Экспресс-опрос "РБ"
№4 (457)

«2020». Так, наверное, назвал бы Джордж Оруэлл свою знаменитую антиутопию, если бы родился после Второй мировой войны и стал свидетелем нынешних событий. У него были бы все основания нарисовать кошмарную картину не очень далекого будущего. Наступление радикального ислама на Запад, тихое продвижение Китая во все стороны, возможность приобретения террористами оружия массового уничтожения, правдоподобные и бредовые «теории заговора», мучительный распад российско-советской (вернее – советско-российской) империи, усиление консервативных, охранительных тенденций в Америке, серъезное обсуждение в серьезных СМИ вопроса: «Можно ли пытать захваченных в плен террористов?» В придачу – предельное загрязнение окружающей среды, жуткие природные катаклизмы, угроза эпидемий и пандемий…[!]
Роль Оруэлла взял на себя «мозговой трест» американской разведки, опубликовавший на днях доклад, в котором содержатся прогнозы развития мирового сообщества в течение ближайших 15 лет. Каким же видится разведчикам-аналитикам мир в 2020 году? Они предлагают целых четыре сценария будущего, причем ни один из них не внушает особых надеж, но все вызывают тревогу.
Первый – и самый оптимистический – это «Pax Americana» («Американский мир»). Американцы сохраняют лидерскую роль и строят новый мировой порядок (правда, не совсем ясно, что под этим новым порядком подразумевается).
Второй сценарий – самый пессимистичный - «A New Caliphate» («Новый Халифат»). Как вы уже догадались, тут речь идет о глобальном движении исламских радикалов, подрывающем основы Западного мира.
Третий сценарий -–самый «оруэлловский» - «Cycle of Fear» («Круг страха»). Оружие массового уничтожения попадает в руки террористических организаций, а атмосфера страха и массовая истерия во всех государствах (включая самые демократические) приводит к установлению в них тоталитарных режимов.
Наконец, четвертый сценарий - «Davos World» («Мир Давоса»). Тут говорится о превращении Индии и Китая в самых влиятельных игроков на политической арене, с которой они постепенно вытесняют Америку и Евросоюз.
Ни в одном из сценариев России не отводится роль сильного, влиятельного государства. Поэтому российские сайты, опубликовавшие выдержки из доклада уже пришли к выводу, что ЦРУ выкинуло Россию из списка супердержав будущего.
Сами авторы доклада, однако, подчеркивают, что они не считают сценарии «прекрасного нового мира» предсказаниями и, тем более, пророчествами. Скорее это приглашение к дискуссии. Воспользовавшись приглашением, и опираясь на упомянутые сценарии, мы решили подключить к дискуссии известных деятелей из нашей общины и американских журналистов, задав им «каверзный» вопрос: Каким вам видится мир в 2020 году?

АББИ ШЕР,
исполнительный директор нью-йоркского отделения Ассоциации независимой прессы США (IPA-NY):
- Мир в 2020 году. Перед лицом опустошительных катаклизмов и истощения природных энергетических ресурсов правительства стран Европы и Латинской Америки сплачиваются, чтобы создать экономику, которой не будут двигать ненасытность и нищенские выплаты наемным рабочим. Европа и Южная Америка находят новый путь использования солнечной энергии, осознают необходимость создания децентрализованных предприятий, которые образуют глобальную сеть, способную поддерживать население этих регионов, а также Африки и Канады.

В США и Азии наблюдаются другие процессы. Растет неравенство, экономика становится нестабильной, большая часть населения страдает от различных заболеваний и с отчаянием цепляется за жизнь. Чтобы спасти положение, праительства этих стран и международные концерны экспериментируют с некоторыми аспектами новой экономики, но не осмеливаются бросить вызов неравенству и сосредоточению производства в руках одних крупных владельцев. Сможет ли эта «смешанная» экономика добиться успехов в стабилизации упомянутых регионов, или им тоже придется полностью принять новую, эгалитарную экономику? Будущее покажет

