Арафат и его фронда
События, имевшие место в Палестинской автономии в прошлом и нынешнем месяце, вселили в противников Ясира Арафата надежду, что его пребывание у власти, возможно, подходит к концу. С резкой критикой «раиса» выступили бывший министр внутренних дел, «сильный человек» Газы – Мухаммед Дахлан, депутаты Палестинского законодательного совета, командиры ассоциированных с движением ФАТХ отрядов «Мучеников Аль-Аксы». Необходимо отметить, что несколько лет назад попытки ограничить власть Арафата уже предпринимались тем же Дахланом и его союзником, вторым человеком в ООП, Абу-Мазеном. Однако не имея поддержки в народе и в ФАТХе они потерпели неудачу.
Сегодня ситуация несколько иная. Как отмечает «Джерузалем рипорт», за всю историю существования «Организации освобождения Палестины» против Арафата не складывалась столь широкая и представительная коалиция.
В нее, как указывает журнал, входят и нынешний премьер Абу-Алла и некоторые члены его кабинета, и большая часть парламентариев, и члены Революционного совета ФАТХа. Пошатнулось влияние «затворника из Мукаты» и среди простого народа, хотя Арафат продолжает считаться символом палестинской революции.
Если между главой автономии и тем же Дахланом давно уже, как говорится, пробежала черная кошка, то резкие выпады, сделанные в адрес «раиса» со стороны Рафика Нэтше, бывшего спикера палестинского парламента, считавшегося до недавнего времени близким другом Арафата, говорят о том, что и среди элиты ООП созрела мыль о необходимости ухода президента автономии на покой.
Нэтше позволил себе заявить, что его бывший друг привык вести себя, как диктатор, а другим протеже «раиса», Ханан Ашрауи, были произнесены не менее дерзкие слова: «шоу одного актера пока заканчивать».
Обвинения в том, что Арафат и его команда не способны справиться с хаосом, наблюдаемым в автономии, были высказаны группой, состоящей из пяти влиятельных депутатов Законодательного совета во главе с бывшим пресс-секретарем «раиса» Марваном Канафани. Они призвали Арафата навести порядок в различных правоохранительных структурах, определиться с их статусом. Кроме того, Канафани призвал «раиса» провести, наконец-то новые выборы. Напомним, что последние состоялись в 1996 году.
Еще более жесткая критика методов правления Арафата нашла свое отражение в 38-страничной брошюре под названием «Мечта мучеников». Ее авторами являются боевики из экстремистской организации «Мученики Аль-Аксы», которые потребовали от президента ПА провести кардинальные реформы своего административного аппарата, заменив коррумпированных чиновников на людей, «у которых были бы чистые руки и которым народ мог бы доверять».
Ослаблению позиций Арафата способствовало также выступление в ООН Терье Ларсена, долгое время выполнявшего функции специального посланника этой организации на Ближнем Востоке. Он прямо обвинил Арафата в нежелании провести необходимые реформы.
Хотя эти факты вроде бы и свидетельствуют в пользу того, что «эра Арафата» возможно и подходит к концу, но они еще не означают, что его песенка спета. По словам палестинского экономиста Салаха Абдель Шафи, высказавшегося на страницах «Нью-Йорк таймс», «раиса» не стоит недооценивать. Большинство палестинцев хотели бы реформировать нынешний режим в автономии, однако не путем устранения Арафата от власти.
«Он – историческая фигура, - подчеркнул Шафи, - и с этим его критикам приходится считаться. Да, возможности для маневра у Арафата сузились, однако даже Дахлан отдает себе отчет – нечто подобное военному перевороту у нас не пройдет. Переход власти от Арафата к новым политическим фигурам – это постепенный процесс». В Израиле эксперты задают себе сегодня непростой вопрос: кто же придет на смену Арафату? Захотят ли эти люди смягчить свою позицию по отношению к Израилю?
Как указывает «Джерузалем рипорт», среди антиарафатовской фронды есть немало политиков, которые устали от насилия, четырехлетней интифады. Эти люди готовы вернуться за стол переговоров и продолжить конструктивный диалог, на который оказался неспособен нынешний лидер автономии.
Однако оппозиция состоит не только из умеренных элементов типа Дахлана. Немало и тех, кто хотел бы продолжить политику конфронтации. По их мнению, очистка собственных рядов от коррупционеров и уход Арафата на заслуженный отдых, означают вовсе не конец борьбы, а скорее ее продолжение в несколько изменившихся условиях. Такого курса придерживаются решившие совместить акты террора с политической борьбой командиры «мучеников», чье влияние заметно возросло на Западном берегу.
К сожалению, конец «эры Арафата» может стать началом жесткой и кровавой войны между умеренными палестинцами и людьми, привыкшими прикрывать свои лица масками с прорезями для глаз. Кто из них возьмет верх? - вот в чем вопрос.