ЧТО ЕВРОПА ЖДЕТ ОТ ДЖОНА КЕРРИ? И Чего не дождетсЯ...
Один из главных козырей демократического кандидата в американские президенты – восстановить трансатлантический союз. Не в узковоенном смысле (хотя и в нем тоже), но в общеполитическом и культурном. Чтобы Америка из пугала и посмешища, каковой она стала в Европе при президенте Буше, снова превратилась в образец для поведения и пример для подражания. Понятно, эта мысль звучала во многих выступлениях на съезде демократов - от генерала Кларка до лейтенанта Керри. И вот новость, в которой нет ничего нового, ибо заранее была предрешена, облетела весь мир: Керри стал официальным соперником Буша. Ну и как к этой ожиданной новости отнеслись европейцы?
Знать это нам важно, хоть не они, а мы, американцы, избираем нашего президента. Судя по статьям в главных европейских газетах: с большим энтузиазмом, но без больших иллюзий.
Еще в самом начале избирательной кампании Керри проговорился, что европейские лидеры в разговорах с ним сообщили, о своем предпочтении иметь дело с ним, а не с Бушем на посту президента США. Советники Буша, понятно, потребовали от Керри, чтобы он назвал поименно своих собеседников. Керри, само собой, отказался, сославшись на конфиденциальность разговоров. Республиканцы обвинили его во лжи, но на всякий случай заявили, что президента США избирают в США, а не в Европе. Даже если Керри принял желаемое за действительное, ни у кого никаких сомнений, как относятся к Бушу в Европе, нет: резко отрицательно. Подчеркивая при этом, что это отношение именно к Бушу и его команде, а не ко всей Америке. И в Европе с самого начала очень надеялись, что Буш проиграет президентские выборы все равно кому: Anybody but Bush.
А здесь, к тому же, попался такой подходящий парень, ну вылитый голливудский герой с героической биографией – недаром рекламный ролик о нем для съезда демократов смонтировал Стивен Спилберг. Сам вид у Керри, конечно, куда более президентский, чем у Буша – тот в сравнении с ним мальчишка с хулиганскими наклонностями. И хотя выбирают президента по иным качествам, но и внешние, и биографические сыграют свою роль.
Кой для кого, правда, послужит компроматом, что дедушка Керри по отцовской линии еврей из австрийского (теперь чешского) городка, который перед отъездом в Америку сменил иудаизм на католицизм и из еврея Фрица Кона заделался ирландцем Фредериком Керри. В этот городок уже наехали журналисты со всего мира, там надеются на туристический бум и готовы переименовать улицу, где жили Коны, в улицу Джона Керри.
Керри с одинаковой блгодарностью и гордостью говорит об отце и матери. Вспоминает свое берлинское детство, когда заехал на велике в русский сектор Берлина. Подчеркивает свою принадлежность к единой западной цивилизации, которую раскалывают не волны Атлантики, но политика республиканского президента.
«Эта речь была музыкой для европейских ушей», - говорит французский историк Жюстин Вайс. А самая влиятельная французская газета «Ле Монд» напечатала на первой странице карикатуру:Джон Керри выметает из Белого дома щеткой на которой изображены звезды и полосы американского флага, президента Буша вместе с остатками ракет. В Европе не сомневаются, что Керри выиграет Белый дом у Буша. Говорят, там уже делают ставки на президентских кандидатов, как на скаковых лошадей.
Общее мнение среди европейских политиков и аналитиков, что при Керри Белый дом будет проводить более взвешенную международную политику, считаться с европейским общественным мнением, советоваться с лидерами Франции, Германии и других стран. Однако большинство европейских комментаторов сходится в том, что хоть Керри во всех отеошениях более приятный и удобный партнер, чем Буш, но в его речи нет указаний, что он будет также более сговорчивым. И вообще особой разницы в международных программах Буша и Керри европейские аналитики не улавливают. Тот же Жюстин Вайс замечает: «Во Франции желают Керри победу, но никаких раздутых ожиданий или иллюзий на его счет. Керри может стать вторым Клинтоном и уж во всяком случае не таким самоуверенным и односторонним в принятии решений, как Буш. Однако и парадиза трансатлантической гармонии ожидать не приходится».
Еще резче высказывается «Берлинер Цайтунг» в своей редакционной статье – что в речи Керри нет почти ничего, что успоколо бы европейцев и сильно бы отличалось от политики Буша: «Керри по-солдатски отдал салют съезду демократов и обещал без колебаний использовать военную силу, если Америка окажется под угрозой».
При этом немецкая газета как-то упускает из виду, что речь Керри адресована всей Америке, где само понятие «патриотизм» республиканцы попытались монополизировать и сделать своим идеологическим логотипом. И почему смущает обещание использовать военную силу в случае прямой угрозы нашей стране? Тут даже я, влюбленный в Европу по уши, отказываюсь понимать такую аргументацию.
Такое у меня ощущение, что немцы в авангарде критиков Америки – любой, не только бушевской. Ничего не хочу сказать политнекорректного, но в расчлененном виде немцы вели себя скромнее. Это не значит, что надо снова возводить Берлинскую стену – достаточно с нас разрушающейся Китайской и строящейся Израильской. Как сказал известно кто, есть время разбрасывать камни и есть время их собирать. Мне не кажется, однако, что собиранию транс-атлантической западной цивилизации способствуют такие статьи, как редакционная в опять-таки немецкой ежедневке «Тагесшпигель». Почище, чем в «Берлинер Цайтунг»! Цитирую:
«Тех, кто надеется, что с Джоном Керри возвратятся золотые 90-е «очаровательного Билла», ждет разочарование. Когда настанут новые времена, в самых важных трансатлантических спорах – об Ираке и Ближнем Востоке – Керри будет придерживаться почти тех же убеждений, что и Буш».
А что ему остается? Возвратить к власти Саддама Хусейна и бросить Израиль на произвол судьбы? Странная логика. Кто спорит, немцы имеют право на собственное мнение, но мы имеем право на свое мнение об их собственном мнении.
Зато в восторге от речи Керри английская пресса, а «Таймс» даже называет ее «отважным рейдом на территорию врага, политическим эквивалентом нападения катеров на вьетконговский пост поколение назад» - намек на уже общеизвестные подвиги Джона Керри во Вьетнаме.
Сколько людей, столько мнений. Через три месяца это правило будет наглядно продемонстрировано в Америке. Учтут ли американские избратели мнение Европы, которая принадлежит к той же иудео-христианкой цивилизации?
Время идет быстро, ждать осталось недолго.