Не смогли или не захотели?

Из штата в штат
№30 (430)

Мы по привычке гордимся американской демократией, искренне веря в то, что выборы в нашей стране проходят без серьезных нарушений. Флоридский пересчет 2000 года? Да, бывают накладки, скажут мне, однако человеческий фактор здесь ни при чем. Эх, если бы...
Оказывается, серьезные нарушения избирательного процесса имеют место и в самой демократической стране мира. Об этом говорят факты, собранные адвокатами – членами организации Lawyers’ Committee for Civil Rights Under Law. Что же им удалось установить?
Попытки запретить регистрацию потенциальных избирателей (voter-registration suppression) отмечались в Джорджии и Аризоне; обработка поданных заявлений со значительным опозданием имела место в Вирджинии, Флориде, Луизиане и некоторых других штатах.
В качестве примера запрета на регистрацию можно привести конфликт в Университете им. Джорджа Мейсона (Вирджиния). Суть его состояла в нежелании Board of Election принимать избирательные регистрационные формы от студентов (в основном это были представители национальных меньшинств) на том основании, что они указывали в них в качестве своего постоянного места жительства адрес университетского кампуса. Студенты поступили в соответствии с законом штата, и отказ в регистрации был ничем иным, как откровенным произволом властей.
К нарушению избирательных прав граждан можно отнести и грубые ошибки (ошибки ли?) при составлении списков избирателей, например тех, кому запрещено в ряде штатов голосовать из-за совершенных ими прежде уголовных преступлений.
Например, во Флориде, одном из ключевых штатов нынешней президентской гонки, недавно был составлен подобный список, в который внесли 48 тысяч фамилий. И разразился громкий скандал. Оказалось, что в него попало несколько тысяч избирателей, которым простили прежние грехи и голосовать разрешили. Трудно поверить, что во флоридской избирательной комиссии об этом факте ничего не знали.
Но это – цветочки ягодки - впереди. Выяснилось, что в список граждан, пораженных в правах, занесли всего 61 испаноязычного жителя Флориды, а афроамериканцев 22 тысячи. И это при том, что число испаноязычных, осужденных за серьезные правонарушения (felony), на самом во много раз больше.
Здесь уместно заметить, что во Флориде испаноязычные, в первую очередь это кубинские иммигранты, более расположены к республиканцам, а афроамериканцы – к демократам. Зарегистрированных испаноязычных республиканцев на 100 тысяч больше, чем их соплеменников – однопартийцев Джона Керри. Между тем 90 процентов зарегистрированных черных избирателей – демократы. Если мы вспомним, что преимущество Джорджа Буша над Алом Гором составило всего 537 голосов (официальная версия), то можно представить, какой урон мог быть нанесен Джону Керри в самом южном штате нашей страны, если бы все осталось шито-крыто. Как пишет «Нью-Йорк таймс», журналистское расследование показало, что из 48 тысяч «лишенцев» 28, 025 тысяч – зарегистрированные демократы, республиканцев намного меньше - 9, 251. Что интересно, в июне нынешнего года Флорида приняла закон, требующий от граждан в случае совершения избирательной комиссией ошибки самостоятельно добиваться восстановления своих прав. Закон, по сути, освободил чиновников от всякой ответственности.
И все-таки, каким же образом в списке, состоявшем из 48 тысяч фамилий, оказалось так мало испаноязычных граждан, имевших нелады с законом? И сотрудники избирательной комиссии, и представители администрации брата президента, губернатора Джеба Буша в один голос заявляют, что они не при чем. Николь Де Лара, пресс-секретарь Гленды Худ, назначенной на пост секретаря штата (Florida secretary of state) Джебом, заявила, что критерии, на основании которых составлялся список, были согласованы с заинтересованными сторонами, представлявшими интересы государства и бывших заключенных. Вот и Джил Братина, пресс-секретарь губернатора подчеркнула, что ее патрон действовал в соответствии с законом.
Между тем адвокаты, представлявшие интересы флоридских «лишенцев» отметили, что никто им доступа к составляемым спискам не предоставил, лишив возможности откорректировать возможные ошибки властей. Но даже если бы их к ним и допустили, нарушения все равно имели бы место.
Причина – метод отбора бывших заключенных для составления запретительного списка. Он очень прост: если имя, фамилия и год рождения бывшего зека совпадают, а раса или этническая принадлежность - нет, то его из списка исключают. Однако база данных правоохранительных органов в штате Флорида имеет только пять категорий: белые, черные, выходцы из стран Азии, американские индейцы, а также те, чье расово-этническое происхождение считается неустановленным (unknown). Вот и выходит, что если испаноязычные, имевшие судимость, зарегистрировались для участия в выборах как “Hispanic” они благополучно избегают занесения в «черный список».
Как заявила представительница Florida Department of Law Enforcement Кристин Перезхула, в базе данных ФБР на лиц, совершивших серьезные правонарушения, категория “Hispanic” никогда не присутствовала.
Проблемы со списками граждан, лишенных по ошибке избирательных прав, имели место и в 2000 году. Джеб Буш дал слово, что подобные безобразия, мягко говоря, больше не повторятся. Однако после того как две недели назад суд обязал избирательную комиссию сделать списки достоянием гласности, оказалось, что обещание губернатора осталось невыполненным, а гражданские права тысяч людей, которые имели право голосовать, - нарушенными.
Выше мы приводили пример сознательного ограничения избирательных прав студентов в Вирджинии, подобные случаи имели место в нынешнем году также в Висконсине и Миннесоте.
Адвокаты из Lawyers’ Committee for Civil Rights Law указывают в своем отчете и на практику запугивания черных избирателей в ряде штатов, таких как Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси. Конечно, не в прямой форме, а в виде распространяемых на дом листовок. В них говорилось, что избиратель должен хорошо подумать перед тем, как он отправится на избирательный участок: не забыл ли он оплатить штраф за парковку или за нарушение правил уличного движения, не имеет ли он задолженности по квартплате или по алиментам. То есть, людям намекали, что появившись на избирательном участке, они могут иметь серьезные неприятности.
В некоторых штатах, в первую очередь в Огайо, Пенсильвании и Флориде, получила широкое распространение практика позднего открытия и раннего закрытия избирательных участков в районах компактного проживания представителей национальных меньшинств.
В отчете адвокатов из Lawyers’ Committee есть и другие факты нарушения избирательных прав граждан, но чтобы сделать соответствующие выводы, хватит и тех, что мы привели. Трудно не согласиться с исполнительным директором этой организации, Барбарой Эрнвайн, заявившей, что специальное подразделение Минюста - Voting Section of the Civil Rights Division - несет прямую ответственность за то, что так и не смогло устранить проблемы с нарушениями конституционных прав граждан в тех или иных штатах.
Не смогло или не захотело? Вот в чем вопрос.

* * *
Еще одним подтверждением проблем, существующих в американской избирательной системе, стал отчет (Asian-American Access to Democracy), подготовленный сотрудниками Asian American Legal Defense and Education Fund. В этом документе обращается внимание на откровенное нежелание отдельных работников New York Board of Elections помочь американским гражданам китайского и корейского происхождения исполнить свой гражданский долг.
«Как и представителями национальных меньшинств во время президентских выборов 2000 года во Флориде, - подчеркивают составители отчета, - выходцам из стран Азии, - гражданам США, пришлось столкнуться с дискриминационными барьерами во время избирательной кампании 2003 года».
Здесь следует заметить, что закон (Voting Rights Act), обязывает работников избирательного участка оказывать помощь американским гражданам, не владеющим хорошо английским языком.

Какие же нарушения были зафиксированы представителями фонда?

Сотрудники избирательных участков, говорится в отчете, проявляли грубость, враждебность, позволяли себе унизительные ремарки в отношении китайских и корейских избирателей, обращавшихся к ним с теми или иными вопросами.

Не имея на то права, сотрудники избирательных участков требовали от выходцев из Азии документ, удостоверяющий их личность.

Многие из пришедших на избирательный участок натурализованных граждан не могли ознакомиться с переведенными на их родной язык инструкциями, объясняющими, как работают машины для голосования, по одной простой причине: к ним практически невозможно было подобраться.

Если в избирательных списках не оказывалось имени, пришедшего проголосовать человека, то с ним просто не желали разговаривать, заявляя, что он может идти домой.

Какова же реакция на этот отчет чиновников из New York Board of Election?

«Данные отчета сгущают краски, - заявил глава этой организации Джон Равитц. - Даже если на отдельных избирательных участках нарушения действительно имели место, сотрудникам фонда следовало связаться со мной или моими заместителями. Мы бы решили все проблемы».
Совершенно верно, г-н Равитц, после драки кулаками не машут, хотя трудно поверить, что вы, до момента публикации “Asian-American Access to Democracy” находились в полном неведении того, что происходит в вашем хозяйстве. Как бы там ни было, остается надеяться, что на выборах в ноябре сего года подобные безобразия уже не повторятся.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir