Оба Виктора остаютсЯ без виктории

Факты. События. Комментарии
№50 (450)

Процессу президентских выборов в Украине пока не видно конца. Оба Виктора – Янукович и Ющенко - бесспорной виктории в единоборстве не добились, оба сохраняют за собой титул кандидатов. Хотя каждый из них уверен, что именно он одержал победу и теперь просто обязан въехать в Киев на белом коне. Впрочем, о единоборстве говорить не приходится. В спор за президентское кресло уже после голосования ввязались миллионы украинцев, все три ветви гражданской власти, силовые структуры, а вместе с ними чуть ли не десяток зарубежных стран. Многодневные и многотысячные митинги, звонкие лозунги, мощные мазки оранжевого и бело-голубого цветов...[!]
Шум, гам, никто не работает и не учится, все веселятся и требуют невозможного. Со стороны одним это кажется торжеством демократии, другим – диким шабашем на Лысой горе.
Кто в конце концов станет победителем, неизвестно. Зато мир успел узнать и хорошие, и дурные черты кандидатов. Если довериться их собственным словам, в хорошем они одинаковы. Оба готовы беззаветно послужить отчизне и осчастливить и нынешнее поколение украинского народа, и потомков. Если прислушаться к мнениям противостоящих сторон, в плохом оба кандидата в равной мере отвратительны. Виктор Янукович – матерый уголовник и, став президентом, он тут же продаст нэньку Украину проклятым москалям. Виктор Ющенко, оказывается, националист и к тому же связан с прелестной панночкой Юлией Тимошенко, которая на самом деле настоящая ведьма.
Наслушаешься такого, и поневоле вспомнишь старый анекдот о сражении красных и белых за сторожку лесника. Три дня и три ночи бились они, не жалея жизни, сторожку брали штурмом то одни, то другие. На четвертый день вернулся лесник и выгнал всех к чертовой бабушке. Но Украина с ее 50-миллионным населением не лесная сторожка, а могучих лесников ныне не сыщешь, и слава Богу.
Эмоциональные всплески симпатий и антипатий иногда полезны для здоровья. Опасно, когда в них тонет здравый смысл и трезвый расчет. Всеми признано, что на результатах выборов сказалась наследственная разобщенность населения Украины. Действительно, республика сложилась из трех исторически разных территорий, никогда не знавших суверенитета. Западная часть на протяжении долгих лет входила в состав Польши и небольшой долей – в состав Австро-Венгрии. Центр, или Малороссия, три с лишним века считался равноправной частью России. Наконец, восток и весь юг, так называемую Новороссию, вместе с Крымом до образования Советского Союза никто Украиной не называл. Этот регион включили в Украинскую союзную республику чисто административным решением, население не спрашивали.
В таком территориальном разделении нет ничего уникального. Из разных княжеств, графств и даже королевств в свое время рождались многие европейские страны, в том числе Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания. И нигде процесс не проходил гладко и безмятежно. Из этого вовсе не следует, что политическое и административное единство Украины тоже может быть достигнуто только в жесткой борьбе. Все-таки события происходят в ХХI веке. С другой стороны, незачем делать вид, что серьезных различий между украинскими регионами не существует или что преодолеть их легко и просто.
Восток и юг – индустриально развитые районы. Тут крупные заводы, шахты, морские порты. Население смешанное, как правило, не религиозное. По ментальности оно гораздо ближе к российскому, нежели к западно-украинскому, и говорит в основном по-русски. Да и деловые связи с Россией теснее.
Центр более самобытен, поскольку значительная часть жителей занята сельскохозяйственным производством и помнит о своих корнях, традициях, народных обычаях. Общая с россиянами православная вера сочетается с насмешливо-подозрительным отношением к «москалям». Те отвечают им прозвищем «хохлы».
