по следам диноцераса
Я очень люблю гулять по Парк авеню в Манхэттене. Вдоль этого великолепного широкого бульвара выстроились замечательные высотные здания, в нижних этажах которых разместились многочисленные банки, шикарные магазины и художественные галереи. Необыкновенно привлекательным и по своему даже уютным делают этот бульвар устроенные около многих стеклянно-стальных небоскребов небольшие площади с бессейнами и фонтанами, зелеными скверами и разнообразными скульптурами. С уверенностью могу сказать, что многократно исходил пешком Парк авеню от начала до Девяностых улиц. Казалось бы, видел там все, заглянул в каждый сквер, постоял около каждого фонтана, но вот совсем недавно на углу этого бульвара и Ист 51-й стрит обнаружил большую абстрактную скульптуру, которую, как ни странно, раньше не замечал. В оправдание себе могу сказать, что стоит она не на Парк авеню, а на Ист 51-й улице, слегка в глубине у бокового фасада огромного 44-этажного небоскреба.
Бронзовая скульптура высотой более трех с половиной метров и длиной в шесть метров называется «Диноцерас» и стоит там с 1971 года на слегка возвышенной площади, опоясывающей здание. Автором скульптуры является Роберт Кук.
Когда впервые видишь «Диноцераса», создается совершенно четкое представление, что перед тобой какое-то крупное животное, стоящее на толстых, почти слоновьих ногах. Но тут же ловишь себя на мысли, что нечто подобное уже видел в залах Американского музея естественной истории, где стоят скелеты вымерших доисторических монстров. Потому что, как и там, это тоже скелет. И хотя, казалось бы, это мертвые кости, вся скульптурная композиция обладает необыкновенной динамичностью и экспрессией. Ее отчетливо текстурированная, с объемным рисунком в виде глубокой бороздчатости, рубчатая структура создает впечатление костяка какого-то допотопного, а скорее, даже инопланетного существа, которое было внезапно остановлено в момент его неистового, яростного бега. Будто взвихренные сильным встречным потоком воздуха странной формы бронзовые «кости» скрутились и страшно напряглись, давая опору натянутым на них остаткам мышц и сухожилий.
Особо следует отметить технику, с помощью которой было изготовлено это впечатляющее произведение. Существует несколько способов художественного литья, и в том числе отливка в цельные земляные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей. Этот способ обычно применяется при изготовлении уникальных изделий сложной конфигурации. Для достижения своей цели он предварительно смоделировал всю композицию из пчелиного воска на бамбуковой арматуре, изготовив одну из самых больших восковых скульпутр, когда-либо существовавших до него. Лишь после этого была отлита сама скульптура.
Роберт Кук сделал имя благодаря своим одухотворенным фигуративным скульптурам. Одну из таких его работ я случайно увидел сквозь стеклянную входную дверь, ведущую в холл жилого дома Cumberland House, который стоит на углу 62-й улицы и Мэдисон авеню. Эта относительно небольшая бронзовая скульптура, названная автором «Цирк», установлена там на деревянном пьедестале из красного дерева. Сюжет ее прост: наездник, держась за уздечку, стоя скачет на коне. Эта работа выполнена в той же технике и стилистике, что и «Диноцерас», поэтому автор ее легко узнаваем.
Попутно могу заметить, что у входа в Cumberland House, когда я проходил мимо и увидел внутри здания скульптуру, стояло аж три дормена. К моему везению, они оказались на редкость любезными людьми и позволили мне зайти в холл этого жилого дома и сфотографировать скульптуру. Редкий случай в наше время.
