15 тысЯЧ и билет в багдад
Дневник капрала Басюка, опубликованный в последних номерах «Русского базара», позволяет нам оценить в полной мере те проблемы, которые испытывает сегодня американская армия. Сам автор ( к которому я, при всей своей резко антивоенной позиции, проникся искренним уважением) смотрит на них как бы через призму свойственного ему оптимизма, однако некоторые его сослуживцы, как следует из записей, с трудом переносят тяготы свалившихся на них испытаний. Это наблюдение подтверждается официальными выводами.
По данным Министерства обороны, с начала войны в Ираке было официально зарегистрировано 5500 случаев дезертирства. Значительно увеличилось число офицеров-резервистов, которые подали рапорты об увольнении из рядов вооруженных сил. Участились случаи обращения военнослужащих в суды: в декабре прошлого года сразу восемь национальных гвардейцев из Нью-Йорка, Нью-Джерси, Аризоны и Арканзаса, при поддержке адвокатов из Center for Constitutional Rights, подали иски. Гвардейцы настаивают, что они выполнили условия контракта, а значит новая командировка в Ирак выходит за его рамки.
Здесь будет уместно разъяснить, что армейское командование с самого начала иракской кампании, активно прибегает к так называемой stop-loss policy, начавшей применяться еще со времен Войны в заливе (1991 г.). Суть этой политики сводится к тому, что военнослужащих не увольняют в запас, вне зависимости от условий котракта, если их часть находится в Ираке или Афганистане. А тех, кого отпустили домой, через какое-то время вновь направляют в зону боевых действий.
Несмотря на мощную пропагандисткую кампанию, на разноцветные бантики на капотах автомобилей и лацканах пальто – “We are support our troops” - армия испытывает огромные трудности с пополнением. Отсюда и эта порочная практика - по ситечении срока службы не отпускать солдат домой.
«Можно констатировать рост недовольства среди части военнослужащих, не доверяющих как политическому руководству страны, так и военному командованию, - отмечает полковник в отставке Дан Смит, военный аналитик из вашингтонского Friends Committee on National Legislation. - Все это ведет к тому, что число желающих записаться в резерв или Национальную гвардию сокращается».
В октябре прошлого года гвардейские вербовщики не выполнили свой план на 26 процентов, в ноябре – на 30 процентов. Цифры весьма внушительные, если учесть, что 40 процентов из 148-тысячной американской группировки в Ираке составляют подразделения Национальной гвардии. Значительная часть водителей армейских траков или сотрудников военной полиции – гвардейцы.
Командующий Национальной гвардией, генерал-лейтенант Стивен Блюм объясняет трудности с вербовкой тем, что уменьшилось число желающих встать под его начало бывших солдат срочной службы.
Многие шли на этот шаг не столько из патриотических, сколько из практических соображений - например, получить материальную помощь на учебу в колледже.
По словам Блюма, в течение последних 30 лет более половины личного состава Национальной гвардии формировалось из прошедших «срочную» солдат. Однако после 11 сентября 2001 года, признает генерал-лейтенант, этот источник пополнения резко иссяк. Стало очевидным, что одним уик-эндом в месяц и двумя неделями летней подготовки служба в Национальной гвардии не ограничится. После начала войны в Афганистане, а затем и в Ираке гвардеец может оказаться в одной из этих «горячих точек» на срок до 1 года. Понятно, что многие «срочники», повоевав в Афгане или Ираке, не горели желанием, вернувшись домой, вновь очутиться где-нибудь в районе Кандагара, в Багдаде или Мосуле, теперь уже в рядах Национальной гвардии.
Что же делать? Как улучшить вербовочные показатели? Командование Национальной гвардии надеется добиться этого за счет единовременных выплат-бонусов рекрутируемым: 15 тысяч долларов получат лица, уже имеющие армейский опыт, 10 тысяч - кто пороха еще не нюхал. Эти суммы освобождаются от налогов, если гвардеец отправляется в «горячую точку».
Трудно сказать, преуспеет ли Блюм и его рекрутеры, используя финансовые посулы. По крайней мере очевидно, что в Национальной гвардии уже не надеются на бывших «срочников».
«Скорее всего их будет не более 35 процентов от общей численности личного состава, - говорит Блюм. - Мы решили поменять наши слоганы: ни слова о льготах, упор – на службу родине».
Проблемы с пополнением испытывает сегодня не только Национальная гвардия. Сократился приток свежей крови и в армейский резерв (Army Reserve) – примерно на 10 процентов.