Ну а запад страны, дружно проголосовавший за Ющенко, вообще, как известно, особый анклав. В местном языке полно немецких (от австрийцев) и польских слов и речевых оборотов. Униатская церковь, глава которой входил в папскую курию, немало претерпела и от советской власти, и от православных собратьев. Полного воссоединения с жителями центра так и не произошло, многие не считают Киев украинским городом. Быт патриархальный. Большинство занято либо в сельском хозяйстве, либо в традиционных ремеслах.
Различия существенные, факт определенного взаимного недоверия трудно опровергнуть. И все-таки сомнительно, что только из-за этого выборы президента не удались. Возможно, слишком преувеличено и значение подтасовок, порой до предела наглых, при подсчете голосов избирателей, особенно в восточной части Украины. Далеко не во всех демократических странах выборы проходят абсолютно честно, без каких-либо нарушений. Когда симпатии избирателей разделены на две примерно равные части, когда число бюллетеней составляет десятки миллионов, а судьбу кандидатов решают всего лишь тысячи, даже намеренные погрешности в подсчете не способны вывести толпы на улицу. И какие толпы!
По мнению некоторых политологов, если бы международные наблюдатели не обнаружили грубых подтасовок на ряде избирательных участков, второй тур выборов все равно не дал бы Украине президента. Одна половина населения бурно воспротивилась бы номинальной победе Януковича, другая ни за что не признала бы победу Ющенко. И причина лишь отчасти кроется в разной ментальности регионов. Она – только почва, на которой дали всходы загодя рассыпанные семена. Ничего подобного ведь не было всего несколько лет назад, когда президентом избирали Кучму.
Сообщения английской газеты «Гардиан» об активной поддержке Виктора Ющенко со стороны США полного доверия не вызывают. Вместе с тем, вряд ли Америка и Европа оставались безучастными и не проявляли никакого интереса к украинским выборам. В геополитических масштабах ориентация страны важна для всех. И прежде всего, конечно, для России. Прагматичному Кучме – сначала вместе с премьером Ющенко, затем с Януковичем – долгое время удавалось сохранять баланс интересов России и Запада. Россия снабжала энергоресурсами, Европа – инвестициями и технологией. Население, как и везде, ворчало по разным поводам, оппозиция протестовала – на то она и оппозиция. Равновесие сил сохранялось. Его бесцеремонно нарушил Путин.
До нынешнего лета взаимоотношения Украины и России нельзя было назвать ни очень хорошими, ни плохими. Они было деловыми. Но в преддверии ноябрьских президентских выборов Путин вдруг круто поменял курс. Он зачастил в Украину, с готовностью подписал несколько выгодных и лестных для украинцев соглашений, но при этом откровенно дал понять, что ждет адекватного ответа: на посту украинского президента Кучму непременно должен сменить Янукович.
Естественно, население центра и запада страны возмутилось, там и без того Россию недолюбливают. Люди резонно рассудили: раз Путин за Януковича, значит, и Янукович – за Путина, а Ющенко, следовательно, против чересчур тесного сотрудничества с опасным восточным соседом и за сближение с Западом. Насколько все это соответствует истинным намерениям того и другого кандидата, уже мало кого интересовало. Зерна были вброшены, всходы не заставили себя ждать. Лидеры западных стран тоже всполошились и решительно вмешались в ход событий. В результате выборы сорваны, страна раскололась на два лагеря, и в каждом зазвучали угрозы выйти из состава единой Украины, если в президенты пройдет неугодная им фигура.
Надо отдать должное населению и центральным властям Украины. Противостояние на улицах пока носит вполне мирный характер, правительство, Рада, Верховный суд настойчиво ищут, как лучше разрешить конфликт. Не во имя умозрительных идеалов справедливости, а для сохранения целостности страны. Сегодня ничего более важного нет. Тот, кто откажется от компромиссов, даже болезненных, и по-прежнему станет упрямо настаивать на своем, может быть, и добьется виктории в борьбе за президентское кресло. Для всей Украины это обернется пирровой победой.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir