Америка, которую мы терЯем...

Общенациональная проблема
№9 (462)

Хорошо ли живется сегодня работающим американцам? Насколько уверенно смотрят они в завтрашний день? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в этой статье. Заранее предвижу, что многие приведенные ниже факты, могут оказаться не по душе тем, кто готов с пеной у рта доказывать, что рабочим и служащим в нашей стране грех жаловаться. Что ж, сколько людей, столько и мнений...
Ведя свою избирательную кампанию, президент Буш постоянно акцентировал внимание на том, что в социальной сфере следует продолжать политику отказа от опоры на государство, еще больше освободить работодателя от заботы о своем персонале. Полагайтесь на самих себя, обращался глава государства к своей аудитории, и вы преуспеете.
Эти же мысли Буш озвучил и в своем обращении к нации в январе нынешнего года. Заявив о своей задаче продвигать страну в направлении «общества собственников» (Ownership Society), он выступил с предложением ввести новые налоговые льготы (tax credits), используя которые американцы могли бы приобретать медстраховки и сами оплачивать курсы переквалификации. Но главным в речи президента, был план перевода пенсионного фонда Сошиал Секьюрити на частные рельсы.
Концепция, которой придерживается Буш, – «помоги себе сам», а не уповай на систему социальных гарантий со стороны государства и работодателя, родилась, естественно, не сегодня. Ее стали внедрять еще в конце 70-х годов, но особенно активно - с приходом в Белый дом республиканской администрации Рональда Рейгана, воспринявшей на ура идеи экономиста Милтона Фридмана. Последний предлагал чуть ли не тотальное дерегулирование экономики, резкое сокращение социальных программ, максимальное использование неограниченных возможностей рынка.
«Государство не в состоянии решить наши проблемы, - заявил 40-й президент США. - Оно само – одна огромная проблема!»
Нельзя не признать, что рейгановская перестройка оказала серьезное влияние на экономическое развитие страны, однако сами рабочие и служащие, лишившись значительной части социальных гарантий со стороны государства и работодателя, оказались в весьма затруднительном положении. Обратимся к фактам.
Пособие по безработице
В середине 70-х годов прошлого столетия государство выплачивало пособие по безработице в среднем 15 месяцев. Сегодня – максимум шесть. Дальше – больше. После принятого в 1986 году закона оно стало облагаться налогами.
Принятые в конце 70-х – начале 80-х годов законы на уровне штатов резко ограничили число тех, кто мог претендовать на unemployment compensation. В настоящее время право на получение пособия по безработице распространяется не более чем на треть трудящихся.
МинимальнаЯ зарплата
До прихода Рейгана к власти и республиканские, и демократические президенты старались поддерживать минимальную зарплату на таком уровне, чтобы она составляла половину средней общенациональной почасовой ставки. Благодаря этому, маломущие семьи не скатывались в нищету. Нынешний «минимум» – 5 долларов 15 центов – это лишь треть средней почасовой ставки. Как следствие – пауперизация миллионов.
Система
переквалификации
В 1980 году, в рамках Comprehensive Employment and Training Act (CETA), на различные программы переквалификации выделялось ежегодно 27,3 млрд. долларов, сегодня на эти цели расходуется почти в шесть раз меньше.
Тенденции, которые стали доминировать в государственной системе социальной защиты, получили свое развитие и на производстве. Многие работодатели стали отказываться от тех гарантий, которые они предоставляли своему персоналу в прошлом.
Пенсии
Двадцать пять лет назад 40 процентов рабочих и служащих после выхода на заслуженный отдых получали возможность пользоваться традиционными пенсионными бенефитами родного предприятия. Сегодня это число сократилось вдвое. Вместо «традиционных» пенсий рабочим и служащим предлагают большей частью так называемые defined-contribution plans, например, знакомые многим из нас 401 (k)s. Владельцы предприятий вносят свою долю на данный сберегательно-инвестиционный счет, однако она значительно ниже, чем в «традиционных» пенсионных планах. Кроме того, работодатель не несет никакой ответствености за то, какая сумма окажется на счету у его сотрудника при выходе на пенсию. Громкие корпоративные скандалы последних лет показали, что вероятность полной потери всех накоплений на старость очень даже велика.
