НОВЫЕ ЛАНДСКНЕХТЫ
...Когда саудовские экстремисты захватили Великую Мечеть в Мекке и поклялись не сдаваться, пока не отречется от власти король Сауд, отборная бедуинская гвардия не сумела туда даже проникнуть. Тогда в Мекку были посланы нанятые королем Саудом 250 «спецов» из американской частной военной фирмы “Vinnel”, которые стремительным штурмом освободили Великую Мечеть за два часа...
Это один лишь пример успешных действий современных ландскнехтов, получивший достаточную огласку. Однако о масштабах и конкретных эпизодах их деятельности известно весьма скупо и не детально. Между тем деятельность эта в конце прошлого и начале нынешнего веков приобрела достаточно солидные размеры и приносит миллиардные доходы ее организаторам, потому что кровавая «работа» современных ландскнехтов превратилась во вполне прибыльный бизнес.
В эпоху Средневековья по Европе бродили в одиночку и шайками профессиональные солдаты, готовые служить любому сеньору, если он уплатит. Их вовсе не интересовало, правое ли дело придется отстаивать в бою, и они охотно переходили на сторону противника, если он сулил больше.
Как ни странно, средневековая психология полностью сохранилась у современных ландскнехтов. Изменились лишь условия системы их найма. Существуют, конечно, и одиночные «псы войны», и небольшие их отряды. Но основная их масса является, в сущности, служащими крупных фирм, которые специализируются на продаже услуг военных профессионалов тем, кто хорошо заплатит. О масштабах их деятельности говорит сумма в 100 млрд. долл. Именно во столько оценивает доход частных военных фирм в прошлом году крупнейшая исследовательская корпорация США «Рэнд». Ее аналитики с достаточной точностью указали и эти фирмы, и другие объекты, где военные наемники наиболее востребованы.
ЧАСТНЫЕ ФИРМЫ ВОЕННЫХ УСЛУГ
Первая такая фирма была создана в Великобритании отставным полковником спецназа Дэвидом Стирлингом в 60–х годах прошлого столетия. Он нанимал отслуживших британских солдат и офицеров и направлял в страны, лидерам которых требовались эти профессионалы. Таких стран в то время появилось немало, в основном это были бывшие колонии, которые обрели независимость. Британские наемники тренировали их армии, а порой действовали как ударные отряды нанимателей, выполняя их боевые задания.
Еще более успешная военная фирма была создана в США – “Vinnel Co.”, подписавшая в 1975 году контракт на 77 млн. долл. с королем Саудовской Аравии. Ее главный офис и сегодня находится в г. Ферфакс ( шт. Вирджиния), где расположена и крупнейшая тренировочная база, способная обеспечить подготовку до 300 профессионалов одновременно. Некоторое время эта корпорация господствовала на американском рынке военных услуг. Но Первая иракская война произвела подлинный бум на этом рынке, и только в США было образовано около 50 фирм такого назначения. Символично, что в большинстве из них у руля находились отставные американские генералы и адмиралы.
После окончания той войны “Vinnel Co.»” действовала в других ближневосточных странах, на Балканах и в Латинской Америке – в регионах, где военные конфликты - это вполне перманентное явление. Но поистине золотые деньки для нее и других подобных фирм наступили с началом Второй иракской войны. США и другие страны коалиции имеют в Ираке по–настоящему ограниченный контингент военнослужащих. Поэтому Америка и Великобритания охотно пользуются услугами таких фирм, заменяя, где только можно, «солдатами удачи» своих кадровых солдат. По некоторым данным, после года, прошедшего с окончания главных боевых действий, количество таких наемников в Ираке превысило 20 тысяч. То есть один «частный» солдат приходится на 7 – 8 военнослужащих.
Ландскнехты занимаются отнюдь не мирными делами: охраняют нефтепромыслы, трубопроводы, морские и речные терминалы, предприятия и объекты инфраструктуры, а также персонал, который их обслуживает, и даже некоторые военные базы. А в первую очередь – специалистов, приехавших в Ирак извне, на которых ведут подлинную охоту исламские террористы.
Естественно, в условиях обостряющейся партизанско–диверсионной войны этим вроде бы гражданским лицам приходится вести самые настоящие бои, ежечасно рискуя жизнью и здоровьем. Однако имеет место вполне парадоксальная ситуация: немало кадровых военных увольняются со службы и нанимаются в частные военные фирмы, чтобы отправиться в Ирак.
