Исполнение гражданского долга
Одни называют это «стукачеством», другие – исполнением своего гражданского долга. Лично я, признаюсь как на духу, не смог бы позвонить «куда следует» и донести на своих приятелей, тем паче близких мне людей, если бы они совершили нечто противоправное закону. Может, я и не прав, но так воспитан и меняться не собираюсь.
А вот американцы, я имею в виду, конечно, тех, кто родился в Соединенных Штатах, относятся к контактам с властями с куда меньшей щепетильностью. Оно и понятно, ведь еще со школьной скамьи их приучают безжалостно уличать «мошенников», чьи глазки косят в чужую тетрадь во время контрольных или сдачи экзаменов. Списывание – это очень, ну просто очень серьезная проблема, утверждают солидные дяди и тети на страницах периодической печати, убеждая школьников, что ,«сдав» своего товарища, они спасают его от более серьезных проступков в будущем. В общем, народ с младых лет приучают: «стучать» этично и нормально, ведь таким образом вы помогаете обществу бороться с теми, «кто честно жить у нас не хочет».
К чему эта прелюдия, читатель сейчас поймет. Дело в том, что в газете Sun-Sentinel был недавно опубликован материал, в котором речь вновь шла о прошлогодних ураганах. Вернее, не о них, как таковых, а о 110 жителях самого южного штата нашей страны, которые обратились в правоохранительные органы Флориды с просьбой разобраться с мошенниками, которые незаконно получили компенсации, предназначенные пострадавшим от стихийного бедствия в прошлом году.[!]
Если вы думаете, господа, что жаловались большей частью на чужих, то ошибаетесь. «Стучали» в основном на соседей, друзей, родственников и не куда-нибудь, а непременно в Генеральную прокуратуру штата. Преступления были настолько «тяжкими», что полученные «сигналы» из генпрокуратуры тут же, без раздумий, переправляли в Federal Emergency Management Agency (FEMA): мол, вы пособия выдавали, вам и разбираться.
Честно говоря, прокуроров можно понять. Ну как тут докажешь, что мебель и ковры были залиты не дождевой водой, а водицей из-под крана? Что прошение о компенсации за погубленный ураганами компьютер, телевизор или пылесос – липа, потому как «пострадавший» просто пожелал заменить старую бытовую электронику на новую?
Конечно, были случаи и «посерьезней». Например, замена крыши или требование возместить затраты на капитальный ремонт.
То, что отдельные «сигналы» могли иметь под собой основания, сомнений не вызывает, но даже если шурин и решил заменить себе старый мопед на новый, стоило ли в этом случае поднимать шум?
«Стоило, вне всякого сомнения, стоило, - заявила в интервью Sun-Sentinel Кандейс Гэллант, которая решила не скрывать своего имени и фамилии, открыто признавшись в желании уличить мошенников. - Печально, что никто на мои сигналы не отреагировал. Понимаете, никто!»
Куда только правдоискательница Кандейс не обращалась: и в местную полицию, в штатную, потом в генпрокуратуру, а не добившись ничего - в FEMA. Увы, никто не хотел помочь добиться справедливости и потребовать от соседей вернуть деньги государству.
«Они написали заявление, чтобы им компенсировали испорченную мебель, - говорит мадам. - Однако сами проживали в меблированных апартаментах. Выходит, мебель им не принадлежала, значит и компенсация не положена!»
Больше всего денег пострадавшим от урагана было выплачено в графстве Майами-Дейд – 30,8 млн. долларов, что привело даже к специальному расследованию Конгресса. Однако не стоит думать, что плуты живут исключительно в Майами. По данным Генпрокуратуры, и в других частях Флориды, подвергшейся нашествию стихии, средств из казны FEMA было выделено немало.
«Наш жилец жулик, - рассказывает еще одна смелая обличительница мошенников, Бетти Холмс из города Лейк- Хамилтон (центральная Флорида). - У него никогда не было микроволновой печи. А он указал в заявлении, что она вышла из строя и хочет заменить ее на новую. И еще кое-что приписал, чем никогда не владел. Получил компенсацию».
Я понимаю, что миссис Холмс печется о деньгах налогоплательщиков, то есть наших с вами долларах, господа. Однако возмущаться, что следователи Генпрокуратуры не захотели заняться ее жильцом, по крайней мере, наивно. Выяснение истины в этом отдельном случае обошлось бы куда дороже, чем компенсации за несуществующую микроволновку.
В FEMA, надо сказать, чиновники к жалобам Холмс, Гэллант и еще 108 «просигналивших» отнеслись весьма стоически. «Даже если признать, что половина обратившихся к нам граждан, говорит правду, масштаб злоупотреблений нельзя назвать высоким, - заметил директор FEMA Майкл Браун. - Согласно статистике, мошеннические требования и переплаты составляют обычно 3 процента от выделенных государством сумм. В случае с событиями во Флориде они составили всего 1 процент. То есть даже ниже принятого норматива».
Мысль директора FEMA понятна: дыма без огня не бывает. Вот только согласятся ли с ним флоридские правдолюбцы? Они ведь воспитаны на других принципах...