ИЛЬЯ ЛЕВКОВ,
владелец издательства «Либерти»:
- Сейчас в американской дипломатии наблюдаются два конфликтующих процесса, два направления. С одной стороны – стремление изменить статус кво в нынешней международной структуре. С другой стороны – стремление сохранить стабильность. И будущее во многом зависит от того, удастся ли нашим дипломатам найти баланс между этими двумя тенденциями.
В целом делать прогнозы нелегко. Ведь в политике происходят такие же невидимые, подспудные процессы, как в геологии, и они приводят порой к таким же неожиданным и трагическим результатам. Разрушительные, непредсказуемые «цунами» бывают и в политической сфере. И уже сейчас наблюдаются некоторые процессы, некоторые течения, которые могут к ним привести.
Первое – это то обстоятельство, что новые технологии могут быть приобретены даже странами третьего мира, в результате чего они могут перескочить через несколько ступеней развития и стать новыми центрами производства новых продуктов или сервисов, а тем самым – и крупными потребителями энергии. Особенно это касается стран Азии, в частности, Индии и Китая.
Второе – это неопределенность места и функций оси: США – Западная Европа – Япония. Эти страны-союзники были главной силой, сдерживающей в течение долгого времени СССР и страны социалистического блока. Сейчас их уже не объединяет одна главная цель.
Наконец, третье – это политизация ислама. Ислам из религии постепенно превращается в политическое движение с его радикальным крылом. Сегодня в Ассоциации мусульманских стран – более 50 государств, составляющих более четверти членов ООН. И многое зависит от того, будут ли они интегрироваться в мировое сообщество, станут ли открытой системой (открытой, в частности, для демократии) или предпочтут замкнуться в себе, все больше подпадая под влияние радикалов.

УОЛТЕР РУБИ,
корреспондент газеты «Джуиш уик»
Я опасаюсь, что 2020 год может преподнести нам неудобоваримую смесь вышеприведенных сценариев. Я подозреваю, что США останутся самой мощной в геополитическом плане страной мира, но уродливые тенденции в нашей экономике, огромные затраты на вооружение для сохранения статуса «номера один» приведут к постепенному обеднению нашего населения. Бывший средний класс постепенно потеряет доступ к качественному образованию, здравоохранению и т.д., а «американская мечта» станет несбыточной для большинства американцев. Мы будем наблюдать, как наши рабочие места и наши деньги уходят за рубеж, как Китай и Индия становятся соперниками США в геополитической и экономической сферах, отнимая у нашего народа его жизнеспособность.
Тем временем фундаментализм в мусульманских странах – результат их неспособности угнаться не только за Западом, но и за многими странами Азии, будет по-прежнему стимулировать распространение фанатизма и терроризма среди молодежи. Америке, скорее всего, придется десятилетиями сражаться с радикальным исламом (вспомним, как долго продолжалась «холодная война») и очень может быть, что до 2020 года на нас обрушатся новые разрушительные теракты, которые не только унесут сотни тысяч жизней, но и создадут в Америке атмосферу ужаса и истерии, которая поставит под угрозу наши гражданские свободы.
Исламский фундаментализм – не единственная его опасная разновидность. В последние годы мы стали свидетелями усиления христианского фундаментализма в США, иудейского - в Израиле и индуистского - в Индии. Все фундаменталисты верят, что они обладают абсолютной истиной, и враждебно настроены не только по отношению друг к другу, но и по отношению к их общим врагам – либерализму, рациональности, секуляризму и индивидуализму. Шок, вызванный модернизацией и глобализацией, заставил миллионы людей самых разных культур – традиционных и пост-индустриальных – искать убежище в средневековой ментальности.
Если добавить к этому другие опасные тенденции – перенаселение планеты, СПИД, возможные пандемии, загрязнение окружающей среды в сочетании с глобальным потеплением и преступно близорукой политикой Республиканской партии в этой сфере, то может показаться, что близок конец света. Однако мир как-то умудряется пробиться через самые мрачные периоды, хотя я сам, признаться, могу сейчас делать скорее негативные, чем позитивные прогнозы.

ЭНДРЮ УАЙТ,
директор Центра по делам города Нью-Йорка в New School University:
- Самый убедительный урок, данный историей – это то, что мы должны всегда ждать неожиданного. Приближение самых важных, судьбоносных событий обычно замечали лишь немногие. Мало кто предсказывал или даже воображал катаклизмы такого масштаба, как революция 1917 года в России или Вторая мировая война.
К сожалению, большинство мужчин, женщин и организаций, которые держат в руках бразды мировой экономики, приобрели удобную привычку игнорировать крайнюю бедность более чем миллиарда человеческих существ, и строят свое богатство на загрязнении среды на нашей планете. А это – формула взрывоопасная, гарантирующая нестабильность, способная вызвать огромные трансформации системы, которую мы сейчас принимаем как должное. Какую форму примет эта нестабильность между сегодняшним днем и 2020 годом, можно только гадать.

