БОРЬБА ЗА БЕЛЫЙ ДОМ: РЕКЛАМА -ХВАЛА и РЕКЛАМА - ХУЛА
Дай руку, читатель. Заглянем на самую интересную сейчас выставку, пусть она не только (и не столько) визуальная, сколько виртуальная.
Когда Джон Керри втихую и, как говорят дипломаты, в обстановке сугубой секретности, подбирал себе вице-президента, республиканцы с ходу заявили, что на любого из кандидатов у них заготовлена компра, и они полны боевой готовности антиотпиарить кого угодно. А на кого именно катить бочку, им без разницы. Как будто речь шла о заведомых преступниках или, по крайней мере, о ловком жулье, скрывающемся от правосудия.
Вот так ведутся сейчас президентские баталии – оскорбительно и беспощадно. Но и демократы – в ожесточении и злобе на окопавшихся в Белом доме и других правительственных зданиях Вашингтона оппонентов – вроде бы не отстают. А ведь именно либералы с давних пор сетуют, что правые побивают их в личных нападках и гнусных измышлениях. Тогда как они, либералы, из кожи вон лезут, чтобы вести дебаты пристойно и по существу.
Теперь они сражаются на равных. Левые, сплоченные ненавистью к Бушу, осыпают его бранью и грозят судебной расправой. Достаточно взглянуть на гремучие титулы антибушевских книг (а их десятки!) или посмотреть кинохит Майкла Мура с его античным, против Карфагена, слоганом-римейком «Буш должен быть уничтожен» (не физически, слава Богу, а политически) – чтобы уяснить небывалый размах либерального остервенения. А недавние диатрибы против Буша голливудских звезд во главе с Вуппи Голдберг и Барброй Стрейзанд! Республиканцы прямо говорят о заговоре Голливуда против Белого дома.
А демократы утверждают, что антипиару они научились у республиканцев. Что единственный способ разбить противника в пух и прах – перенять его тактику. Но либералы, похоже, не учли мораль клинтоновской эры: сколько бы ни скачивалось на него отрицательной информации, Клинтон неизменно выходил сухим из воды и покинул офис с высоким рейтингом популярности. Ненависть, даже кипучая и страстная, ничего не родит: на слуху у каждого и касалась в основном поведения не самого президента, а его неуправляемого уда. Конечно, лучше иметь в Белом доме прозрачного, как стеклышко, жильца, но пусть бросит камень тот, кто сам без греха. А потому – как способ привлечь избирателей – негатив идет в негатив. То есть основных чувств избирателей не затрагивает и на их решения не особенно влияет.
Тем не менее из межпартийных погромных схваток ожесточение и ярость просачиваются в вашингтонскую элиту. Уже давно идут в Сенате крутые разборки между демократами и республиканцами. А недавно вице-президент Дик Чейни отвел наболевшую от нападок на него душу, послав сенатора-демократа Патрика Лихи к е... матери. Прямо в зале заседаний Сената. Чего раньше не бывало.
Ну конечно, не личными нападками и не отменной, пусть даже вицепрезидентской матерщиной ведется по стране борьба за голоса избирателей. За последние 40 лет, как всем известно, именно телевидение формирует сознание нации. И рекламный телеклип был и остается самым могущественным орудием всех политических кампаний, загоняя колеблющихся, особенно в последние недели перед выборами, на избирательные участки.
А среди всех видов политпиара на телевидении самая эффективная, сверхдорогая, действующая как гипноз и импульс - 30-секундная реклама-атака. Её цель – мгновенно снизить шансы на победу у кандидата-соперника. Перелопатив его прошлое и опорочив в глазах избирателя. Одновременно с рекламой-атакой рвущийся к власти претендент (пусть даже действующий президент) запускает в эфир наглядную саморекламу-дифирамб. Не требующую, ввиду моментальности, веских доказательств.
Имидж на имидж, без никаких полутонов!
А ну-ка, отгадайте, какой рекламный телеклип за всю новейшую историю предвыборных президентских кампаний был самый жуткий? Нет, не глумливый ролик «Уилли Гортон», которым Джордж Буш-старший убил наповал президентские шансы Майкла Дукакиса. И не легендарный наворот клипа «Маргаритка», которым Линдон Джонсон в 1964 году насмерть запугал избирателей относительно зловещих потенций своего соперника Барри Голдуотера (атомная катастрофа в случае избрания этого правофлангового американской политики на пост президента).