Все дело в оплате. Если американский рядовой там зарабатывает от 2 до 3 тысяч долларов в месяц, то ландскнехт из частной фирмы – от 10 до 12 тысяч! А сама работа и связанный с ней риск, в сущности, одинаковы. Элементарный расчет показывает: ландскнехтом быть намного выгоднее. По данным той же корпорации «Рэнд», в минувшем году Пентагон выплатил военным фирмам, имеющим своих сотрудников в Ираке, более 30 миллиардов долл. - почти 8 процентов своего бюджета. Так почему же военное ведомство США так охотно идет на эти колоссальные расходы?
Все дело в том, что они целесообразны в конечном счете. При том, что «солдаты удачи» выполняют те же задачи, что и кадровые, их деятельность позволяет сохранять в Ираке минимально возможную численность экспедиционных сил. Расходы высоки, но все же не постоянны. Ландскнехтов не надо страховать, обеспечивать медицинскими услугами, оплачивать их снабжение и бытовые условия. А главное - в мартиролог военный они не входят, если погибнут, семьи не могут претендовать на государственную компенсацию и пожизненную пенсию, которые положены военнослужащим. Кстати, в Ираке уже немало «солдат удачи» погибло или попало в плен к террористам.
Нередко они выполняют даже задачи, по определению присущие армейскому спецназу. К примеру, руководителя американской администрации в Ираке Пола Бремера охраняла группа отборных профессионалов из вашингтонской фирмы “DypCorp”. Другой ее отряд обеспечивает безопасность афганского президента Хамида Карзая. А в Турции сотрудники фирмы “Vinnel Co” стоят на страже периметра военно–воздушной базы «Инджирлик».
«ДИКИЕ ГУСИ» В АФРИКЕ
Если на Ближнем Востоке подвизаются ландскнехты в основном американского и британского образца, то в странах Африканского континента пальма первенства принадлежит французам и выходцам из стран СНГ. Причем последних гораздо больше. Оно и понятно. Действовать в этом регионе, далеком от элементарных норм цивилизации, на порядок опаснее и настолько же неприбыльнее, чем на Ближнем Востоке. Но у бывших советских и российских воинов нет особого выбора.
По данным Стокгольмского института проблем мира «СИПРИ», к началу текущего года на планете функционировало около 500 так называемых военных фирм, в которых могли найти заработок уволенные солдаты и офицеры. Больше всего таких было в России и в СНГ - свыше полумиллиона. И это лишь те, кто не мог заработать на жизнь ничем, кроме военного дела.
Но, на их счастье, таких «дел» хватает и в новом веке. Больше всего войн и вооруженных конфликтов происходит в Африке – до 70 процентов от общего числа. Вот сюда–то и устремляются отряды военных фирм, в значительной мере состоящие из ландскнехтов славянского происхождения.
В конце прошлого века они принимали участие практически во всех африканских кровопролитиях. Диктатор Заира Мобуту содержал ударный отряд из 100 российских и украинских ландскнехтов. Он назывался «Белым легионом». Легионеры, получая в среднем до 3 тыс. долл. в месяц, выполняли приказы диктатора, уничтожая боевиков оппозиции, сжигая деревни, в которых они базировались. В аэропорту столицы Заира стоял их транспортно–десантный самолет ИЛ-76, который использовался в качестве бомбардировщика. Когда же Мобуту был свергнут, на этом ИЛе все легионеры немедленно улетели, по некоторым данным – в Тирасполь, столицу самозванной Приднестровской республики.
Сценарий повторился в Конго со столицей Браззавиль. У тамошнего диктатора также служили славянские ландскнехты. И так же, как заирские легионеры, они немедленно скрылись после свержения с трона своего работодателя. Аналогичную роль выполняли россияне в Чаде, составляя воздушную гвардию президента Идриса Деби. По подсчетам организации «Врачи без границ», только три этих отряда истребили за время своей службы африканским диктаторам около 50 тыс. их подданных.
Не менее эффективно действовали ландскнехты из СНГ в недавно окончившемся эфиопско–эритрейском конфликте. Эфиопия наняла почти 400 военных специалистов, в основном летчиков и танкистов. А поскольку эта техника почти вся была в свое время поставлена Советским Союзом, то и наемники в основном были россияне, украинцы, белорусы, ею владеющие.
Эритрейцы «солдат удачи» имели в 4 раза меньше, но и эти наемники в основном прибыли из СНГ. Таким образом и получилось, что воевали друг против друга земляки, порой и однополчане, за плату убивавшие сограждан в далеком африканском краю. Но и после окончания конфликта многие из них остались служить нынешним правителям этих стран. За 1,5 – 2 тыс. долл. в месяц они выполняют их задания, которые не под силу местным воякам. В том числе и такие, которые ничего общего с цивилизованностью не имеют.
