РАБОТАТЬ МЕНЬШЕ, А ПОЛУЧАТЬ БОЛЬШЕ
ФРАНЦУЗЫ СТОЯТ НА СТРАЖЕ СВОИХ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАВОЕВАНИЙ И ЛЬГОТ
Около полумиллиона французов приняли участие в общенациональных манифестациях протеста против планов правого правительства пересмотреть закон о 35-часовой рабочей неделе, который был принят левыми в 1998 году. Нынешние власти утверждают, что речь идет не об отмене этого закона, а о том, чтобы сделать его более «гибким». Иными словами, если на том или ином предприятии часть рабочих и служащих захочет трудиться дополнительные часы, то они смогут это сделать за дополнительное вознаграждение. Профсоюзы и часть трудящихся (главным образом государственного сектора) встретили в штыки этот законопроект, который должен рассматриваться в Национальном собрании на нынешней неделе. Они видят в нем наступление на одно из важнейших социальных завоеваний и не хотят уступать. «Манифестации являются неотъемлемой частью диалога, - признал премьер-министр Жан-Пьер Раффарен. - Правительство слушает, ведет переговоры, а затем принимает решение, за которое несет ответственность». [!]
Социалисты, по инициативе которых страна перешла на 35-часовую рабочую неделю, утверждают, что эта мера позволила создать дополнительные рабочие места и тем самым притормозить рост безработицы. Кроме того, французы - а они это очень ценят - получили дополнительно свободное время - около 3 недель в год, которое могут посвящать семье, досугу, путешествиям и т.д. Словом, части населения удалось реализовать давнишнюю мечту: работать как при социализме, а получать и жить как при капитализме. Напротив, большинство предпринимателей убеждены в том, что этот закон нанес серьезный ущерб экономике, повлек снижение конкурентоспособности французских товаров, усложнил организацию производства. Поэтому они и требуют его отмены. Некоторые эксперты называют 35-часовую рабочую неделю «стихийным бедствием». Бывший министр экономики и финансов Николя Саркози, который недавно возглавил правящую партию «Союз за народное движение», оценивает нанесенный стране ущерб в несколько миллиардов евро: «Социалисты приняли решение, которое несовместимо с ответственностью перед Европой».
Не желая обострять обстановку, правительство ищет какой-то компромисс, который устроил бы обе противоборствующие стороны. «Мы хотим примирить экономическую свободу и социальный прогресс, - разъясняет министр труда Жиль де Робьен. - 35-часовая рабочая неделя была политическим мифом, который противоречил производственной логике и использовался главным образом левыми в предвыборной борьбе. В результате этой акции, несмотря на хорошие темпы роста, зарплата французов в конце 90-х и в начале нашего столетия выросла меньше, чем в других европейских государствах. Снизилась их покупательная способность. Нынешний законопроект предоставляет руководителям предприятий и их служащим возможность выбора: они смогут больше работать, но и больше получать».
Примут ли во внимание власти последние манифестации? Они располагают комфортабельным большинством в Национальном собрании, которое позволит им без проблем провести новый закон. Но профсоюзы, которые на этот раз выступают единым фронтом, грозят новыми акциями протеста. Недавно по разным поводам бастовали почтальоны, учителя, железнодорожники, работники компаний «Электрисите де Франс» и «Газ де Франс», больничный персонал и т.д. На этой неделе намерены прекратить работу служащие парижских аэропортов и таможенники. Согласно опросам, две трети французов считают, что в ближайшее время в стране заметно обострится социальная обстановка. Правительство убеждено, что протестные настроения инспирирует оппозиция, которая развертывает «идеологическую» войну.
Действительно, оппозиция, объединяющая социалистов, коммунистов и «зеленых», умело использует растущее недовольство в своих интересах. «Мобилизация направлена не только против ликвидации 35-часовой рабочей недели, - отмечает первый секретарь соцпартии Франсуа Олланд. - Она ставит под вопрос всю экономическую и социальную политику правительства, результатом которой является рост безработицы и снижение покупательной способности трудящихся». Заметно активизировались здешние троцкисты, объединенные в Революционную коммунистическую лигу во главе с почтальоном Оливье Безансно. «2005-й станет годом реванша социального движения против наступления правительства», - обещает наследник Троцкого. В ряды манифестантов вливаются и те, кто выступает против интеграционных процессов на Старом континенте. Они призывают провалить на предстоящем референдуме новую Европейскую конституцию: «Нам не нужна Европа Ширака и Берлускони!»
Париж