ТрагедиЯ дирижаблЯ «Гинденбург»
Почти всегда, когда приходишь на брайтонский пляж, видишь неторопливо проплывающий в небе рекламный дирижабль. В последний раз он напомнил мне о трагедии, случившейся в небе над Нью-Йорком 67 лет назад.
...Когда огромный воздушный корабль длиной с четверть километра освободился от державших его тросов и стал плавно подниматься в вечернее небо, внизу раздались аплодисменты. Провожавшие кричали «ура!», некоторые бежали вслед за удалявшимся гигантом. Лилось шампанское, гремел духовой оркестр. В честь открытия нового сезона воздухоплавания и первого в 1937 году трансатлантического перелета дирижабля «Гинденбург» гремели бравурные марши, а в завершение прозвучал немецкий национальный гимн.
Музыка смолкла только тогда, когда воздушный красавец-великан поднялся на девяносто метров и завертелись его огромные деревянные винты, приводимые в движение четырьмя дизельными двигателями. Но толпа еще долго не расходилась, отыскивая в темном небе его светящиеся огоньки.
При строительстве «Гинденбурга» были использованы достижения двух последних десятилетий. Команда состояла из 55 человек, 25 комфортабельных кают были рассчитаны на пятьдесят пассажиров. В каюты подавалась холодная и горячая вода. На борту были первоклассная кухня, ресторан, комната для отдыха и смотровой зал. Аппарат поднимался в воздух благодаря шестнадцати баллонам с водородом, все на борту было электрифицировано и продумано до мелочей.
«Гинденбург» начал полеты с пассажирами еще в мае 1936 года. Без всяких трудностей ему удалось добраться до Америки и Рио-де-Жанейро. Очередной рейс тоже сулил массу незабываемых впечатлений. Сорок два пассажира практически не заметили подъема. Лишь стремительно удалявшиеся огни города и уменьшившиеся фигурки людей свидетельствовали о том, что дирижабль поднимается в небесную высь. Впереди их ожидали города Европы, Атлантический океан, Бостон и, наконец, Нью-Йорк.
Над столицей мира «Гинденбург» появился на третий день перелета. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо небоскребов. Дирижабль настолько близко подошел к Эмпайр Стейт Билдингу, что пассажиры разглядели в его окнах фотографов, снимавших пролетавший мимо гигант. Внизу на Бродвее и прилегающих улицах собирались толпы людей, задравших головы кверху. Несмотря на ненависть к нацистскому режиму, люди радовались и улыбались, приветствуя чудо немецкой техники.
Полностью удовлетворив собственное тщеславие, капитан Пруст направил корабль к месту посадки - в близлежащий городок Лейкхрест. Здесь уже несколько сот человек поджидали своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы. Однако из-за разразившейся грозы дирижабль еще больше часа кружил над толпой, опасаясь приблизиться к металлической причальной мачте. Наконец, описав широкую петлю над аэродромом и все еще борясь с ливнем, он пошел на посадку. «Гинденбург» находился всего в каких-нибудь двадцати метрах от земли, когда послышался глухой взрыв, потом на корме вспыхнул сноп пламени, тут же охватившего весь дирижабль, который плашмя рухнул на землю. Трагедия произошла так внезапно, что собравшиеся на аэродроме люди буквально оцепенели. Потом поднялась паника, и толпа начала разбегаться. Огненные языки с огромной силой вырывались из длинного корпуса, и через считанные минуты «Гинденбург» полыхал уже весь целиком.
К пылающему гиганту с воем неслись пожарные автомобили и машины «скорой помощи». К счастью, большинство людей находилось в носовой части корабля, поэтому из 97 пассажиров и членов команды 62 человека спаслось.
На другой день после катастрофы в одном из нью-йоркских кинотеатров показали фильм, заснятый во время трагического события пятью кинооператорами. Съемка началась, как только дирижабль подлетел к причальной мачте, так что фильм отразил трагедию с самого начала. Эти кадры, а также многочисленные фотографии были потом использованы комиссией, которая расследовала причины гибели «чуда воздухоплавательной техники». Фильм произвел на зрителей исключительно тяжелое впечатление. В зале не один раз слышались крики ужаса, несколько женщин потеряли сознание...
Долгое время причиной трагедии считали воспламенение водорода. Говорили, что если бы вместо этого газа был гелий, катастрофы бы не случилось. Однако в 1972 году вышла книга М. Муни «Гинденбург», которая начисто отвергала официальную версию. После тщательного изучения немецких и американских архивов автор пришел к выводу, что дирижабль взорвался из-за диверсии. Один из членов экипажа - Эрик Спелый, разочаровавшись в гитлеровском режиме, подложил в корабль фосфорную бомбу.
Так это было или нет, теперь судить трудно. Известно лишь, что с той поры дирижаблестроительная компания «Цеппелин» закрылась навсегда, а дирижабли, летающие на водороде, больше не строил никто.