Но более всего выходцев из СНГ сегодня находится в Анголе. По данным СИПРИ, их там около полутора тысяч и все они «солдаты удачи». Война в Анголе вроде бы завершилась, а наемники эти остались. Некоторые отнюдь не добровольно. В их числе – пленники партизан УНИТА. Судьба их незавидна, потому что никто в СНГ не намерен требовать или просить об их выдаче и возвращении на родину. Завербовавшие их частные фирмы “Candine” и “Nort Bridge” находятся далеко и судьбой своих бывших подопечных не интересуются. Более благополучны те, кто закрепился в Луанде в качестве инструкторов, консультантов новой ангольской армии, а то и просто специалистов по операциям диверсионного типа.
Ландскнехты являются непременными участниками почти всех попыток военных переворотов, а их в Тропической Африке за последние 40 лет произошло множество. Чемпионом операций такого рода стал француз Боб Денар, на счету которого перевороты в Бенине, Конго, на Коморах.
В марте текущего года наемники, в том числе россияне, украинцы, армяне, активно участвовали в попытках свергнуть правящие режимы в Зимбабве и Экваториальной Гвинее. Обе операции, провалились и часть ландскнехтов была схвачена. Им грозит, скорее всего, смертная казнь. Ни одна страна не станет вмешиваться в африканское правосудие, если речь идет о судьбе своих граждан - «солдат удачи».
НАЕМНЫЕ ВОИНЫ ИСЛАМА
Деятельность такого типа ландскнехтов замешана на материальном интересе, слегка разбавленном ваххабистской идеологией. Время их появления на мировой арене – 1982 год, место – Афганистан. Именно туда через Северный Пакистан стали стекаться так называемые моджахеды. В основном это были саудовские, йеменские, суданские и иорданские арабы, а также пакистанцы. Вооруженные египетским оружием советского производства, оплачиваемые за счет средств США и нефтяных эмиров Персидского залива, они развернули партизанско–диверсионную войну против советских войск и армии кабульского режима.
В ходе этой войны, а длилась она вплоть до конца 1989 года, на юге Афганистана и в Пакистане сложилась эффективная система подготовки и оснащения наемников. На эти базы шли деньги, которые и были в сущности главным стимулом боевой деятельности моджахедов. К 1989 году в Афганистане насчитывалось несколько сотен отрядов, в которых воевало 10 тысяч таких ландскнехтов. Вывод советских войск был им нежелателен – они теряли заработок. Впрочем, их отряды немедленно переключились на борьбу с просоветским режимом Кабула, а после его крушения стали разлетаться в горячие точки других регионов: в Судан, Алжир, Йемен, Кашмир, на Балканы.
С крушением СССР перед исламскими ландскнехтами открылось новое поле деятельности на Кавказе и в Закавказье, где поистине золотым дном стала Чечня. Саудовец Хаттаб сформировал из них целый «Исламский полк» - более тысячи арабов, в основном имеющих опыт боевых действий в Афганистане и на Балканах. Он и его помощники Абу аль–Валид, Абу Умар и Абу Сайх контролировали денежные потоки, которые стекались со всего мусульманского мира в кассу ваххабистской организации «Братья мусульмане», а оттуда – в Чечню.
Сегодня почти все эти арабские главари уничтожены, но в Чечне остается еще немало наемников, и в основном именно они являются одним из главных приводных рычагов машины Чеченской войны. Кстати, число исламских ландскнехтов в Чечне сократилось не только под ударами россиян. Значительная часть этих «псов войны» перебралась в Ирак, где после мая 2003 года стали сосредоточиваться их отряды. По данным американской военной разведки, число исламских ландскнехтов летом текущего года достигло в Ираке 9 тысяч. Из трех сил, противостоящих экспедиционным войскам США и их союзников - шиитских повстанцев, бывших саддамовских спецназовцев и исламских ландскнехтов, самыми опасными являются, безусловно, последние. Они наиболее опытны и лучше оснащены для действий в таком регионе и в аналогичных ситуациях.
Но главное, пожалуй, «псы войны» сражаются не только во имя идеалов освобождения Ирака от неверных. Чем дольше там останутся оккупанты, тем прибыльнее для этих ландскнехтов. Они же военные профессионалы, делающие привычную и хорошо оплачиваемую работу. Поэтому главным способом борьбы с ними являются удары по источникам их финансирования.
comments (Total: 2)