Нет, не эти крутые антипиары потрясли до глубины души американскую
публику, предрешив исход президентских выборов.
На первом месте в предвыборных рекламах, леденящих душу и наводящих оторопь на избирателей, - телеклип 1980 года с участием Нэнси Рейган.
В строгом красном костюме с синим гофрированным воротничком (ставшем ее личной униформой), Нэнси пристально и сурово (с некоторой присущей ей инфернальностью) смотрит в камеру на своего предположительного врага или, скорее, государственного преступника Джимми Картера. И говорит прокурорским тоном, как бы вынося обвинение по всем статьям бедняге Джимми:
«Меня до глубины души обидели и оскорбили нападки президента Картера на моего мужа. Я бы хотела, чтобы мистер Картер объяснил мне, почему при нем инфляция так зашкалила? Почему безработица так подскочила? Я бы хотела, чтоб мистер Картер растолковал мне курс его иностранной политики, настолько вялый и колебательный, что наши друзья за рубежом никогда не знают, что мы намерены делать: собираемся ли мы поддерживать их или бросим на растерзание внутренних и внешних врагов?».
Даже самые грубые ужастики нынешнего президента Буша против сенатора Джона Керри не достигают такого гнетущего эффекта.
Пока что!
Жены так часто используются в предвыборных кампаниях для умягчения и очеловечения имиджа кандидата, что легко забыть, как 24 года назад миссис Рейган неоднократно шла на таран конкурента своего мужа в президентских битвах, демонстрируя атакующий стиль, который и не снился мужчинам.
Именно для борьбы с такого рода амнезией и в помощь избирателям и была оперативно устроена в Интернете виртуальная выставка рекламных телеклипов, прокрученных в президентских кампаниях, начиная с первого рекламного ролика, показанного в 1952 году: «Эйзенхауэр отвечает на вопросы Америки».
Да, политики нынче сражаются и побеждают на телеэкране. Но верно и то, что самые скандальные и боевитые рекламные клипы можно увидеть только в узловых штатах, вроде Огайо или Флориды. Новый веб-сайт под названием «Кандидат у вас на дому» позволяет ньюйоркцам и калифорнийцам пронаблюдать, как кандидаты в президенты обхаживают, соблазняют и давят на другие штаты.
Пользователи Интернета смогут также просмотреть рекламы-атаки, широко и круто использованные именно в этом году. Здесь можно найти, например, изначальную версию недавнего видеоклипа, сотворенного в Интернете лагерем Буша под сильным названием «Коалиция долбанутых». В этой рекламе на «долбанутых» – понятно, из демократического лагеря, вроде Ала Гора и Говарда Дина, – наплывают, сливаясь с ними, образы Гитлера.
Керри, как известно, вообще по жизни человек спокойный, недерганный. И этот бушевский наворот заметил не сразу. Когда же демократы прозрели, что республиканцы впендюрили им Гитлера, скандальную рекламу пришлось снять и заменить не столь оскорбительной версией. Но на вебсайтной выставке «Кандидат у вас на дому» вы можете найти отсылку к оригиналу этого видеоклипа, смешивающему демократов с Гитлером.
Справедливости ради: сторонники демократов также нет-нет и да помянут Гитлера в связи с Бушем и войной в Ираке - к примеру, совсем недавно на упомянутом сборище в Голливуде. Но это все-таки не официально санкционированная политическая реклама, а, так сказать, grass-root democracy – издержки низовой демократии.
А мы пока вернемся на эту уникальную выставку политрекламы, куда «ходят» не только любители новостного свежака или балдеют журналисты. Конечно, любопытно узнать, как Буш поливает Керри – от «слабака», «бесчувственного бревна» до Гитлера (черновик) и француза (чистовик). Как вынашивают и культивируют в рекламных атаках образ врага в своем оппоненте. Эти видеоклипы избирательных кампаний от 1952 года до наших дней дают яркую вспышку политического момента – разборки, склоки, дрязги, величие и ничтожество борьбы за место президента. Что более важно – они отслеживают настроение, вкусы, идеи и запросы своей эпохи.
