Не стоит испытывать судьбу
Как и большинство авторитарных правителей, покойный палестинский лидер Ясир Арафат не ограничивался одной должностью. У него их было сразу три: президент автономии, председатель ООП и глава самой крупной фракции в ее составе – ФАТХа. Можно предположить, что такой централизации власти в одних руках уже не будет, по крайней мере, в обозримом будущем.
Согласно палестинской конституции, временным президентом ПА стал спикер парламента Раух Фэттах (выборы нового президента состоятся через 60 дней), должность председателя ООП перешла к Абу-Мазену, ФАТХ возглавил соратник Арафата, Фарук Каддуми. Премьер Абу-Алла продолжает исполнять свои непосредственные обязанности.
Выборы президента должны стать главным событием в автономии. Но палестинцам еще предстоит в первой половине следующего года избрать новый состав парламента. Должны пройти также выборы в ЦК ФАТХа.
Сейчас много говорят о возможности выдвижения на первые роли умеренных политиков. Такой шанс есть, и его реализация зависит от действий Израиля и Соединенных Штатов. Просто невмешательства во внутренние дела автономии, дабы не поставить в сложное положение наследников раиса, недостаточно. Нужны более действенные шаги. Какие же?
Во-первых, для проведения свободных выборов необходимо позволить населению свободно перемещаться по территории автономии. Между тем на Западном берегу и в секторе Газа можно насчитать до 100 израильских контрольно-пропускных пунктов. Их наличие не только воспрепятствует имеющим право голоса прийти на участки для голосования, но и создаст проблемы для ведения избирательных кампаний.
Во-вторых, как советует израильтянам политолог Самир Авад, следует позволить его соплеменникам открыто провозглашать свою принадлежность к той или иной политической силе, не опасаясь ареста со стороны израильских спецслужб.
В-третьих, избирать органы власти автономии должны не только жители Западного берега и сектора Газа, но и Восточного Иерусалима.
Согласится ли Ариэль Шарон двигаться в указанном направлении, сказать сложно, хотя это и не исключается.
Бывший посол США в Израиле Мартин Индук, возглавляющий вашингтонский Saban Center for Middle East, в интервью газете USA Today отметил, что на Шарона оказывается сейчас довольно сильное давление со стороны армии. Многие военные считают, что нельзя упускать шанс. Необходимо дать возможность умеренным силам в автономии провести выборы и укрепить свое положение. Для этого следует вывести израильские войска из арабских городов на Западном берегу, наметить план совместных действий во время эвакуации поселений из сектора Газа и наконец, амнистировать значительное число заключенных, содержащихся в израильских тюрьмах.
«Израильские военные, - подчеркивает Индук, - считают, что в свое время была упущена отличная возможность поддержать умеренные силы в ПА, - подобная ошибка не должна вновь повториться».
Вне всякого сомнения, и для израильских военных, и для политического руководства страны самой приемлемой фигурой на посту президента автономии является Абу-Мазен. По разным причинам. Именно он являлся главной фигурой на переговорах между израильской и палестинской делегациями в Осло, где были подписаны так называемые «Норвежские соглашения». Абу-Мазен решительно высказывался и против террора в отношении израильтян. Кроме того, в отличие от Арафата, у нынешнего главы ООП весьма дружеские отношения с Шароном. Абу-Мазен несколько раз посещал ранчо премьера по личному приглашению хозяина. Это плюсы, для израильтян, для палестинцев же – жирные минусы.
«Руки Абу-Мазена не обагрены кровью израильтян, - говорит Стефан Коэн, сотрудник либерального исследовательского центра, - однако для палестинцев этот факт может стать веским доводом, чтобы проголосовать против него».
Одним из наиболее серьезных соперников нового председателя ООП в борьбе за высший пост в автономии, а может быть, и в будущем палестинском государстве, является отбывающий пять пожизненных заключений в израильской тюрьме, лидер «Танзим» (так называемая милиция ФАТХа) Марван Баргути. Как показывают опросы, он – самый популярный политик на палестинской улице. Хочу напомнить, что Баргути поддержал в свое время «Норвежские соглашения», однако после начала интифады обратился к террористическим методам борьбы. Но если предположить, что он выиграет выборы (не занести его в избирательные бюллетени практически невозможно), как же будут развиваться события дальше? Новый глава ПА станет управлять своими подданными из камеры израильской тюрьмы?
Развитие событий по такому сценарию, конечно, возможно, но нежелательно. Некоторые израильские политологи склоняются к тому, что если Марван станет президентом, его необходимо будет амнистировать. И сделать это может только один человек: глава израильского государства Моше Кацав. Согласится ли он пойти на такой, прямо скажем, экстраординарный шаг? Думаю, что согласится, дабы не похоронить реанимированные после смерти Арафата надежды на мир. Баргути, конечно, преступник, однако «высшие интересы» способны открыть перед ним ворота тюрьмы.
Правда, может получится несколько иначе, но с таким же конечным результатом. Баргути согласится поддержать Абу-Мазена, и тогда победа последнего почти обеспечена. Однако взамен лидер «Танзима», когда страсти немного поулягутся, потребует от израильтян своего освобождения из мест лишения свободы.
Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и исламистов. Однако сильными фигурами, способными составить конкуренцию Абу-Мазену или Баргути, ни ХАМАС, ни тем более «Исламский джихад» не располагают – израильские спецслужбы постарались. Это, однако, не исключает усиления позиций исламистов в местных органах власти, а также в палестинском парламенте.
Чтобы не дать им укрепиться еще больше, Шарону и его окружению следует на этот раз внимательней прислушаться к своим военным и сделать реальные шаги в поддержку умеренных палестинских руководителей. Не стоит испытывать судьбу, особенно сейчас, когда она явно повернулась к Израилю лицом...
comments (Total: 1)