на голодном пайке
Можно по-разному относиться к полиции, но одно ясно: чем меньше полицейских на улице, тем вольготнее чувствуют себя преступники.
Конечно, бывают исключения, однако в большинстве случаев рано или поздно подтверждается старая истина: где тонко, там и рвется.
Трудно назвать полицейское управление, которое в последние годы не пошло на вынужденное сокращение штатов, не отказалось от важных программ в борьбе с уголовными элементами. Причина – нехватка средств, резкое сокращение субсидий со стороны федеральных и штатных властей.
В Нью-Йорке число сотрудников местного полицейского управления уменьшилось на несколько тысяч человек. Кривая преступности, к счастью, не прыгнула вверх, но кто знает, что будет завтра? Многие опытные полицейские покидают Большое Яблоко: работать приходится больше, а зарплата не растет. Если преступность вновь поднимет голову, недавние кадеты – выпускники местной полицейской академии - вряд ли с ней справятся. Власти стараются не акцентировать на этом внимание, но ведь все понятно без лишних слов.
Сокращения полицейских рядов можно наблюдать повсеместно, например, в Кливленде оно составило 15 процентов, правоохранительные органы Питсбурга лишились четверти своих сотрудников. Офис шерифа графства Лос-Анджелес вынужден был отказаться от услуг 1200 человек, и это в условиях резкого прироста членов уличных молодежных банд, численность которых в «городе ангелов» составляет 100 тысяч человек.
Режим экономии заставляет полицейское начальство идти на экстраординарные меры: оперативники вынуждены дежурить в патрульных машинах, закрываются специальные отделы, занимающиеся конкретными проблемами, например, борьбой с теми же уличными бандами, во многих неблагополучных районах приказали долго жить небольшие полицейские участки, чье присутствие играло весьма важную роль в работе с местным населением.
«Я с болью в сердце отдал распоряжение закрыть некоторые программы, доказавшие свою эффективность на практике, - заявил глава полиции Кливленда Эд Лон. - Пока уровень преступности не увеличился, однако количество арестов значительно сократилось».
По словам жителей города тенденция не прошла незамеченной, хотя хулиганских проявлений со стороны подростков стало больше, заметно активизировались торговцы наркотиками. Правонарушители - люди наблюдательные и раньше, чем законопослушные граждане, смогли убедиться: полицейских на улицах Кливленда поубавилось - значит преступать закон стало легче. Городская казна очень нуждается в деньгах, но где же их взять, если население сокращается, а экономическое положение остается весьма сложным. Вынужденная искать пути ликвидации дефицита бюджета, мэр Кливленда Джейн Кэмпбелл обратилась к естественному методу – сокращению расходов, куда попало и полицейское управление, затраты на которое составляют 30 процентов всего городского бюджета. Помощь правоохранительным органам Кливленда со стороны властей штата составила в нынешнем финансовом году всего 4 млн. долларов, не лучше обстоит дело и с федеральными субсидиями.
Если в период с 1995 по 2003 год Вашингтон выделил на нужды полиции крупнейшего города штата Огайо 34 млн. долларов, то в нынешнем году он должен получить всего 498 тысяч – капля в море. Да и эту каплю, администрация Буша хотела бы разделить надвое!
Происходящее в Кливленде не уникальный случай, это – тенденция, наблюдаемая в пределах всей страны. Полицейским урезают фонды, при этом помощь их коллег из других правоохранительных структур, в первую очередь ФБР, сокращается, отмечает «Нью-Йорк таймс». Газета пишет, что многие дела, связанные с ограблениями банков и торговлей наркотиками, в которых принимали участие сотрудники ФБР, теперь целиком лежат на плечах полиции. Их коллеги заняты большей частью борьбой с терроризмом, помогать полиции им недосуг.
Но это еще полбеды. ФБР, устранившись от помощи полиции, может себе позволить сконцентрировать усилия на одном участке, а вот их коллеги - нет. Полиции приходится сегодня не только выполнять свои прямые обязанности, но и принимать участие в контртеррористических мероприятиях, нести охрану аэропортов и источников водоснабжения.
«Нам пришлось выделить на эти цели более 9 млн. долларов собственных средств, - говорит миссис Кэмпбел. - Вашингтон же компенсировал лишь малую долю расходов».
Многие полицейские комиссары предупреждают: если планы президента Буша по дальнейшему урезанию субсидий их ведомствам осуществятся (Белый дом считает более целесообразным передать их Министерству национальной безопасности), криминогенная ситуация может значительно ухудшиться. У полиции просто не хватит сил объять необъятное.
«Если Буш преуспеет и мы получим еще меньше денег из федеральной казны, нас всех ждут очень тяжелые времена, - заявил без обиняков комиссар полиции г. Гарден Грове (Калифорния) Джо Полисар, являющийся по совместительству президентом International Association of Chiefs of Police. - Именно благодаря этим средствам удалось осуществить мероприятия, позволившие нанести сильный удар по преступности».
Федеральных программ помощи полиции, на которые замахнулся Белый дом, три:
- Community Oriented Policing Services Program (COPS);
- Local Law Enforcement Block Grants Program;
- Byrne Memorial Grant Program.
Из этих трех программ наиболее важной является, конечно, первая – COPS, инициатором которой выступил в свое время Билл Клинтон. Благодаря ей число полицейских на улицах американских городов увеличилось на 118 тысяч человек. Однако, несмотря на эффективность COPS, президент Буш посчитал, что большую часть средств, выделяемых на эту программу, лучше передать в Министерство национальной безопасности. Если в текущем финансовом году бюджет COPS составил 481 млн. долларов, то в следующем он сократится до смехотворных 97 млн. долларов.
Урезаны будут субсидии и на две другие программы, правда, не так резко: на них выделяется в общей сложности 508 млн. долларов.
Многие стражи порядка считают, что их фактически сажают на голодный паек, ведь этих денег явно не хватит на удовлетворение нужд всех 17 тысяч больших и малых полицейских управлений страны. Ни к чему хорошему такая политика Белого дома не приведет...