КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ 450 МИЛЛИОНОВ ЕВРОПЕЙЦЕВ
25 глав государств и правительств подписали в Риме первую в истории Конституцию Европейского союза (ЕС). Пышная церемония состоялась на Капитолийском холме 47 лет спустя после заключения в том же Риме соглашения, учредившего Европейское экономическое сообщество. Ее телетрансляцией по всему миру руководил известный режиссер Франко Дзефирелли. Новый документ заменит после его ратификации все существующие договоры, подписанные в рамках ЕС, но не национальные конституции. Призванная служить сплочению единой Европы и облегчить функционирование всего механизма ЕС, Конституция насчитывает 448 статей. В ее преамбуле содержится ссылка на «общее культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы», однако ничего не говорится о «христианских корнях», на упоминании которых настаивали, в частности, Ватикан и Польша. Новый документ, в частности, предусматривает целый ряд кардинальных новаций: создаются новые посты президента ЕС, который будет избираться сроком на 2,5 года, а также министра иностранных дел ЕС. Появляется еще один орган - совет министров зоны евро во главе с председателем.
Основной закон для 450 миллионов европейцев, проживающих в странах ЕС, предусматривает принятие решений не консенсусом, а так называемым «двойным большинством». Это значит, что его должны поддержать 55 процентов стран, в которых проживает не менее 65 процентов населения. Право вето сохраняется только в нескольких важнейших сферах - налоги, внешняя и военная политика, финансирование бюджета ЕС. Расширяются прерогативы Европейского парламента, который отныне должен утверждать 95 процентов всех решений, принятых исполнительной властью. Граждане ЕС, собрав миллион подписей, получают право выступить с законодательной инициативой. Наконец, Конституция предусматривает процедуру выхода из состава ЕС.
Чтобы Основной закон вступил в силу, он должен быть ратифицирован в ближайшие два года во всех 25 государствах-членах. Если хотя бы одно из государств откажется это сделать, Конституция окажется недействительной для всего ЕС. Большинство стран намерены провести такую ратификацию через парламент, но девять, включая Францию, Великобританию, Испанию, избрали путь общенациональных референдумов. Их исход труднопредсказуем по причине того, что антиевропейские тенденции набирают силу на Старом континенте. Свидетельство тому - результаты недавних выборов в Европейский парламент, от участия в которых отказалось более половины электората, тогда как «евроскептики» и прочие противники объединения Старого континента собрали рекордное число голосов. В настоящее время в Туманном Альбионе меньше четверти населения готово проголосовать за Конституцию, тогда как остальные - против. И даже во Франции часть социалистов во главе с бывшим премьером Лораном Фабиусом призывают своих соотечественников сказать «нет» Основному закону.
Конституционный праздник на Капитолийском холме был омрачен кризисом, разгоревшимся в недрах Европейской комиссии (ЕК), являющейся правительством ЕС. Ее глава Жозе Мануэль Баррозу снял свой список кандидатов на посты 24 европейских комиссаров после того, как стало ясно, что Европейский парламент их провалит. «Что мне делать?» - поинтересовался он по телефону у Жака Ширака. - «Не лучше ли запросить у Италии нового кандидата?» - последовал ответ. Главным раздражителем для депутатов оказалась кандидатура итальянского профессора философии Рокко Бутильоне, ультраконсерватора-католика, близкого друга Римского Папы, который во время его слушаний назвал гомосексуализм «грехом», а незамужних женщин - «плохими матерями».
Сильвио Берлускони, кажется, уже готов принести в жертву Бутильоне, который, по всей видимости, останется в его правительстве на посту министра по европейским делам. Однако простой перетасовкой портфелей главе ЕК не удастся получить поддержку парламента. Так, его депутаты выступают и против литовского кандидата Игриды Удре, которую подозревают в незаконном финансировании ее партии «Союз «зеленых» и крестьян». Жозе Мануэль Баррозу уже потребовал от некоторых правительств имена новых кандидатов.
Несмотря на принятие объединяющего 25 государств Основного закона, ЕС остается расколотым на два лагеря. С одной стороны, «старая Европа» - Франция, Германия, Бельгия, Люксембург. С другой - «Европа молодая», объединяющая новых членов из бывшего советского блока - Польшу, Венгрию, Чехию, страны Балтии. Последние рассчитывают с помощью ЕС повысить свое благосостояние, но во внешней политике, как показала война в Ираке, неукоснительно придерживаются американской линии. Именно поэтому Париж и Берлин не намерены отказываться от своей концепции создания «Европы двух скоростей» и формирования с этой целью «ударной группы первопроходчиков, играющей роль авангарда. В противном случае сложится ситуация, при которой Европе, отмечают аналитики, придется идти вперед со скоростью самого неторопливого верблюда в караване. Только франко-германский тандем в состоянии выступать в качестве движущей силы в ЕС, убежден известный политолог Эмманюэль Тодд: они являются гарантами европейской независимости в противостоянии с Соединенными Штатами.
Париж