Вот реклама избирательной кампании Никсона, где республиканцы откровенно кайфуют от хаоса и раздора среди демократов. Это – монтаж, без слов, разрозненных кадров демократического съезда в Чикаго, Вьетнамской войны, гражданских беспорядков. Все – под взвинченно ликующую мелодию модной тогда песни «Счастливые дни снова с нами». Это – странный и странно действенный рекламный ролик, очень авангардистский (по приемам) и близкий стилистически популярному в те годы телешоу «Смеемся до упаду».
Рекламные клипы для кампании Джона Кеннеди в 1960 году также – из гущи своего времени: варьете из просверков кандидата в президенты, разъясняющего свои взгляды восхищенным толпам. Но один телеклип из кеннедиевой стаи выпадает из стиля эпохи. Это когда Жаклин Кеннеди призывает по-испански телезрителей голосовать за ее мужа. С приличным испанским акцентом. Но ее голос по-испански звучит так же прерывисто и задыхаясь, как и по-английски. И очень ей сочувствуешь, когда она, в отличие от профессиональной актрисы Нэнси Рейган, вымученно считывает готовый текст.
На выставке политрекламы есть, само собой, наводка на поиск, так что виртуальные посетители могут, к примеру, отследить, сколько раз появляется слово «секс» в телеклипах от 1952 года до 2004-го. Представьте, ни разу! Хотя Боб Доул в своей предвыборной рекламе-атаке против Билла Клинтона и помянул судебный иск Полы Джонс о «сексуальных домогательствах» любвеобильного Клинтона.
Любопытно, что в предвыборных рекламах-атаках и демократы, и республиканцы используют для поношения конкурента одни и те же поливы. В антиклинтоновской рекламе Боба Доула имеется разносный кадр: президент азартно замахивается клюшкой на гольфовом поле. И в антибушевском фильме Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» уже другой президент, но тоже на гольфовом поле, замахиваясь клюшкой, восторженно кричит репортерам “Смотрите, какой сейчас будет удар!». В обоих случаях вывод для избирателей один: прокол в работе президента.
Этого года реклама-атака куда лютей и беспощадней, чем в 2000-м. Тогда, в предвыборном телеклипе с Алом Гором мы видим, как вице-президент корректно поддерживает взгляды своего оппонента: « Мы с Джорджем Бушем фактически сходимся в вопросах образования».
И вот, на первый взгляд – невинный и без точного прицела рекламный клип из лагеря Керри под названием «Оптимисты». Однако использование дольчатого экрана, дробящего внимание зрителей, и моментальных микрокадров в этой новомодней рекламе позволяет, буквально в мгновение ока, высветить веер острых проблем – от безработицы и школьного образования до медицинской помощи и национальной обороны. В результате этот нейтральный по тону клип наносит весьма чувствительный удар по домашней политике Буша.
Но вот что удивительно – несмотря на хайтек и высокий информативный напряг, эта новейшая политреклама на диво неоригинальна. Как Голливуд просто не может не делать римейки – от «Кинг Конга» до «Ловушки для родителей» - так и нынешняя политреклама завороженно долдонит прошлые находки, идеи и хиты.
Телеклип «Оборона» сделан в 2004 году кампанией Буша специально для избирателей штата Флорида. Перед нами – землистого тона поле боя. Пока голос за кадром перечисляет виды оружия, против которых голосовал сенатор Керри – боевые вертолеты «Апачи», танки С-130, истребители F-16, собранные здесь, во Флориде, поясняет диктор, - танки и ракеты исчезают с поля боя по волшебству компьютерной графики. В конце одиноко маячит глубоко несчастный солдат, и голос диктора жалится и недоумевает за него: «Керри был против даже бронежилетов для наших войск на передовой войны с террором».
Это – рекламный римейк с оригинала, сделанного избирательной кампанией Никсона в 1972 году. Реклама направлена против сенатора Джорджа Макговерна, предложившего резко сократить оборонный бюджет. Пока голос диктора сурово чеканит – «Он бы на треть урезал морскую пехоту, на треть военно-воздушные силы, на четверть личный состав военно-морского флота» – рука сметает с экрана игрушечных солдат, миниатюрные танки и корабли.
Как видите, несмотря на лощеный хайтек, реклама-атака Буша повторяет ударный образ избирательного клипа Никсона. Копирайт не соблюден, ссылка на первоисточник отсутствует.
Всё еще впереди, до президентских выборов больше трех месяцев. Похоже, мы увидим еще много нового во взаимных нападках претендентов друг на друга. Но радоваться этому или огорчаться – не знаю.
Поживем – увидим.