Кровь на дороге
Трагически известная тель-авивская дискотека «Дольфи» находилась через дорогу от ночного клуба «Стейдж». Взрыв, прогремевший у входа в «Дольфи» поздним вечером 1 июня 2001 года, унес 21 юную жизнь. Десятки ребят, большинство из которых были репатриантами из бывшего СССР, остались инвалидами. В минувшую пятницу, 25 февраля, на пороге «Стейджа», на той же самой набережной, погибли трое юношей, молодой мужчина и девушка. Среди полусотни пострадавших, попавших этой страшной ночью в больницы Большого Тель-Авива, много тяжелораненых.
Но не только оживленная улица пролегла между «Дольфи» и «Стейджем». Когда Саид Хутри, террорист-смертник из Калькилии, привел в действие заряд взрывчатки в «Дольфи», палестинская интифада была в самом разгаре. Тогда Арафат сделал лицемерное заявление, что “палестинская администрация осуждает подобные нападения, особенно на мирных людей, и призывает обе стороны держать себя в руках”. Но было ясно, что теракты будут повторяться один за другим. На прошлой неделе, сразу же после преступления, совершенного в «Стейдже» шахидом Абдаллой Бадраном из деревни Дир ар-Русун, из уст нового руководства Палестинской автономии прозвучали похожие слова – сожаления, осуждения, соболезнования. Однако новый теракт в Тель-Авиве был совершен после встречи в Шарм аш-Шейхе и почти вслед за заверениями Махмуда Аббаса о прекращении насилия против израильтян. Значит, не просто приморская дорога разделяет «Дольфи» и «Стейдж», а едва наметившийся путь к примирению, который уже залили еврейской кровью.
Сейчас не те времена, когда сразу же после терактов главари арабских банд наперегонки заявляли о том, что «священную месть» израильтянам свершили их «герои-мученики». Еще не развеялся над «Стейджем» известный многим в Израиле, к сожалению, запах кровавой гари, как те же самые вожаки палестинских террористических организаций поспешили снять с себя обвинение в убийстве мирных граждан. Спикер “Исламского джихада” Нафез Аззам заявил, что боевик, совершивший теракт в Тель-Авиве, не принадлежит к этой организации, выполняющей обязательства, данные президенту ПА Махмуду Аббасу. Такое же заявление сделали даже “Бригады мучеников Аль-Аксы” и ХАМАС, отказавшиеся соблюдать условия перемирия с Израилем. Сегодня всем им удобнее переложить вину на «Хезболлу» - дескать, ничего не можем поделать с упрямыми иностранными коллегами по кровавому ремеслу.
Причастность «Хезболлы» к теракту у «Стейджа» подтверждают и оперативные данные, добытые израильскими спецслужбами. Уже установлено, что посланец Насраллы, известный провокатор Кейс Убейд недавно побывал в Туль-Карме и встречался там с неким студентом, активистом «Бригад мучеников Аль-Аксы». Скорее всего, это и был Абдалла Бадран, совершивший теракт-самоубийство 25 февраля. Выясняется также, что деньги за совершенный «подвиг» семья Бадран (два брата шахида арестованы) получила именно от Кейса Убейда.
Пока Абу-Мазен пытается уговорить и задобрить террористическую свору, которую ему некуда и не по силам прогнать с палестинского двора, «Хезболла» действует в своих сиюминутных политических интересах. Отвлечь внимание мировой общественности от происходящего в Ливане и таким образом ослабить давление Европы и США, настаивающих на выводе оттуда сирийских войск, может только новый виток насилия в Израиле и на территории Палестинской автономии. Даже временное затишье лишает «Хезболлу» привычного влияния на палестинцев. И смиряться с этим «фабрика исламских убийц» не намерена.
Предел мечтаний Насраллы и его окружения – резкая реакция израильского руководства и масштабная акция ЦАХАЛа. Но, судя уже по первым заявлениям главы правительства и министра обороны, военной операции не последует. Однако будет приостановлена, а то и заморожена на неопределенный срок передача арабских городов под полный контроль палестинских служб безопасности.
«Хезболла» также рассчитывает и на нерешительность Махмуда Аббаса – на то, что он поостережется проводить массовые аресты сторонников террора, чем укрепит недоверие израильтян к себе. И тогда силовым структурам Израиля не останется ничего другого, как снова взять ситуацию в свои руки.
Однако «раис», во всяком случае на словах, уже разочаровал ливанских провокаторов. На следующий день после теракта в Тель-Авиве Абу-Мазен выступил с недвусмысленными угрозами в адрес тех, кто срывает наметившийся процесс урегулирования отношений с Израилем. И в субботу, 26 февраля, палестинские службы безопасности произвели дополнительные аресты в Туль-Карме и родной деревне террориста-самоубийцы. Насколько активно будет проведено расследование преступления и пойдут ли палестинцы на прямое сотрудничество с израильскими спецслужбами - об этом пока говорить рано.
...Приводя первые отклики палестинских экстремистов на теракт в Тель-Авиве, я сознательно избегал принятой формулировки «взяли на себя ответственность».
Ответственность – это когда Израиль, на свой страх и риск, освобождает из тюрем сотни осужденных за причастность к терроризму.
Ответственность – это когда разрешение на работу в Израиле возвращается тысячам палестинцев, не имевших заработков долгие месяцы.
Наконец, ответственность – это когда, несмотря на активное противодействие оппонентов, глава правительства и его сторонники настаивают на реализации плана размежевания с Палестинской автономией.
Ответственность – это свойство реформаторов, а не разрушителей, трезвых политиков, а не трусливых провокаторов. На арабских террористах и «спонсорах» кровавой интифады лежит неискупимая вина за все эти кровавые ночи и дни, а на Израиле и поддерживающих его силах – ответственность за мир и покой в регионе. Так-то будет точнее.
Расстояние от громких высказываний до решительных поступков намного больше, чем между взорванной при Арафате дискотекой «Дольфи» и клубом «Стейдж», ставшим местом теракта при Абу-Мазене. Палестинцы обязаны его пройти так, как от них этого требуют. Или эта дорога снова приведет к большой беде.
Израиль