МедицинскаЯ
страховка
В 1987 году, согласно данным Employee Benefit Research Institute, работодатели обеспечивали медицинскими страховками более 70 процентов граждан работоспособного возраста. В 2004 году данный показатель снизился до 63 процентов. Это означает, что около 10 млн. американцев либо потеряли свои «полисы», либо должны их приобретать за свой счет.
Но даже если работодатель покупает страховки, его сотрудники, выплачивая взносы на нее, все чаще и чаще вынуждены брать на себя либо равную, либо большую часть часть расходов. Согласно совместному исследованию Kaiser Family Foundation и Health Research and Educational Trust с 2000 года, размер взносов (premiums), которые рабочие и служащие должны платить за предложенные боссом страховки, увеличился вдвое, составив в среднем 1 тысячу долларов на семью.
По мнению экспертов, медицинская страховка становится для миллионов представителей среднего класса непозволительной роскошью. Одно время в вагонах нью-йоркского сабвея можно было видеть рекламный плакат, напечатанный на деньги непрофитного агентства Working Today на котором было написано: «После того как вы оплатите свой счет за медицинский страховой план, вы принесете домой столько денег, как если бы вам платили по минимальной ставке. Знакомьтесь – беднеющий средний класс».
Еще более сложная ситуация с медицинским страхованием складывается для среднего класса в родном штате президента Буша. Один из четырех жителей Техаса не имеет «полиса» - общенациональный рекорд. Все это объясняется не только большим числом иммигрантов и значительным количеством малооплачиваемых рабочих мест, но и широко представленными в экономике штата малыми бизнесами – в среднем их больше, чем где-либо в нашей стране. Небольшие предприятия намного реже, чем крупные, покупают страховки для своих сотрудников.
В 2003 году почти 40 процентов из 2,4 млн. американцев, лишившихся своих страховых планов, представляли средний класс.
Из 1,6 млн. жителей США, подавших на банкротство в 2003 году, 55 процентов указали в качестве причины своего финансового кризиса расходы на оплату медицинских счетов.
ГарантиЯ сохранениЯ
рабоЧего места
В конце 40-х годов прошлого столетия,президент Standard Oil of New Jersey Юджин Холман заявил, что следует культивировать среди рабочих и служащих чувство лояльности к своему предприятию, гарантируя им взамен сохранение рабочего места.
Эту мысль долгое время поддерживали его коллеги. Еще в конце 80-х годов прошлого столетия необходимость предоставления гарантий трудоустройства для постоянных сотрудников, занятых полный рабочий день, признавали более 56 процентов работодателей (исследование организации Conference Board). Сегодня таковых всего 6 процентов.
С 1970-х по настоящее время период между увольнением и устройством на новое рабочее место увеличился на 50 процентов, составив в среднем 20 недель.
Ярким свидетельством ухудшения материального положения среднего класса является рост числа банкротств этой группы населения. Согласно данным U.S. Gederal Accounting Office (GAO), в 2003 году подали на банкротство 1,6 млн. американских семей, 92 процента из них представляли средний класс. В 1970 году в Соединенных Штатах было зарегистрировано немногим более 178 тысяч персональных банкротств.
В 2003 году средний возраст человека, заполнившего документы на банкротство, составлял 38 лет. 44 процента банкротов представляли семейных граждан, 30 – одиноких женщин, 26 – не состоящих в браке мужчин. Чаще всего все они имели высшее образование.
Ровно два года назад, в феврале 2003 года, один из наиболее консервативных депутатов Палаты представителей Джеймс Сенсенбреннер (в настоящее время – глава юридического комитета) предложил на рассмотрение свой законопроект – Bankruptcy Abuse Prevention Act (HR 975). Этот билль был восторженно встречен его коллегами-республиканцами и не стал законом до сих пор лишь из-за сопротивления демократов Сената, в первую очередь,нью-йоркского сенатора Чарльза Шумера и его коллеги из Массачусетса Эдварда Кеннеди. Если Сенсенбреннер и его единомышленники в конце концов настоят на своем, а к этому, как мне кажется, все и идет, избавиться от долгов, воспользовавшись банкротством, уже не удастся. Если принять во внимание приведенные выше данные о том, кто чаще всего и по какой причине вынужден подавать на банкротство, можно смело повторить вслед за активистами из Working Today – “Welcome to middle-class poverty”.
Потеряем средний класс потеряем и ту Америку, которую мы знаем сегодня...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir