Европа националистов?
Сразу несколько европейских социологических служб одновременно в начале февраля провели в своих странах традиционные, проводимые уже более 30 лет, опросы о доверии их граждан к Евросоюзу (так называемый «евробарометр»). Результаты этих опросов показывают, что за неполный год, прошедший с момента крупнейшего расширения ЕС, доверие жителей как «старой», так и «новой» Европы к самой идее европейской интеграции значительно возросло.
На первый взгляд, результат весьма обнадеживающий. [!]
Так, поддержка жителями Латвии членства в ЕС выросла до 37% (данные Центра изучения общественного мнения SKDS), нейтрально же относящихся к Евросоюзу здесь оказалось 40%. В Германии, по данным Евростата, доверяют Евросоюзу 47% опрошенных (для сравнения: прошлогодние результаты не превышали 35%), а на востоке страны число «еврооптимистов» достигло даже 50%, причем большую часть их составили молодые люди в возрасте до 35 лет. При этом наиболее ориентированными на Европу оказались венгры (61%) и бельгийцы (65%), а наименее доверяют Евросоюзу голландцы (22%) и англичане (18%).
На вопрос же о целесообразности принятия Евроконституции, напротив, большинство из 24 тыс. опрошенных европейцев ответили отрицательно. Социологи говорят сегодня о так называемом «европарадоксе»: с одной стороны, жители ЕС полагают Евросоюз весьма жизнеспособным и полезным образованием, с другой– считают принятие Конституции ненужным шагом. Из числа «скептических» стран выделяются лишь ФРГ, где идею Евроконституции поддерживают 75% опрошенных, и Испания, где накануне референдума 20 февраля «за» принятие этого документа высказались около 80% респондентов. Наиболее «антиконституционными» оказались французы: здесь эту идею одобряют нынче лишь около 20% граждан. Не самые обнадеживающие цифры, если иметь в виду, что 12 стран Евросоюза вынесли вопрос о принятии Евроконституции на референдум, причем достаточно лишь одной стране не ратифицировать проект Основного закона ЕС – и всю идею можно считать проваленной.
Причины такого, на первый взгляд, странного положения подлежат тщательному анализу, однако некоторые весьма настораживающие параллели прослеживаются уже сейчас. Дело в том, что одновременно (хотя и не в связи) с опросами «евробарометра» несколько ведущих социологических служб Европы опубликовали результаты исследования роста националистических настроений в странах ЕС. Эти выкладки не только показывают, что националистические настроения в Евросоюзе продолжают расти, но и удивительным образом почти стопроцентно совпадают географически с ростом проевропейских настроений. В той же Латвии основными противниками членства в ЕС, как утверждает служба SKDS, являются нелатыши: именно они чувствуют себя ущемленными в своих правах, хотя полагают, что принятие Конституции ЕС могло бы облегчить их положение. С другой стороны, опрос ветеранов Латвийского легиона Waffen SS убедительно демонстрирует «европарадокс» с другой стороны: 100% опрошенных ветеранов-эсэсовцев полагают вступление Латвии в Евросоюз благом, считая при этом, что принятие Евроконституции – дело вредное и ненужное.
Похожая ситуация складывается и в других странах Европы – как «старых», так и новичках. Так, польские националисты из «Самообороны» в последнее время почти прекратили свою антиевропейскую риторику, всеми силами обрушившись на Евроконституцию. В Германии после того, как количество безработных официально перевалило за 5-миллионную отметку, социологи отметили резкое увеличение числа так называемых «протестных избирателей»: еженедельный опрос института EMNID, проведенный сразу после публикации данных о рекордном уровне безработицы, показал, что если бы выборы в Бундестаг состоялись сегодня, за неонацистов проголосовали бы около 15% избирателей – ужасающий результат! Впрочем, ФРГ составляет некоторое исключение - уже через неделю повторный опрос дал совершенно другой результат: неонацисты по-прежнему не могут рассчитывать в Германии на превышение трехпроцентной планки (рассудительные бундесбюргеры успели успокоиться). Иная обстановка в Бельгии: националистическая партия Vlaams Block набирает здесь обороты, привлекая на свою сторону все большее число избирателей, при этом все они – убежденные европейцы.
В общем, поддержка европейцами ЕС может оказаться продиктованной совсем не такими уж «общечеловеческими» мотивами. Хотелось бы, чтобы еврочиновники всех рангов не забывали старую пословицу: «скажи мне, кто твой друг – и я скажу тебе, кто ты».