Душа, которой нелегко
Израильскую армию всегда называли душой народа. Пожалуй, это тот редкий случай, когда высокие слова использовались без натяжки. И это, действительно, так в стране, где почти все мужчины и женщины прошли армейское горнило, где бывших фронтовиков невозможно выделить в отдельную привилегированную когорту из-за их многочисленности, где фактически в каждой семье есть сыновья или дочери, проходящие действительную воинскую службу в эти дни.
Сегодня эта душа болит и мечется. План одностороннего размежевания с палестинцами невозможно осуществить силами одной лишь полиции и пограничной жандармерии. Без участия армии политикам не обойтись.
Среди тех, кого поставят в оцепление или даже привлекут к непосредственной эвакуации еврейских поселений в Газе, может оказаться много солдат и сержантов, прапорщиков и офицеров, охранявших эти или другие поселки от палестинских террористов. Им прикажут – они будут обязаны выполнить.
Но уже сейчас, когда размежевание еще не началось, часть военнослужащих решила, что ослушаются такого приказания. На днях 34 офицера активного резерва заявили своему командиру, что участвовать в ликвидации поселений не будут. Все они – сами жители еврейских поселений Иудеи и Самарии, каждый участвовал в боевых действиях, многие имеют награды и благодарности командования. В письме, направленном на имя командира бригады «Биньямина», полковника Микки Эдельштейна, офицеры написали, что изгнание евреев из их домов они не могут считать выполнением воинского долга. Долг свой они отдавали, когда воевали с врагами Израиля, защищали страну, а сегодня от них требуют невозможного.
Комбриг был так обескуражен, что не нашел других слов, кроме: «Это недостойно звания офицера!»
Конкретнее к поступку резервистов отнесся начальник генштаба Армии обороны Израиля, генерал-лейтенант Моше Аялон. На совещании с командующим Центральным военным округом Моше Каплинским он сказал, что все «отказники» будут уволены из армии. С ними поступят точно так же, как недавно - с военными летчиками «Саерет маткаль», элитного подразделения военно-воздушных сил Израиля. Опытных боевых летчиков, выразивших свое несогласие с «точечными ликвидациями» террористов, порой сопровождающимися поражением случайно оказавшихся рядом палестинцев, тогда лишили званий и уволили из ВВС.
Сравнение офицеров «бригады отказа» с непокорными летчиками «Саерет маткаль» более чем символично. Военные люди оказались между двумя традиционными маяками израильской политики – правым и левым. Летчики не хотели больше ориентироваться на свет справа, пехотинцы не желают подчиняться проблескам слева. Вернее, и одни, и другие выразили несогласие с тем, что сами считают «правизной» или «левизной» политики израильского правительства.
Причем адрес претензий один и тот же – правительство Ариэля Шарона. Самого знаменитого генерала, гордости ЦАХАЛа и героя Израиля Арика Шарона. Того самого человека, который бил арабов во всех решающих войнах, был грозой палестинцев и непримиримым противником каких бы то ни было уступок террору. И того самого премьер-министра, который сегодня готов оставить Газу, эвакуировать еврейские поселения и вернуться за стол переговоров.
Так на какой из сторон включает маяк Шарон? И должна ли армия искать глазами прежнее местонахождение этих ориентиров?
Большинство трезво мыслящих израильтян считают: нет, не должна. Времена изменились, многострадальный регион получил редкий шанс на мир или хотя бы на подобие его. Нужно пожертвовать дорогим ради того, чтобы обрести бесценное. Отдать несколько поселений – да, олицетворявших сионистское упорство! да, географически связанных с древней и славной историей народа! да, отстроенных и населенных отважными патриотами! – но получить передышку, которая может перейти в долгожданный покой. И самое главное: армия обязана находиться вне политики, ибо иной вариант грозит непоправимой бедой. История человечества это много раз проходила. Не дай Б-г такого единственному в мире государству, ставшему национальным очагом для евреев!
Немало простых израильтян, не связанных ни с высокой политикой, ни с армейской элитой, говорят: «Уберут эти поселения, и я буду спать спокойно». Нет, они не завидуют поселенцам, имеющим добротные, поразительно недорогие дома на «территориях» и обладающим рядом налоговых льгот и прочих послаблений. Чему тут завидовать, когда, что ни день, появляются сообщения о минометных обстрелах этих «райских мест», проникновении туда вооруженных террористов, гибели или ранении людей. Речь о другом – о том, что караульную службу возле поселений постоянно несут солдаты, чьи родители ночи не спят от тревоги за сыновей. Порой подразделения, охраняющие эти еврейские островки, по численности превосходят их население в несколько раз. И сколько уже ребят погибли, получили увечья, обороняя поселения в Газе!..
Однако психологически они уже срослись с поселенцами, и им будет нелегко выселять тех, кого защищали. Да и случаев, подобных тому, что произошел в бригаде «Биньямина», когда поселенцы в военной форме опасаются приказа гнать из домов поселенцев в гражданском, тоже может оказаться немало. Вот тут-то, наверное, и потребуется от командования та самая не всегда свойственная военным гибкость.
При желании можно избежать такого рода конфликтов и не резать по живому. К участию в эвакуации поселений в Газе стоило бы привлечь части, расквартированные во внутреннем Израиле или на северных рубежах страны. Ведь как бы сложна ни была эта операция, участия больших воинских соединений она не потребует. Нужно человечнее отнестись к солдатам и офицерам, чьи семьи живут в других, не эвакуируемых еврейских поселениях. Их лучше не отправлять туда, где им придется принимать на себя гнев единомышленников.
Заклеймить позором, обозвать дезертиром, рвануть погоны с плеч – это легкий выход. Труднее понять и поберечь. Всех и каждого, горячего и спокойного, послушного приказам и спорящего с ними. Ведь дело идет не о какой-то там армии, а об израильской. О душе народа, которому сегодня нелегко...
Элиэзер Дан,
Тель-Авив