ДипломатиЯ и наука
Dва легендарных отца-основателя Соединенных Штатов известны не только своим вкладом в рождение нации, но и великолепными научными достижениями. Дипломатический представитель североамериканских колоний в Великобритании, а затем посланник Америки во Франции Бенджамин Франклин, скрепивший своими подписями Декларацию независимости и Конституцию 1787 года, прославился также тем, что первым обнаружил связь между электричеством и магнетизмом, изобрел громоотвод и экономную печь. А сменивший его на дипломатическом посту во Франции автор Декларации независимости Томас Джефферсон, ставший впоследствии третьим президентом молодых Соединенных Штатов, тоже был известен как разносторонний человек, чьи интересы включали архитектуру, философию, воздухоплавание, ботанику, геологию и другие науки.
С тех пор страна свято бережет эту традицию, объединяющую дипломатию и науку. Примером тому служат учрежденные Государственным департаментом стипендии имени Джефферсона, позволяющие ученым различных направлений, помимо своих профессиональных занятий, принимать участие и в практике государственного строительства.
Недавно в Государственном департаменте научной и дипломатической общественности страны были представлены первые пять стипендиатов этой новой программы. «Сейчас, как никогда ранее, американская наука должна освещать государственную практику, - сказал выступивший на церемонии Государственный секретарь Колин Пауэлл. – Наши дипломаты сотрудничают с иностранными коллегами в целом ряде совместных международных начинаний, которые помогают ученым исследовать океаны, изучать климат планеты, разгадывать глубокие тайны космического пространства, исследовать самые спорные проблемы, касающиеся возникновения и развития жизни на Земле».
Именно эти проблемы являются предметом научного интереса доктора Джулиана Адамса, работающего в области эволюционной биологии. По своему основному образованию он специалист по экологии и биологическому многообразию. Работая же в качестве научного сотрудника и стипендиата Джефферсона, Адамс надеется привнести новые знания в международную дискуссию по вопросам сохранения видов. Он также рассчитывает получить информацию о тех политических проблемах, которые стоят перед правительством сегодня, и попытаться создать возможности для того, чтобы реально защитить многообразие видов на нашей планете.
Важным вопросом, по которому Соединенные Штаты стремятся сейчас привлечь международных партнеров, является создание всеобъемлющей глобальной системы наблюдения за Землей. В первую очередь имеется в виду наладить сбор большего объема данных о климатических условиях на планете. Это, в свою очередь, позволит не только улучшить деятельность всемирной службы погоды, но также принимать более обоснованные решения в области сельского хозяйства, землепользования и охраны окружающей среды.
Еще один стипендиат специалист по космическим технологиям доктор Мелба Кроуфорд из Техасского университета в Остине занимается обработкой информации, получаемой с искусственных спутников Земли. Она уже давно участвует в академических обменах с международным научным сообществом в этой области и надеется использовать свой опыт для дальнейшего развития глобальной системы наблюдений.
«У нас есть приборы для спутников, разработанные совместно с немцами; я сотрудничаю с корейцами; все более заметное место в нашей области начинают занимать китайские специалисты, - говорит Кроуфорд. – Очень сильных партнеров уже в течение длительного времени мы имеем и в лице японских ученых. Столь широкое международное сотрудничество несомненно обещает нашей отрасли знаний большие перспективы».
Мы рассказали только о двух стипендиатах Джефферсона. Вместе с тремя другими своими коллегами они начнут в августе одногодичную научную деятельность в рамках этой программы. Чтобы разработать, финансировать и «запустить» ее, Государственный департамент сотрудничал с рядом престижных научных и академических институтов, Фондом Макартура, корпорацией Карнеги и Ассоциацией американских университетов. Все они являются партнерами в этой инициативе по созданию прочной научной основы для внешней политики Соединенных Штатов.
«На науке лежит большая ответственность: она должна помочь нам сделать так, чтобы наша глобальная близость носила конструктивный, а не деструктивный характер», - сказал в своем выступлении на церемонии в Госдепартаменте президент Ассоциации американских университетов Нильс Хасселмо. Со своей «дипломатической» стороны госсекретарь Пауэлл отметил, что внешняя политика в XXI веке должна опираться на прочный научный фундамент: «Это необходимо для того, чтобы приостановить распространение таких инфекционных болезней, как СПИД, положить конец распространению оружия массового поражения, избавить людей от бедности и вывести государства на путь устойчивого развития».
Ну что ж, все правильно. Непонятно лишь, почему тот же Пауэлл далеко не всегда считается с мнением авторитетных ученых и международных научных организаций при решении поистине судьбоносных для страны и мира вопросов? Как это было тогда, когда он на заседании Совета Безопасности ООН на полном серьезе выдавал пару ржавых автофургонов за угрожающие человечеству лаборатории по созданию химического оружия?