ИммиграциЯ: уЧеные вместо родственников?
Начнем со статистики. Не так давно увидел свет отчет Министерства национальной безопасности, связанный с иммиграцией в США. В прошлом году, говорится в нем, возможность постоянного проживания в нашей стране получили 705,827 иностранных граждан – это на 34 процента меньше, чем в 2002 году. Вообще 2003 год можно считать одним из самых скромных в плане выданных разрешений на постоянное место жительства за последние 50 лет (при условии оставленной за скобками амнистии середины 80-х годов прошлого века).
Резко сократилось число одобренных петиций, подаваемых иностранными студентами: в 2003 году – на 35 процентов по сравнению с 2002 годом. Число выданных студенческих виз также значительно уменьшилось - в 2003 году их было 215,694.
В не менее сложном положении оказались высококлассные иностранные специалисты, а также люди с учеными степенями: те и другие входят в «спецгруппу» - exceptionally skilled immigrants: они получили всего 15,459 виз – на 65 процентов меньше по сравнению с 2002 годом.
Безусловно, все эти статистические выкладки можно в определенной степени объяснить более жестким контролем над иммиграцией, последовавшим за событиями 11 сентября. Однако, отмечают многие эксперты, дело не только в усилении мер безопасности, но и в неспособности правительства правильно организовать работу соответствующих ведомств. Их работники нередко просто не в состоянии правильно оценить, кто же сидит перед ними во время собеседования в посольстве или консульстве: скрытый террорист или человек, способный принести пользу, причем немалую, Соединенным Штатам.
«Проблема с массовыми отказами в предоставлении виз иностранным специалистам может иметь очень негативные последствия для будущего страны как в экономическом, так и в научно-техническом плане , - отмечает на страницах органа деловых кругов США - журнала «Бизнес Уик» Вильям Вулф, президент National Academy of Engineering. - Открытое и ничем не мотивированное недоверие ученым и инженерам, желающим жить и работать в нашей стране, – просто оскорбительно».
Свято место, как известно, пусто не бывает. В условиях острейшей конкуренции за квалифицированные кадры их быстро подбирают страны-соперники.
В мае нынешнего года Германия, несмотря на довольно высокий уровень безработицы, впервые за последние несколько десятков лет решила широко открыть двери перед иностранными специалистами из неевропейских стран.
Австралия проводит все более активную кампанию по привлечению студентов из других стран в свои вузы: с 2001 года число зачисленных в них увеличилось на 53 процента.
Канада, начиная с 2002 года, серьезно либерализовала свою иммиграционную политику в отношении профессионалов из-за рубежа.
Не менее активно вербуют иностранных специалистов Индия и Китай. Граждане этих стран сами не против того, чтобы обосноваться в Соединенных Штатах, между тем власти в Пекине и Дели, со своей стороны, широко открывают двери перед профессионалами из развивающихся стран, предлагая им альтернативу бесплодным попыткам пробиться в Америку. И это им удается. Соединенные Штаты все больше и более теряют свою привлекательность, как единственное место, где твои мозги и способности оценят по достоинству. Последствия подобной политики полуоткрытых дверей уже начинают серьезно сказываться: отечественные кампании все сильнее испытывают острый кадровый голод.
«Из-за жесткой иммиграционной политики я потерял очень нужных моей фирме специалистов, - жалуется на страницах «Бизнес Уик» Роджер Кокер, менеджер по трудовым ресурсам фирмы Broadcom Corp. - Их просто переманили в другие страны. Я ничего не мог поделать, не мог гарантировать людям, что американские власти предоставят им въездные визы. Моя корпорация находится сегодня в очень трудном положении, ведь нас фактически лишили возможности рекрутировать за рубежом ученых и инженеров, без которых нам трудно развиваться и успешно двигаться вперед».
Существует мнение, что американские компании способны решить свои проблемы, задействовав иностранцев по месту их жительства. Однако этот путь вовсе не панацея, многие зарубежные специалисты должны находиться в США, с ними требуется непосредственное, а не телефонно-виртуальное общение.
Кроме того, отмечает Ли Сексемэн, профессор Калифорнийского университета, создается весьма нежелательный прецедент. Невозможность добиться приезда иностранных специалистов в США заставляет американские корпорации с еще большим усердием переводить рабочие места в другие страны. Экономические последствия такой политики очевидны.
Легко понять тревогу деловых и академических кругов: если нынешняя ситуация с получением виз сохранится, Соединенным Штатам грозит потеря десятков тысяч квалифицированных рабочих рук, талантливых ученых, перспективной студенческой молодежи.
«Хотелось бы надеяться, что это не произойдет, - говорит лауреат Нобелевской премии в области экономики Гэри Бекер. - Ведь Америка действительно очень зависит от иностранной рабочей силы, в первую очередь ученых и инженерно-технических кадров. Это факт, от которого никуда не деться».
Но что же делать, как совместить необходимость усиления мер безопасности с потребностью в постоянном притоке профессионалов и ученых из-за рубежа?
Во-первых, указывают эксперты, правительство должно решить вопрос о дефиците подготовленных консульских работников, разбирающихся в научно-технических вопросах. Это позволит ускорить проверку документов, подаваемых иностранными специалистами. До 11 сентября вопрос с предоставлением им виз решался в течение нескольких недель, в 2003 г. стал занимать уже в среднем 6 месяцев. Государственный департамент (госдеп) и Министерство национальной безопасности вынуждены были принимать меры к тому, чтобы разгрести завалы из миллионов поданных петиций. В частности, госдеп увеличил число консульских работников, способных быстро и, главное, качественно проводить интервью с иностранными специалистами, а также с лицами, желающими продолжить учебу в США. И все-таки проблема с их допуском в нашу страну остается очень далекой от решения. Количество опытных консульских работников, способных проводить интервью с иностранными специалистами, явно не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Во-вторых, по мнению ряда экспертов в области иммиграционной политики, пришло время ее коренного пересмотра, а именно: вместо упора на воссоединение семей начать активнее приглашать в страну ученых, профессионалов и студентов, увеличив число выдаваемых им виз.
Напомним, что в последний раз масштабное изменение иммиграционной политики США произошло в 1965 году с подачи президента-демократа Линдона Джонсона. Власти решили тогда, что 65 процентов выдаваемых виз будут получать родственники граждан и постоянных жителей США, на долю иностранных специалистов они оставили 20 процентов. Справедливости ради надо бы заметить, что сам Джонсон ратовал за иную пропорцию, в которой профессионалам и специалистам из-за рубежа отводилось не менее 50 процентов выдаваемых ежегодно виз. Однако настоять на своем ему не удалось, политические соображения взяли верх над практическими нуждами
Специалисты в иммиграционных вопросах указывают на то, что потолок на визы для exceptionally skill immigrants отвращает многих зарубежных специалистов и профессионалов от попыток перебраться в Америку. По мнению Бекера, настало время смены приоритетов: принимать побольше, а лучше – в неограниченном количестве иностранных специалистов. То есть пересмотреть иммиграционные квоты 1965 года, которых придерживаются до сих пор, уменьшив число выдаваемых виз родственникам граждан и постоянных жителей США.
Безусловно, столь радикальная идея вызовет серьезные возражения как со стороны политиков, так и организаций, защищающих интересы иммигрантов. Политики, которые согласятся поддержать такого рода реформу, рискуют лишиться доверия собственных избирателей: американские рабочие и служащие вряд ли одобрят появление на рынке труда сотен тысяч, если не миллионов иностранцев – их реальных конкурентов, в руках которых окажутся высокооплачиваемые должности.
Кроме того, политики-реформаторы неизбежно столкнутся с протестом со стороны иммигрантов, родственникам которых придется намного дольше ждать въездной визы. В первую очередь, предупреждают противники изменения иммиграционной политики, возмущение охватит испаноязычных американцев – самый быстрорастущий отряд избирателей.
«Как бы там ни было, мы должны признать необходимость назревших перемен, - говорит профессор Иллинойского университета Барри Чисвик. - Следует как можно быстрее пересмотреть иммиграционную политику, отказавшись от предпочтения выдачи виз родственникам в ущерб иностранным специалистам и студентам. Если мы не пойдем на это, страна окажется менее конкурентоспособной в нынешнем экономическом соревновании».
Прислушаются ли к точке зрения Бекера и Чисвика в Белом доме и на Капитолийском холме? Ничего определенного на этот счет сказать пока нельзя. Одно очевидно, любая партия, замахнувшаяся на существующий сегодня статус-кво, рискует серьезно испортить свои отношения и с американским рабочими и служащими, и с иммигрантскими общинами. Причем всерьез и надолго...