Ряд экспертов полагают, что трудности с вербовкой будут продолжаться. Гвардейцы и резервисты все чаще и чаще принимают активное участие в боевых действиях, число жертв среди них растет. Как указывает газета «Крисчен сайенс монитор», показатели потерь выше, чем за все годы войны во Вьетнаме!
Не хочется выступать в роли Кассандры, однако если армия в ближайшие полгода, от силы год, не решит проблемы с пополнением, неизбежно встанет вопрос о всеобщей воинской обязанности. Война в Ираке – это ведь не конец, это только начало...
Михаил Трипольский
ВНЕШНЕ БЕЗОБИДНОЕ - КОВАРНОЕ ВНУТРИ
Борьба с наркоманией и алкоголизмом в молодежной среде ведется в Соединенных Штатах достаточно активно. Насколько успешно – другой вопрос, однако и школа, и, что самое главное, родители, получают от властей достаточно информации, позволяющей уберечь подростков от необдуманных шагов.
Информирован – значит вооружен. К сожалению эта сентенция вряд ли применима в должной мере к другому опасному явлению, ставшему в последние годы сущим бедствием для подростков – токсикомании. Молодые люди не только гробят свое здоровье. СМИ уже неоднократно сообщали нам о гибели токсикоманов, причиной смерти которых стали различные химические субстанции, которыми они надышались. Пробрести их в наше время - проще простого. Продуктов бытовой химии кругом - хоть пруд пруди. С наркотиками куда сложнее. Попадешься - по головке не погладят, а здесь все просто: плеснул краску, лак или бензин в полиэтиленовый мешок, всунул голову – вот тебе и кайф. Правда, очнуться можно уже в лучшем из миров.
По мнению экспертов, сегодня можно со всей ответственностью говорить о настоящей эпидемии – число токсикоманов среди молодежи растет очень быстрыми темпами, а химикаты превращаются в самый популярный «наркотик» у американских подростков. Дешев, доступен и за руку никто не схватит.
К сведению родителей: последние исследования говорят об очень раннем приобщении детей к токсикомании. Среди учащихся четвертых классов пробовали дышать химикатами 1 из 25 школьников, среди шестиклассников - 1 из 10, среди восьмиклассников – 1 из 5.
Уверен, что большинство наших читателей, имеющих детей школьного возраста, никогда не слышали об указанной выше статистике. Между тем из проведенного учеными Мичиганского университета широкомасштабного опроса, “Monitoring the Future”, следует, что число юных токсикоманов увеличилось, практически повсеместно: что на западе страны, что на востоке. При этом, белые подростки расположились на первом месте, испано-язычные – на втором, а афроамериканцы - лишь на третьем. Интересно, что любители подышать химической отравой практически в равных пропорциях представлены среди всех социальных слоев. Образование и общественное положение родителей роли не играет. Голову в мешок суют отпрыски как из бедных семей, так и из богатых, дети профессоров и лиц, не окончивших даже среднюю школу.
Любопытный факт: хотя среди юношей основательно подсевших на «химию» больше, чем среди девушек, количество малолетних токсикоманок увеличивается намного быстрее, чем занимающихся тем же мальчишек. Согласно стастистике, 1 из 5 восьмиклассниц проводила эксперименты с вдыханием химикатов.
Возникает вопрос: куда смотрят родители? Никуда! Так как информированность взрослых насчет обсуждаемой нами проблемы не выдерживает никакой критики. Более того, как отмечает в «Вашингтон пост» мой коллега Шанкар Ведантам, часть родителей на вопрос, стоит ли инициировать активную кампанию против токсикомании, в частности, в стенах школ и в СМИ, ответили отрицательно. Мол, тем самым власти и журналисты добьются обратной цели: подтолкнут к экспериментированию с химикатами подростков, которые о такой возможности «покайфовать» понятия не имели. Странная, право, позиция. Неужели лучше сидеть сложа руки, надеясь, что беда обойдет твое чадо стороной?
Эти люди не правы, утверждает Харви Вейс, исполнительный директор расположенной в Техасе National Inhalant Prevention Coalition. Только активные профилактические мероприятия, информированность как взрослых, так и подростков, может остановить распространение эпидемии токсикомании. Вейс не голословен: в начале 90-х годов прошлого столетия власти Техаса, благодаря широкой кампании, направленной против этого опасного явления, добились впечатляющих результатов. Однако в 1995 году, когда у власти в штате одинокой звезды находилась уже администрация Джорджа Буша, данную программу было решено свернуть. Последствия не заставили себя ждать: кривая токсикомании вновь поползла вверх.
