БумажнаЯ раскрываемость
Все мы, конечно, очень радуемся, читая в прессе отчеты о постоянном снижении уровня преступности и доблестной работе правоохранительных органов. Однако нет-нет да и возникнут сомнения в достоверности статистических данных, нам предлагаемых. И ведь сомнения эти возникают, увы, не на пустом месте.
Уже около года во флоридском графстве Бровард продолжается расследование, связанное с заурядным очковтирательством части местных стражей порядка. Причем я,наверное, слишком мягко - выразился, так как сотрудникам отдела по борьбе с коррупцией (Public Corruption Unit) при местной прокуратуре прежде не приходилось сталкиваться с такой изощренной формой служебного подлога. Среди подозреваемых – десятки детективов и их непосредственных начальников (supervisors).
Первые составляли липовые отчеты о раскрываемости преступлений, вторые скрепляли их своей подписью. В результате полицейские участки могли рапортовать о доблестной работе по защите граждан, хотя на самом деле сотни злоумышленников оказывались пойманными лишь на бумаге.
В качестве примера Sun-Sentinel приводит историю 74-летней Джипси Грейвс, в дом которой залезли грабители, украв драгоценностей на сумму в 23 тысячи долларов. Чтобы разыскать преступника, детективу Брайяну Гулсби понадобился всего месяц. Правда, арестовывать «злоумышленника» не пришлось, так как он уже находился в местах лишения свободы. Самое интересное, что этот человек даже не знал о том, что он совершил новое преступление. Гулсби никогда не предъявлял ему никаких обвинений, просто повесил на него еще одно дельце: подумаешь, одним больше, одним меньше.
Можно представить себе состояние миссис Грейвс, когда она узнала в ходе начавшегося расследования, что полиция даллее не занималась поиском грабителей, нанесших ей ощутимый материальный ущерб. Слабым утешением для нее мог служить тот факт, что в ее положении оказались тысячи жителей графства Бровард – жертв преступлений, за которые их реальные виновники наказаны не были.
Каким же образом недобросовестным полицейским все сходило с рук в течение довольно длительного периода времени? Какие лазейки в законе они использовали?
Все дело в том, что в федеральных инструкциях, регламентирующих работу полицейских, имеются положения, разрешающие на основании exceptional clearances (подозреваемый уже находится в местах лишения свободы или умер, или когда жертва не желает сотрудничать со следствием) не прибегать к аресту при проведении расследования. Дело, в таких случаях, можно закрывать, хотя подозреваемый не был арестован и не давал показаний.
Как удалось выяснить в ходе журналистского расследования сотрудникам Sun-Sentinel, только в 2003 году на основании exceptional clearances было «раскрыто» 1700 преступлений, аналогичных ограблению дома миссис Грейвс.
Практика вешать чужие грехи на лиц, не совершавших конкретное преступление, как с их согласия (принуждение, сделка), так и не испрашивая оного, имела место в 8 из 11 городов графства. Особенно отличились полицейские Вестона, Саузвест Ранчес, Окланд-парка, Помпано-Бич и Дирфиод-Бич.
Некоторые из отбывающих наказание правонарушителей признались журналистам, что они были вынуждены взять на себя чужие грехи. Детективы, говорят они, говорили прямо: сделаете, как мы скажем, отделаетесь меньшим сроком. Упорствовать бесполезно, все равно это дело запишем на ваш счет.
Немало было и тех, кто, как подопечный детектива Гулсби, узнал о якобы совершенном им преступлении только в ходе начавшегося расследования.
Главными фигурантами по этому делу являются детективы, фабриковавшие «липу», однако не вызывает сомнений, что вышестоящее начальство не могло не видеть, что творится у него под боком. Ведь число «раскрытых» на основании exceptional clearances дел превышало общенациональные и флоридские показатели в несколько раз.
Шериф Кен Джени, заступив на свой пост, решил навести порядок и многого добился. Процент дел, которые были закрыты благодаря exceptional clearances, стал сокращаться. Однако впоследствии Джени все меньше и меньше начал обращать внимание на эту проблему, что и привело к громкому скандалу.
Начавшееся следствие, заставило его обратиться к реформам, среди которых было и требование записывать допросы подозреваемых на DVD.
Ход внутреннего расследования шерифа не устроил, так как предложенные наказания для провинившихся офицеров оказались слишком мягкими, и он принял решение провести повторное внутреннее расследование, поручив его частной аудиторской фирме Panza, Maurer and Maynard. Экспертам этой компании придется вновь изучить более 10 тысяч дел закрытых на основании exceptional clearances.
В свою очередь бровардская прокуратура, хотя ее сотрудники отказались
прокомментировать ход следствия, скорее всего, возбудит десятки уголовных дел как против детективов, так и против супервайзеров.
«Одной их причин, которая заставит прокуратуру поступить подобным образом, - говорит профессор Джон Кокран, - это опасение, что многие из полицейских, которые не будут серьезно наказаны и останутся на своих местах, не смогут в будущем давать показания на суде. Адвокатам не составит труда убедить судей и присяжных, что доверять словам этих людей нельзя». Как результат, многие дела просто развалятся на суде.
Адвокат Говард Грейтцер, чьими клиентами является с полдюжины должностных лиц, утверждает, что его подопечные не нарушали закон, а просто проявили халатность, за что и должны быть наказаны в административном порядке.
В прокуратуре, надо полагать, считают несколько иначе и простыми стрелочниками, в данном случае рядовыми детективами, вряд ли ограничатся.
comments (Total: 1)