У Путина провал за провалом
В последнее время российский президент Владимир Путин все чаще и все настойчивее подчеркивает в своих публичных выступлениях, что у России особый, специфический путь исторического развития. И подтверждает этот тезис бесконечной чередой исходящих из Кремля политических, экономических и правовых решений. Острых и сложных проблем в России – великое множество. Но создается впечатление, что власти не очень хорошо знают, как их решать и потому проблем становится еще больше. Сам президент нередко путается в своих указаниях, следуя противоречивым рекомендациям то одних, то других советников. Сказал одно, передумал – сказал другое, а сделал третье. От бестолкового реформаторского зуда население страны пребывает в состоянии постоянного беспокойства.
Так называемый особый путь России практически ничего нового не содержит. По нему страна не столько двигалась, сколько ковыляла на протяжении веков. Имя ему – авторитаризм. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты – все получали неограниченные властные полномочия. «Как известно, от Кремля начинается земля». Управлять из единого центра властям проще и комфортнее. Приказал – все исправно исполнили. А не исполнили или сам напортачил - тоже не беда. Когда-то великий князь Николай Николаевич произнес поучительную фразу: «В России любая глупость, если она проводится в жизнь твердо и последовательно, способна принести пользу государству». Вот до сих пор и лепят одну несуразицу за другой.
Президент превратил правительство в команду безвольных исполнителей, отдает чисто волевые приказы, а потом сетует, что ничего не получается. Удвоить объем валового продукта! Как это сделать, если инвестиции не растут, деньги потоком уходят за рубеж, средний и малый бизнес не развиваются, государство «сидит на нефтяной игле»? Решили заменить социальные льготы денежным эквивалентом, но тут же выяснилось, что финансовые возможности местных администраций такой нагрузки не выдержат. Строго-настрого приказали еще летом подготовить весь жилой фонд к зиме, однако десятки тысяч россиян так и живут без тепла, воды и электричества.
Даже когда само небо одаривает страну звонкой монетой, власти не знают, что делать с этой кучей денег. Баснословно высокие цены на нефть и тяжелая дань, которой обложили нефтедобывающие компании, позволили до колоссальных размеров увеличить золотовалютные резервы казны и стабилизационный фонд. После долгих раздумий часть свободных финансовых средств разместили на нью-йоркской фондовой бирже, часть так и лежит мертвым грузом.
Пугливо-послушная и потому абсолютно беспомощная Дума неделями обсуждает порядок потребления пива, отменяет одни праздничные дни и назначает другие, спорит по поводу того, что можно и что нельзя показывать по телевидению, словно никаких других по-настоящему актуальных проблем в стране не существует. Важные законопроекты жуются и бесконечно пережевываются – закон о рыболовстве сейчас рассматривается в одиннадцатом (!) варианте. Любимое занятие думцев – цитировать Путина и критиковать правительство за исполнение его указаний не в полном объеме. Так парламент и правительство соревнуются, кто вернее служит президенту.
Больше всего на свете авторитаризм опасается покушений на то, что он называет незыблемым принципом государственного суверенитета. Дескать, у себя дома мы вправе делать все что угодно, это никого не касается. Но времена, когда этот принцип был всеобъемлющим, давно прошли. Хотим мы того или нет, глобализм экономики связывает любую страну с миром тысячами нитей. Даже самая мощная держава, Соединенные Штаты Америки, не свободна от таких связей. Хотя и тут в чрезмерно консервативных кругах то и дело вспыхивает желание отгородиться от всех и ни на кого не обращать внимания. Но в изоляции можно только прозябать, как прозябает Северная Корея.
Путин, видимо, уверен, что если твердо и последовательно гнуть свою линию, это послужит на пользу отечеству и вызовет глубочайшее уважение у соседей. Не служит и не вызывает. Отношения России – точнее, путинской администрации – с Западом обостряются день ото дня все больше. В межгосударственных конфликтах и трениях объективный наблюдатель всегда легко обнаружит грехи обеих сторон. Все дело в пропорциях. Европа и Америка тоже не упускают случая что-то выиграть за счет российских интересов и нужд. Однако в последние годы за ухудшение отношений с Западом Россия ответственна в гораздо большей степени.
Партнеры с трудом, но проглотили массовый призыв чекистов во власть, беспредел в Чечне, возвращение к централизованному управлению и беспардонное давление на средства массовой информации. Разгром телеканала НТВ застрял комком в горле, а на демонстративное попрание законов в деле «ЮКОСа» и по-византийски коварное уничтожение политической оппозиции уже невозможно было смотреть без отвращения. Путин же продолжал говорить и действовать в прежней манере, полагая, что никто не спросит, никто не осудит. Провалы во внешней политике стали следовать один за другим.
Позорно закончилась попытка провести в президенты непризнанной республики Абхазии своего человека, бывшего сотрудника госбезопасности Рауля Хаджимбу. На выборах население предпочло проголосовать за другую кандидатуру, Сергея Багапшу. В результате в Сухуми были спровоцированы массовые волнения. Это вызвало определенное удовлетворение у грузинского руководста, но никак не у российского. Полученная в Абхазии пощечина уму-разуму не научила.
В Украине еще не успели подвести окончательные итоги президентских выборов, как Путин самолично объявил победителем Виктора Януковича, причем сделал это трижды. Посланные им наблюдатели, в отличие от западных коллег, ухитрились не заметить грубых нарушений в ходе голосования. Плохо продуманная затея не удалась. Народ вышел на улицы - Янукович пока так и не стал президентом. Зато разразился межународный скандал. Путин оказался в позорном проигрыше. В демократической стране после подобного внешнеполитического провала министр иностранных дел сдает дела, а главу государства оппозиция прижимает к стенке градом упреков. Российские власти смахнули плевок, будто это божья роса.
Без последствий не обошлось. На встречах в Чили и Бельгии Путину пришлось выслушать массу неприятных слов и смириться с тем, что ни один из острейших для России вопросов не был решен. Совсем недавно Путин не без основания числил в своих друзьях канцлера ФРГ Шредера и французского президента Ширака. Однако на этот раз и они от Путина отвернулись - их терпению пришел конец. «Подвел» и лучший друг Джордж Буш. Надо полагать, критика со стороны американского президента была воспринята особенно болезненно. Ведь во время президентских выборов в США Путин так льстиво и настойчиво высказывался в пользу кандидатуры Буша. Правда, его никто об этом не просил.
Совершенно очевидно, что в отношениях России и Запада снова наступает период охлаждения. Надежды на демократические преобразования в бывшей стране социализма рассеиваются, как сладкий сон. И основная вина ложится на путинскую администрацию. Тут одно из двух: либо российский президент и его ближайшее окружение не в силах разобраться в тонкостях сложнейшей международной политики, чтобы легально отстаивать интересы своей страны, либо речь идет о сознательном и демонстративном противопоставлении России всему западному миру. Похоже на то, что второе предположение ближе к истине.
Если это так, можно с горечью констатировать, что Россия под водительством Владимира Путина на всех парах движется вспять. К тем, еще довоенным временам, когда усилиями большевистских вождей страна оказалась в сплошном кольце врагов. Возможно, Путин полагает, что, громогласно объявляя о создании нового, невиданно мощного ядерного оружия, он возвращает России статус сверхдержавы, а поэтому, свободен творить что пожелает. Опасное заблуждение. И страна стала иной, и мир изменился. Конечно, безответственным политикам, да еще обладающим неограниченной властью, всегда проще идти напролом, во имя собственных амбиций ставить на карту и престиж государства, и судьбу его населения. Если Путин и дальше будет держаться того же курса, миру после короткой передышки грозит пусть не «холодная», но, по многим признакам, «прохладная война». Она не сулит ничего хорошего прежде всего самим россиянам. Да и всем нам такая война совершенно ни к чему.
comments (Total: 15)