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ,
писатель, публицист:
Будущее на то и будущее – тем более через 20 лет – чтобы оставаться за семью печатями для человека. Кто мог предполагать за несколько лет до распада СССР, что он случится на самом деле, в пределах нашей жизненной досягаемости. Помню, в году этак 85-ом мы с Леной Клепиковой написали, а наш литагент послал в американские издательства заявку на книгу «2000: мир без СССР», которую отвергли все без исключения как утопическую, хотя раскол нашей географической родины произошел на десять лет раньше. И вот снова – каким будет мир через 20 лет? ЦРУ дает четыре варианта, спорят журналисты, политологи, политики.
В будущем могут быть задействованы тенденции настоящего – назовем это закономерностью, хотя не исключены и случайности, роль которых в истории огромна. Паскаль считал, что будь нос Клеопатры иной формы, мировая история пошла бы иным путем. Некоторые даже полагают случайность – скрытой, латентной формой закономерности. Но если исходить из реальности сегодняшнего дня, то и через 20 лет будет продолжаться глобальная борьба двух идеологий: панамериканизма и панисламизма, без разницы, какие именно формы она будет принимать. Понятно, понятия это условные. Панамериканизм – можно назвать демократией, а панисламизм – теократией, автократией, тоталитаризмом. Но опять-таки название ничего не меняет.
Вполне возможно, в этой глобальной борьбе к Америке примкнут новые страны, а некоторые нынешние союзники – отпадут. Плохое знание исламских традиций может привести к грубым стратегическим промахам, подобным нашему захвату Ирака, а четверть века прежде - невоспрепятствию аятолле Хомейни захватить власть в Иране, с чего, собственно, и начался исламский оползень мирового масштаба. И автократ с человеческим лицом шах Ирана, и кровавый диктатор Саддам Хусейн лучше подходили для своих стран, были - один больше, другой меньше - управляемы, и каждый служил своего рода замковым камнем того сложного и хрупкого сооружения, который зовется Ближним Востоком. Захват власти в Иране исламистами (плюс ныне атомные реакторы) и гражданская война в Ираке делают этот район более сейсмоопасным, чем прежде. Я допускаю, что в течение 20 лет напряженность между исламским и христианским миром достигнет уровня цунами и может быть даже задействовано ядерное оружие. В легкую победу демократии в мусульманском мире я не верю, тем более, она – не панацея, и не всем подходит. А учитывая, что в руководстве большинства заинтересованных стран стоят, мягко говоря, не гении, то я гляжу в будущее с довольно мрачными предчувствиями. Ничего хорошего оно не сулит.

АЛЕКСАНДР РАШИН,
ученый, писатель:
- Я надеюсь, что США сохранят свою доминирующую роль, останутся единственной сверхдержавой, главным производителем новых идей в технологии. Однако для сохранения лидерства и даже равновесия Америке нужны будут союзники - такие, каким является Израиль и каким может и должна стать Индия.
Китай станет одной из основных угроз мировому балансу, поскольку будет иметь мощную экономику (если ее развитие будет продолжаться нынешними темпами) и сохранять при этом идеологию, которая ни во что не ставит человеческую жизнь. Скорее всего, Япония США и Китай будут бороться за Дальний Восток и Сибирь. Вполне возможно, что Китай захватит значительную часть Сибири. Возможно, союзником США останется Япония, которая захватит другую часть Сибири, Камчатку. Не исключается и экспансия США на ослабевший Дальний Восток.
Я не думаю, что мир станет «оруэлловским». Скорее он будет напоминать эпоху «холодной войны», когда все пытались шантажировать друг друга, не доходя до открытого конфликта. Отдельные горячие точки, конечно, будут возникать, но оружие массового уничтожения не будет применяться, что ограничит степень побед и поражений.
Многое будет зависеть и от развития американской культуры, от решимости США сохранять демократические институты и традиционные ценности. Если эти ценности будут размываться, то нам грозит сползание к мюнхенской, соглашательской, капитулянтской позиции. А в результате – либо изоляционизм с ограниченным контролем над своей территорией, либо полное падение.
Кстати, Европа, по давней традиции, занимает именно такую позицию. Когда-то она была готова подчиниться Гитлеру, Советскому Союзу, сейчас готова подчиниться мусульманам.
Будущее России зависит от двух факторов – как сильно она восстановит против себя бывшие страны – сателлиты и какую угрозу будет представлять для Западной Европы. Впрочем, в России, как и в Европе, многое определит и демографическая ситуация. Если население страны будет и впредь сокращаться, то его место постепенно будут занимать выходцы из Азии или мусульманских государств.

