КТО ЖЕ ХОТЕЛ УБИТЬ ПАПУ РИМСКОГО?

Факты. События. Комментарии
№10 (463)

В то время как папа Иоанн Павел II пытается прийти в себя после болезни и последовавшей за ней операции, итальянский парламент принял решение возобновить расследование о покушении на его жизнь 13 мая 1981 года на римской площади Святого Петра. Оно было совершено турецким террористом Мехметом Али Агджой, который, согласно одной из версий, был связан с советскими спецслужбами. «Все говорят, что Али Агджа – профессиональный убийца. Но это была не его инициатива. Ее придумал кто-то другой. Кто-то еще заказал ему это убийство», - пишет папа в своей новой книге «Мемуары и идентичность», которая только что вышла в свет в итальянском издательстве «Риццоли» изначальным тиражом в 330 тысяч экземпляров.[!] Практически одновременно она будет опубликована в 14 странах на 11 языках. Этот философский и исторический труд, над которым папа работал около двух десятилетий, посвящен, в частности, проблемам демократии и прав человека. Он представляет собой попытку 84-летнего понтифика подвести некоторые итоги минувшего столетия. При этом он впервые касается истории с покушением.
27 декабря 1983 года глава Ватикана посетил римскую тюрьму «Реббибиа», где отбывал заключение Али Агджа и имел с ним беседу без свидетелей. В тот момент турок, отказавшись от прежней защиты, обвинил болгарские спецслужбы, тесно связанные с КГБ, в том, что именно они организовали заговор. Им помогала, утверждал Агджа, турецкая террористическая организация «Серые волки», членом которой он являлся. До самого последнего времени Иоанн Павел II никогда не рассказывал о том, что поведал ему покаявшийся террорист, прощенный папой. Агджа, которому сейчас 47 лет, не мог понять, почему столь тщательно спланированная акция не удалась. Но затем он, по мнению папы, осознал, что «вмешались высшие силы». Приговоренный апелляционным судом к 26 годам заключения, турецкий киллер был помилован итальянским президентом Карло Чампи 13 июня 2000 года. Его тут же выслали в Анкару, где он отбывает 10-летний срок за убийство турецкого журналиста в 1979 году.
«Мы немедленно возобновим расследование, – только что заявил в интервью газете «Фигаро» депутат от правящей партии «Вперед, Италия!» Паоло Гуццанти, председатель парламентской комиссии по расследованию деятельности КГБ на Апеннинах. – Папа высказался совершенно ясно. Для него Али Агджа не более чем наемный убийца, рука которого была вооружена кем-то другим. Когда он описывает покушение как одну из последних конвульсий одной из высокомерных идеологий, доминировавших в ХХ веке, он, конечно, имеет в виду коммунистическую матрицу. Итальянский парламент должен попытаться понять роль, которую сыграли в этом деле бывшие КГБ и ГРУ».
Паоло Гуццанти намерен получить доступ ко всем материалам процесса, связанного с так называемым «болгарским следом». Тогда перед судом предстали три болгарина, включая представителя авиакомпании в Риме Сергея Антонова, и пять турецких мафиози. Однако суд – к всеобщему удивлению - оправдал их за отсутствием состава преступления в их действиях. «Мы точно знаем, что должны искать, - подчеркивает Паоло Гуццанти. – То, что вчера было гипотезой, сегодня становится вероятной гипотезой. Нам следует принять во внимание тот факт, что Иоанн Павел II, ставший жертвой покушения, признает существование заговора».
В качестве еще одного доказательства этот итальянский депутат проправительственной партии ссылается на статью, которая в минувший четверг была опубликована в ежедневной газете «Аввенире», органе итальянского епископата. В материале «Пуля, подписанная Москвой» речь идет о зашифрованном документе КГБ, обнаруженном в архивах чехословацких спецслужб СТБ. В этом документе, подготовленном вскоре после избрания римским папой поляка Карола Войтыла, ставятся две задачи: «Дискредитация с помощью кампаний по дезинформации. Если этого окажется недостаточно, рассмотреть возможность физического устранения Иоанна Павла II».
Со своей стороны, политолог русского происхождения Виктор Заславский в только что опубликованной статье на страницах газеты «Коррьере делла сера» предполагает, что инициатива покушения принадлежала какой-то узкой группе людей, которая действовала через голову партийной верхушки, воспользовавшись хаосом, в котором пребывало в то время советское руководство. Возможно, высшие советские сферы и не принимали такого решения, полагает Заславский, но в Восточной Европе все были убеждены в том, что Агджу направил Кремль.
Комиссия Паоло Гуццанти располагает многими документами, посвященными акциям советских спецслужб в Италии. Еще в конце 90-х годов прошлого столетия Апеннины сотрясали шпионские скандалы, связанные с подлинными и мнимыми разоблачениями деятельности КГБ. Согласно публикациям в местной прессе, на протяжении полувека кремлевские агенты оказывали сильнейшее влияние на всю политическую жизнь, добрались до высших эшелонов власти, а их ставленник, социалист де Мартино, чуть было не возглавил правительство.
Этот скандал вспыхнул после того, как в Великобритании в начале 90-х годов оказался «архив Василия Митрохина», который на протяжении нескольких десятилетий собирал документалист КГБ. Он лег в основу книги «Меч и щит. Архив Митрохина и тайная история КГБ», подготовленной видным экспертом по советской разведке, профессором Кэмбриджа Кристофером Эндрю. В книге среди прочих фигурировало около 260 имен итальянцев, использовавшихся советской разведкой. Итальянских контрразведчиков поставили в известность их британские коллеги, но «досье Митрохина» хранилось ими в сейфах за семью печатями: стоявшие у власти левые политики хотели избежать разоблачений. И лишь в 2002 году итальянский парламент создал комиссию по расследованию деятельности КГБ. После выхода в свет книги папы в ее распоряжении, по всей видимости, появятся новые материалы. Итальянская пресса писала о том, что в 2003 году премьер-министр Сильвио Берлускони обратился с просьбой к «другу Владимиру» раскрыть архивы КГБ, касающиеся шпионских операций в Италии. Но его просьба, надо полагать, осталась без ответа.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir