ШАКИЛ И КОБИ РАЗОШЛИСЬ
Нынешнее межсезонье ознаменовалось одним из самых громких обменов в истории НБА. Центровой «Лос-Анджелес лейкерс» Шакил О’Нил перешел в «Майами хит». Из Флориды в Калифорнию были отправлены Ламар Одом, Кэрон Батлер и Брайан Гран, плюс право выбора в первом раунде будущего драфта. Этот трейд прервал эпоху одного из сильнейших тандемов за все время существования Лиги. Шакил О’Нил и Коби Брайант, трижды за последние пять лет приведшие «Лейкерс» к победе в розыгрыше Кубка НБА, разошлись. Сделка официально состоялась в день открытия рынка свободных агентов Лиги. Поклонники баскетбола были готовы к такому повороту событий. И все же финал, которому предшествовали две недели переговоров сторон, прозвучал словно гром среди ясного неба.
На трейд года напросился сам Шакил О’Нил. Спустя несколько дней после поражения «Лейкерс» в финале Кубка НБА от «Детройт пистонс» центровой калифорнийцев попросил руководство команды обменять его в другой клуб. Произошло это тогда, когда стало известно, что главный тренер Фил Джексон прерывает свои отношения с «Лейкерс». Общеизвестно, что именно «Большой Фил» на протяжении последних лет был тем якорем, который удерживал двух строптивых звезд в одной упряжке. Наставнику пришлось проявить нечеловеческую выдержку и терпение, чтобы хоть на время примирить постоянно конфликтовавших баскетболистов. Когда ему удавалось обуздать своих подопечных, «Лейкерс» демонстрировали суперигру и сдержать их не мог никто. Лучшее доказательство тому три подряд победы в Кубке НБА. Но стоило Джексону выпустить из-под своего контроля одного из них, как «Лейкерс» становились легкой добычей для конкурентов. Провалы в двух последних сезонах - лучшее свидетельство тому.
Однако, по признанию самого тренера, его уход не был предопределен натянутыми отношениями О’Нила и Брайнта, каждый из которых на протяжении всех этих лет претендовал на «партию первой скрипки» в лос-анджелесском оркестре. Сам Джексон всегда больше ценил Шакила за его игровые и человеческие качества. Тренер считал своего центрового командным игроком, подчинявшим себя общим интересам. Поэтому Джексон строил игру «Лейкерс» через него.
Брайанту, пришедшему в команду раньше Шакила, это не нравилось. Сначала свое несогласие он выражал в раздевалке, но постепенно конфликт вышел за клубные рамки. Иногда ситуация очень накалялась. И несколько раз Джексону пришлось публично высказываться по этому поводу. Однажды наставник даже заявил, что если дело дойдет до разрыва отношений, команду, скорее всего, покинет Брайант. При этом Джексон не скрывал, что его отношения с Коби - сложные. «Их трудно охарактеризовать. За годы работы с ним у меня сложилось впечатление, что только чемпионские перстни не удовлетворяли его. Он хотел чего-то большего».
Думается, что Джексон стал вдаваться в подробности. Но они и так известны. Коби всегда хотел быть «первой скрипкой», чтобы «Лейкерс» называли его командой, как в недалеком прошлом называли «Чикаго буллс» командой Майкла Джордана. Тем более что сам Брайант был уверен (и по-прежнему остается при своем мнении), что играет в баскетбол не хуже Джордана. Поэтому в силу природного эгоцентризма он хотел быть первой звездой «Лейкерс» (и НБА в целом) и не мог смириться со своим положением. Но этой привилегии при О’Ниле он не мог добиться. Вместе с ним «Лейкерс» трижды становились чемпионами НБА, и во всех случаях лучшим игроком финала признавался Шакил. Разве мог с этим смириться Коби, который первым номером считал только себя. И никого другого.
А с приходом в команду год назад Карла Мэлоуна и Гэрри Пэйтона по его амбициям был нанесен чувствительный удар. Заслуженные ветераны требовали к себе не меньше внимания.
После отставки Фил Джексон в одном из своих интервью признался, что в последнее время у него были натянутые отношения с владельцем «Лейкерс» Джерри Бассом: «Мы с ним по-разному смотрели на баскетбол, на стратегию развития команды. Мы перестали понимать друг друга». Теперь известно всем, что камнем преткновения между Бассом и Джексоном стал именно Брайант, точнее, его будущая роль в команде. И когда босс говорил, что сделает все от него зависящее, чтобы Коби и Шакил остались в «Лейкерс», то ему никто не верил. На самом деле он имел в виду только Брайанта, который на первых порах даже выразил свой протест по поводу готовящегося обмена О’Нила и объявил, что тоже уйдет из «Лейкерс». Но было очевидно, что он следовал зараннее написанному сценарию.
Через день после официального объявления об обмене О’Нила в «Майами хит» руководство калифорнийского клуба подписало с Коби Брайантом семилетний контракт на рекордную в истории Лиги сумму – 136 400 000 долларов! И один из самых популярных клубов НБА избежал полного развала («Лейкерс» покинул еще один бывший игрок стартовой пятерки разыгрывающий Дерек Фишер, подписавший с «Голден-Стэйт уорриорс» шестилетний контракт на 37 миллионов долларов). Так что в следующем сезоне при новом главном тренере Руди Томьяновиче Брайант получит то, к чему все эти годы стремился, – называть «Лейкерс» своей командой. Но той команды, которая трижды подряд становилась чемпионом НБА отныне больше не существует.
Поначалу единственным вариантом обмена О’Нила казался его переход в «Даллас маверикс» за Дикра Новицки и Стива Нэша. Однако владелец техасской команды Марк Кьюбан категорически заявил, что Новицки не подлежит обмену даже за О’Нила. Стоило переговорам затянуться, как Нэш подписал контракт с «Финикс санс». После этого поступило предложение от «Майами хит» (против которого выступал Брайант). Президенту команды Пату Райли не пришлось долго уговаривать Шакила. Баскетболист сам прилетел во Флориду, и после недолгой беседы стороны пришли к обоюдному согласию. «Я всегда хотел быть частью команды. В этом смысле «Хит» идеально подходит мне», - объяснил баскетболист свой выбор.
Стоит напомнить, что О’Нил начинал профессиональную карьеру во Флориде, в команде «Орландо мэджик». Так что 11-кратный участник матчей «Всех звезд НБА» вернулся туда, откуда переехал в Калифорнию.
Большинство обозревателей переход одного из величайших центровых в истории Лиги Шакила О’Нила в «Майами хит» признали этапным. Эту сделку сравнивают с трейдом 1975 года, в результате которой легендарный Карим Абдул-Джаббар из «Милуоки бакс» перешел в «Лос-Анджелес лейкерс». С тех пор не было столь «судьбоносных» перемещений суперзвезд, игравших на позиции центрового. Многие считают, переезд О’Нила с Запада на Восток может изменить акценты в Национальной баскетбольной лиге. 90-е годы прошлого столетия прошли под знаком абсолютного превосходства команд Восточной конференции. После двух побед «Детройт пистонс» в НБА наступила эра «Чикаго буллс». Правда, шесть побед в Кубке НБА команды Майкла Джордана были разделены на два равных периода, между которыми втиснулись представители Запада «Хьюстон рокетс». Произошло это лишь потому, что «Его Воздушество» решил отдохнуть от баскетбола и поиграть в бейсбол. Но после развала «Буллс» в 1998 году акценты сместились на Запад. Команды Западной конференции доминировали в НБА, что подтверждается тремя победами «Лейкерс» в Кубке и двумя чемпионскими титулами «Сан-Антонио сперс». Даже успех «Детройт пистонс» в последнем розыгрыше не изменил представление о соотношении сил двух конференций (если бы не затянувшийся конфликт между О’Нилом и Брайантом, кто знает как завершилась бы финальная серия).
По мнению экспертов, с переходом О’Нила в «Майами хит» Восточная конференция получила определенное преимущество. Ведь ни одна другая команда Лиги не располагает центровым такого калибра. В свои 32 года могучий Шакил остается доминирующей силой, и вокруг него можно создать команду чемпионского уровня. Кое-кто утверждает, что он начинает сдавать физически и травмы все чаще беспокоят его. Разумеется, годы и колоссальные нагрузки сказываются. Но кто может упрекнуть Шакила в поражении «Лейкерс» в последнем финале Кубка НБА? Пожалуй, только он и 41-летний Карл Мэлоун (до полученной травмы во втором матче решающей серии) провели плей-офф на достаточно высоком уровне. А против «Пистонс» центровой «Лейкерс» сражался практически в одиночку, в то время как Брайант провалил всю финальную серию.
С «Хит» он связывает большие надежды. «Я хотел играть в команде, которая ставит перед собой самые высокие цели. Для меня это главный стимул», - говорит Шакил.
Президент «Хит» Пат Райли также считает, что с приходом лучшего центрового Лиги акции флоридской команды резко возросли. Правда, он сразу не гарантирует победу в чемпионате, ибо отлично понимает, что ему предстоит создавать новую команду. Как-никак, за О’Нила отдали сразу трех ведущих игроков. Из стартового состава остались лишь талантливый разыгрывающий Дуэйн Уэйд, который провел в Лиге всего один сезон и получил приглашение выступить за сборную США на Олимпиаде в Афинах, а также атакующий защитник Эдди Джонс, бывший партнер О’Нила в «Лейкерс». Третьим стартером будет Шакил.
Райли надеется, что присутствие последнего значительно облегчит ему процесс комплектации команды. «В лиге немало достойных баскетболистов, которые предпочтут играть вместе Шакилом», - считает президент «Хит».