Доктор ОЛЕГ ГУТНИК:
- Все сценарии о будущем достаточно хороши для дискуссий, и можно без конца обсуждать каждый из них. Мне же кажется, что будущее в большей степени зависит от того, каким будет американское правительство, администрация Белого дома. И в меньшей степени – от того, что будут предпринимать исламские фундаменталисты, Россия или Европа. Политика Вашингтона будет определять наше будущее и будущее всего мира.
Я надеюсь, что политика США будет направлена на укрепление нашего положения на мировой арене, нашей экономики, что мы будем обеспечивать работой наших граждан, защищать наши границы и лучше относиться к нашим настоящим друзьям, в частности, к Израилю. Если же наша администрация будет пытаться угождать Москве, Парижу или Рийаду, для вида помогать Израилю, подыгрывая на деле его врагам, то мы действительно можем прийти к мрачной ситуации, описанной Оруэллом в его антиутопии. Мрачные предсказания политологов сбудутся, и страдать от этого будут наши дети.

БОРИС РАБИНЕР,
политолог, ведущий телевидения RTN/WMNB:
- Каждый из этих четырех вариантов страдает определенной односторонностью и не может претендовать на видение глобальных изменений, которые могут произойти в мире через 20 лет. Мой сценарий таков: Америка сохранит статус единственной сверхдержавы мира несмотря на то, что по объему валового продукта Индия и Китай могут к ней приблизиться. Но по научно-техническому потенциалу, по использованию современных высоких технологий в обозримом будущем никто не сможет приблизиться к США.
Другое дело, что через 20 лет США, скорее всего, будут иметь в союзниках ту же Индию, которая идет по демократическому пути и испытывает давление со стороны Китая. Мне также кажется, что Западная Европа, несмотря на ее антиамериканизм, будет испытывать угрозу со стороны радикального ислама и вынуждена будет искать союзника в лице Америки – это единственная гарантия ее будущего.
Я не думаю, что попытка создать в России авторитарное государство увенчается успехом: несмотря на тенденцию к авторитаризму, изменения в экономике, общественной жизни носят необратимый характер. Я думаю, что произойдет неизбежный поворот России в сторону партнерских, дружеских отношений с США.
В возможность создания всемирного халифата я не верю. Нельзя рассматривать исламский мир как единое целое. Всегда говорили о наличии в нем трех групп государств. Кроме того, количество умеренных режимов в этих государствах будет постепенно возрастать. Любой думающий и не зацикленный на фанатизме араб понимает, что попытка реализовать идею мирового господства исламских фундаменталистов обречена на провал – она грозит самому существованию исламского мира.
Есть возможности реализации идеи мирного процесса на Ближнем Востоке - несмотря на сложнейшие препятствия. В войнах 1956, 1967 и 1973 годов Израиль сыграл решающую роль в крахе планов СССР на Ближнем Востоке. Точно также в будущем он сыграет огромную роль в продвижении демократии, современных норм цивилизации в этом регионе.

МАЙКЛ ДАТИКАШ,
фотокорреспондент газеты «Джуиш уик»:
- Я бы выбрал сценарий «Pax Americana». На мой взгляд, американцы будут и впредь лидировать на международной арене, но для этого им придется выдержать очень тяжелый бой с радикальным исламом. Мне кажется, что следующие несколько лет должны стать переломными. Пока Буш у власти, он будет продолжать «войну с террором». Даже «утечка» информации о том, что готовится вторжение в Иран, не может не иметь под собой основы. Правда, я думаю, в Иране противостояние примет несколько иную форму, Америка будет в большей степени опираться на разведку, на иранскую оппозицию. США уже поняли, что открытый военный конфликт не всегда приводит к нужным результатам.
Китай и Индия станут развитыми странами, но я не думаю, что они будут преобладать над Америкой в экономической, политической или военной сферах. Ведь Америка тоже не будет стоять на месте, ее экономическая и военная мощь тоже будут возрастать. Даже падение доллара, как оказалось, пошло Америке на пользу. Возможно, это тоже был стратегический маневр – доллар не мог упасть так резко и быстро.
Что же касается России, то, мне кажется, русский народ наконец поймет, что после драки кулаками не машут. Россия уже никогда не сможет вернуть себе былую мощь, собрать вокруг себя бывшие советские республики. России придется отказаться от имперский амбиций, и я надеюсь, что она станет нормальной цивилизованной страной, которая будет в первую очередь думать о благополучии своих граждан.

ЭДВАРД ГЛАЗАРЕВ,
корреспондент газеты «Дейли ньюс»:
- На мой взгляд, можно ждать скорее некоей комбинации этих четырех сценариев. Оружие массового уничтожения может попасть в руки террористических организаций или режимов – это, пожалуй, самая пугающая перспектива. Экономический рост Индии и Китая может урановесить или даже перевесить экономическое могущество США. Кроме того, Китай будет использовать ядерную угрозу со стороны Северной Кореи в свою пользу. Привлекая внимание США к сдерживанию ядерных программ в Северной Корее, он тем самым будет отвлекать его от своей собственной экспансии.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir