Это были не грабли

В мире
№47 (813)

 

Саакашвили чувствует себя победителем - Грузия пропустила Россию в ВТО, Россия потеряла часть суверенитета, напрасны были наши жертвы в войне за свободу Южной Осетии, ради ВТО мы отдали свои границы под внешний контроль - примерно так отреагировали некоторые политики и обозреватели на решение рабочей комиссии о приеме России во Всемирную торговую организацию. 

До 9 ноября Грузия оставалась единственной страной, возражающей против вступления России в ВТО. Соглашение достигнуто при особом условии: перемещение грузов на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах будет контролировать нейтральная сторона - Швейцария. 

А почему тогда Венесуэла, к примеру, не контролирует границу США и Мексики? - гневно вопрошают иные. Как будто искренне не ведают, что США и Мексика - члены ООН, а Южная Осетия и Абхазия - непризнанные республики. Суть не в политике, а в торговле: непризнанные государства - рай для контрабанды. 

17 декабря Россию объявят членом ВТО. 17 лет ушло на переговоры. Абсолютный рекорд. Не только потому, что условия и требования были для нас невыполнимы. Мы и сами раз за разом выкидывали на встречах кульбиты, меняя свои же решения на прямо противоположные, вгоняя тамошних экспертов в транс. Журналиста Евгения Арсюхина, 9 лет проведшего в кулуарах ВТО, спрашивали: “Ну вот почему Медведков (наш представитель на переговорах - С.Б.) умный, Греф (бывший министр экономического развития - С.Б.) тоже умный, а все вместе как дураки себя ведете?”

Ошибаются. Дураков там не было и нет. А были и есть большие корпоративные и частные интересы. Прикрытые и до сих пор прикрываемые громкими криками о национальном предательстве, о том, что вступление в ВТО добьет сельское хозяйство, отечественную промышленность - автопром, авиапром, машиностроение вообще, поскольку они не выдержат конкуренции, Россия окончательно превратится в сырьевой придаток Запада, мировые транснациональные компании поставят себе на службу наши природные богатства. (А сейчас они принадлежат народу и приносят прибыль народу?) И если спросить россиян об их отношении к вступлению в ВТО, многие из них повторят заклинания о “предательстве национальных интересов”. 

С одной страны, внушение, с другой - советская привычка не разделять себя со страной, с ее богатствами, с ее заводами-фабриками, гигантскими электростанциями и нефтяными месторождениями. Мы простились с иллюзиями, что они наши, но до сих пор осталось ощущение, что государственные... 

Другое дело, если поставить вопрос так: заинтересованы ли вы в защите олигархических предприятий от конкуренции зарубежных товаров, в дальнейшем сохранении их монопольного положения? 

Рядовой россиянин в лучшем случае ответит: “Да мне оно как-то фиолетово...”
А если спросить: хотите ли вы, чтобы заграничные автомобили, заграничные лекарства, продукты питания, изделия бытовой электроники стали дешевле? 

Ответ тоже предсказуем. Причем, не исключено, россиянин, который скажет: да, хочу, чтобы товары стали дешевле, одновременно на каком-нибудь сайте напишет: сволочи, продают страну ВТО, и т.д. 

Еще в Советском Союзе в программе “Время” нам показывали, как трудящиеся Испании протестуют против вступления их страны в Европейское экономическое сообщество. По улицам Мадрида шли и ехали на мини-тракторах рабочие люди, крестьяне, гневно что-то выкрикивали, вздымали к небу плакаты. Кто знал испанский язык, мог прочитать: “ЕЭС - наше нет!” То есть все было правдой, никакого монтажа, подтасовок. Только нам не говорили, что фермеры протестуют против голландского и германского молока и мяса, которые появятся в испанских магазинах и будут продаваться испанским гражданам по более низким ценам. То же самое было в Финляндии и других странах.