Должен с огорчением заметить, что во многих случаях ничего фотографировать не разрешают. Я с ностальгией вспоминаю время до 11 сентября 2001 года. Тогда практически в любое здание можно было свободно зайти и сделать там хоть сотню снимков. Меня всегда это восхищало, потому что я прекрасно помнил, как трудно было в бывшем Союзе зайти не только в какой-нибудь райком партии, но даже в редакцию захудалой местной газеты, где на входе сидел цербер в милицейской форме и охранял неизвестно что. Подлые бандиты-террористы, разрушившие Всемирный торговый центр, отняли у меня, как и у других американцев, часть моей свободы. И всякий раз, когда я получаю отказ на свою просьбу сфотографировать что-либо интересное в вестибюле какого-нибудь небоскреба, я шлю им свои проклятия.
Хочу вернуться к абстрактному «Диноцерасу», который способствовал моему знакомству, заочному, к сожалению, с одним из самых выдающихся и богатых семейств Америки. Эта скульптура была заказана Роберту Куку Льюисом Рудиным – представителем нью-йоркской династии строителей и владельцев недвижимости. История этой семьи, на мой взгляд, очень показательна и интересна.
А началось все в Воложине - маленьком городишке Ошмянского уезда Виленской губернии России. Фактически в конце позапрошлого - начале прошлого века большинство его населения составляли евреи. В 80-х годах XIX века оттуда, как впрочем и из других местечек черты оседлости Российской империи, потянулись, спасаясь от погромов, евреи в Америку. Многие выходцы из Воложина добились успеха на новой родине, но особенно заметный вклад в американский мир бизнеса внесли и вносят представители семейства Рудиных, первые из которых перебрались оттуда в Нью-Йорк в 1888 году.
Поселились они в манхэттенском районе Нижний Ист-Сайд. Первое приобретение было сделано в 1902 году, когда отец Сэмюэла Рудина – основателя династии выдающихся предпринимателей, купил дом в районе Ист 54-й улицы. Много позже Сэмюэл спросил своего отца, почему он купил дом так далеко от того места, где они все тогда жили, и получил простой ответ: «Если это хорошо для Рокфеллера, то неплохо и для меня!». И он наказал Сэмюэлу никогда этот дом не продавать, а напротив, стремиться приобретать недвижимость вокруг него. В течение последующих ста лет сыновья и внуки Сэмюэла следовали его наказу, став одними из крупнейших собственников недвижимости в Манхэттене. А началось с того, что, заняв деньги у родственников, Сэмюэл купил лесопилку в Вестчестере, а затем построил шестиэтажный жилой дом на Бенсон стрит в Манхэттене. Это был один из первых домов в Нью-Йорке, в котором был лифт. Через некоторое время он построил еще два жилых дома в районе Вест 86 улицы, где выросли его сыновья Льюис и Джек, являющиеся нынешними владельцами компании. После Второй мировой войны они начали активно строить на Манхэттене, в 50-х годах возвели свой первый офисный билдинг на Мэдисон авеню. К настоящему времени они построили более двадцати больших жилых домов и полтора десятка офисных зданий, в том числе и 44-этажный небоскреб на углу Ист 51 улицы и Парк авеню, где находится один из филиалов компании, руководимой Льюисом Рудиным.
Это здание было возведено в 1967-69 годах рядом со знаменитым, «одетым» в бронзовое стекло, Seagram Building, построенным в 1958 году. Новый небоскреб Рудиных имеет собственное, отличное от соседних зданий лицо. Огромный вестибюль этого здания украшает замечательная, высеченная из розового мрамора, скульптура, выполненная в классическом стиле. Называется она «Поцелуй» и создана выдающимся мастером Луисом Сангвино.
Кстати, широко известная скульптурная группа «Иммигранты», установленная в Бэттери Парке в нижнем Манхэттене, тоже является произведением этого автора. Она была заказана Луису Сангвино в начале 70-х годов, а затем подарена городу Сэмюэлом Рудиным, умершим в 1975 году. Он мечтал о том, чтобы скульптура была установлена около Castle Clinton, через ворота которого ступили на американскую землю его родители, и стала памятником не только им, но и всем другим эмигрантам. Значит, и нам с вами. Дети Сэмюэла реализовали его мечту. Скульптура была открыта в Бэттери Парке в 1981 году.