговорах с НАТО активно участвует израильский посол в Европейском союзе Одед Эран. «Это поэтапный процесс, - говорит он. - Мы считаем, что находимся в ненормальной и даже в абсурдной ситуации. Мы являемся членами ООН, Всемирного банка и Международного валютного фонда. Однако Израиль не входит ни в какую региональную или военную организацию. Поэтому вступление в НАТО создаст некоторое психологическое ощущение безопасности». Это связано с тем, что в качестве члена Североатлантического альянса, в соответствии с его статьей 5, на Израиль, в случае нападения на него, автоматически распространяются гарантии безопасности и предусматривается предоставление помощи со стороны других государств-членов. Сами израильтяне, очевидно, пока не решили, нужны ли им подобные гарантии. «Конечно, членство в НАТО означает вступление в силу статьи 5, но нам она ни к чему. Однако мы не хотели бы отличаться от других стран - членов этой организации», - считает Узи Арад, который одновременно является советником комитета по вопросам безопасности и вооруженным силам израильского парламента.
Тем временем лоббисты в Вашингтоне и в натовской штаб-квартире в Брюсселе, пишет американская газете «Интернэшнл геральд трибюн», приступили к активным действиям в Конгрессе США с тем, чтобы добиться скорейшего вступления Израиля в Североатлантический альянс и не ждать глобального ближневосточного мирного урегулирования. «Нужно стремиться к усилению стратегических связей между Израилем и такими трансатлантическими институтами, как НАТО и ЕС, с целью вступления Израиля в эти организации», - полагает исполнительный директор немецкого «Фонда Маршалла» Рональд Асмус. В свою очередь, влиятельный Всемирный еврейский конгресс намерен обратиться к НАТО с просьбой предоставить Израилю статус ассоциированного члена.
Североатлантический альянс взял курс на улучшение отношений с Ближневосточным регионом после саммита, который состоялся в июне прошлого года в Стамбуле. На встрече в верхах был реанимирован так называемый «Средиземноморский диалог». Учрежденный 10 лет назад, он фактически бездействовал. Отныне в его рамках НАТО собирается решать различные проблемы либо отдельно с такими странами, как Марокко, Тунис, Алжир, Иордания, Египет и Израиль, либо со всеми вместе. Подобная кооперация предусматривает, в частности, проведение совместных военно-морских маневров, противодействие террористическим угрозам и военные реформы.
comments (Total: 3)