Воздействие вдыхаемых химических субстанций на организм оказывает разрушительное влияние на мозг, печень, почки и сердце человека. Ко многим из них (химикатов) можно быстро привыкнуть - намного сложнее отказаться. Токсикоманы, однако, рискуют не только здоровьем, но и, как было замечено выше, своей жизнью. По имеющимся у врачей данным (сами они считают их весьма приблизительными), смерть от сердечного приступа встречается у таких подростков чаще всего. Кроме того, известны случаи, когда они погибали от удушья, накладывали на себя руки (частые интоксикации приводят к тяжелым депрессиям).
Родителям следует знать, что в 22 процентах всех зарегистрированных фатальных исходов жертвами становились подростки, первый раз решившие сунуть голову в мешок с химикатами.
Конечно, далеко не всегда можно определить вдыхал ли ребенок какую-то гадость, но если вы в этом убедились, следует немедленно обратиться к медикам.
Эксперты советуют профилактические беседы об опасных последствиях токсикомании начинать проводить в самом раннем возрасте - ведь в доме могут быть десятки наименований товаров бытовой химии, а всего от ребенка не спрячешь.
«Дети зачастую просто не представляют, какой опасности себя подвергают, - предупреждает родителей один из авторов “Monitoring the Future” Ллойд Джонсон. - долг взрослых предупредить их об этом, предотвратить возможную трагедию».
Михаил Трипольский
СНОВА НА ВЭЛФЕР?
Первый этап реформы вэлфера закончился в 2001 году. Ко второму Белый дом и Конгресс фактически еще не приступали. За последние четыре года принятый в годы правления президента Клинтона закон – Temporary Assistance for Needy Families (TANF) - продлевался восемь раз. Его новую версию противоборствующие силы в Конгрессе никак не могли согласовать, а затем внимание «слуг народа» переключилось на войну в Ираке, реформу Медикера и президентские выборы.
Республиканцы, имея большинство в обеих палатах Конгресса, могли, конечно, настоять на своем, как в случае с Медикером, однако они сознательно отказались от дебатов в прошлом году, дабы не дразнить избирателей более жесткими предложениями, заложенными в TANF-2.
Сегодня у них (республиканцев) руки фактически развязаны и в марте Конгресс должен приступить ко второму этапу вэлферной реформы.
Многие считают, что новый закон сильнее всего прижмет непосредственных клиентов государства, которым теперь придется отрабатывать свои наличные и фудстемпы уже не 30, а 40 часов в неделю. На самом же деле серьезные проблемы возникнут у другой категории малоимущих американцев – работающих бедняков.
Как известно, власти на местах используют немалую часть вэлферных субсидий, помогая этим людям платить за жилье, детские сады, профессиональные курсы. Второй этап реформы может лишить их такой возможности. Все дело в том, что предлагаемый администрацией Буша закон, который поддерживают его однопартийцы на Капитолийском холме, предусматривает участие в отработочных программах уже не 50, а 70 процентов получателей пособия. Чтобы выполнить это требование, власти штатов вынуждены будут пойти на значительные расходы. То есть они лишаются возможности помогать тем из малоимущих, кто не желает жить за счет государства, но вряд ли может обойтись без его поддержки, живя на скромную зарплату. Эксперты из Congressional Budget Office (CBO) уже прикинули, сколько денег придется потратить на местах для реализации положе ний TANF-2: в лучшем случае 3 млрд. долларов, в худшем - 9 млрд. Если Белый дом и Конгресс оставят ежегодное финансирование вэлфера на нынешнем уровне, программы помощи работающим беднякам придется свернуть.
Особенно ощутят на себе последствия второго этапа реформы малоимущие жители Нью-Йорка. Так, фонд популярного в штате налогового бенефита для людей с небольшими доходами – Earned Income Tax Credit (EITC) - просто лишится необходимых средств. А ведь за его счет работающие бедняки могли худо-бедно сводить концы с концами, используя налоговый возврат для оплаты коммунальных счетов или покупки одежды для детей. Предвидя развитие событий по такому сценарию, губернатор Патаки уже предусмотрел сокращение расходов на вэлфер в нынешнем году на сумму в 51 млн. долларов. Очевидно, что и финансирование EITC будет урезано. Это, в частности, вынужден был подтвердить республиканец Раймонд Мейер, глава сенатского комитета нью-йоркской легислатуры, занимающегося проблемами социального характера. Сам Мейер - горячий сторонник программы EITC, однако он заметил, что придется использовать эти деньги на непосредственных получателей вэлфера.
Остается надеяться, что субсидии на TANF-2 будут все-таки увеличены. Если же нет, то не только в Нью-Йорке, а и в других штатах многим семьям со скромными доходами придется либо потуже затягивать пояса, либо вновь вспомнить дорогу в вэлфер-офис.
Дмитрий Фастовский