Летом 2008 года премьер-министр Владимир Путин вдруг заявил, что надо приостановить наше вступление в ВТО. Кто первым громко обрадовался? Например, наш “сельскохозяйственный” сенатор и по совместительству глава Моссельпрома и Росптицепрома Сергей Лисовский, председатель Зернового союза Антон Злочевский. То есть люди, имеющие непосредственное отношение к производству сельхозпродуктов. Они и ведут информационную атаку. “Вступление в ВТО поставило бы крест на дальнейшем развитии АПК в стране”, - предрекал Злочевский. 

Лисовский, наоборот, обнадеживал: “Единственное мясо, которым мы пока не можем себя обеспечить, это говядина. А по мясу птицы мы уже сейчас можем не только сократить импорт, но и полностью от него отказаться. Чтобы закрыть все потребности в свинине, понадобится еще года три”.

Так и многие другие противники ВТО из года в год работают: синхронно - один запугивает, другой обещает расцвет отечественного производства. 

Прошли те три года. И где та свинина? Доля зарубежных продуктов питания в России составляет 50 - 55 процентов. И с каждым годом растет.

Вот сводка за январь-октябрь. Общий импорт из стран дальнего зарубежья, по сравнению с прошлым годом, увеличился на 36 процентов. Импорт зерновых культур - в 2,8 раза(!), овощей - на 33,3 процента, фруктов - на 26,5 процента, мяса и субпродуктов - на 9,1 процента. Закупки судов и плавучих средств - в 9,6 раз(!), инструментов - на 14,6 процента, средств наземного транспорта - на 11,9 процента. 

Когда, наконец, развернется отечественное производство, защищенное отсутствием конкуренции, высокими государственными пошлинами и квотами, когда настанет обещанное самообеспечение? Неизвестно. А кто пока наживается на поставках? Фирмы-импортеры. Теперь же, после снижения пошлин, по примерным прогнозам, цены на автомашины снизятся на 20-25 процентов, на телевизоры, холодильники и другую бытовую технику - на 30 процентов, на компьютеры - чуть ли не на 50 процентов. Условия будет диктовать регламент ВТО, нынешние импортеры и связанные с ними структуры потеряют сверхприбыли. Поэтому они против. 

И агропромышленный комплекс (АПК) давно, всегда, постоянно против. Главное возражение - проклятый Запад требует снизить уровень государственной поддержки сельского хозяйства, хищные глобалисты хотят, чтобы мы не помогали родному селу!

Действительно, родному селу мы помогаем щедро, если судить по цифрам - даем 9,5 миллиарда долларов в год. ВТО требует сократить субсидии до 4,4 миллиарда, считая чрезмерное госфинансирование пагубным. Несколько дней назад и президент Медведев признал: “Протекционизм стал одной из угроз эффективности мировой экономики... Мы готовы прямо сейчас вступать в ВТО и не применять излишних защитных мер”.

Защитных для кого и для чего? Сельские публицисты старой, еще советской школы, жизнь положившие на то, чтобы повернуть государство лицом к российскому крестьянину, горько усмехнутся: где это вы видели чрезмерное госфинансирование, посмотрите на русскую деревню! Знаю. Но ведь 9 миллиардов - огромные деньги. Значит, вопрос в другом: кому они доставались? Спросите крестьян, фермеров. Они даже не посмеются. Миллиарды получали олигархи-монополисты, так называемые агрохолдинги, составляющие одно целое с чиновными структурами. И годами уверяли, что вот-вот возродится российское село. 

Единственная действенная альтернатива ВТО - полное, абсолютное закрытие страны, экономика натурального хозяйства, самообеспечение. Мы же находились в промежуточном состоянии, очень выгодном для кого-то. Поэтому нельзя сказать, что мы годами наступали на одни и те же грабли, двигаясь будто бы своим особым путем. Все всё видели и понимали. И вообще - это были не грабли.

Китай, при всей его особости и специфичности, десять лет как вступил в ВТО. Что будет с Россией, с ее огромным, неповоротливым и непонятным экономическим устройством в общемировом формате?
Москва

comments (Total: 1)

К полной автаркии Россия готова еще хуже, чем к вступлению в ВТО.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir