ШКОЛЬНИКИ НЫНЧЕ В МОДЕ
От драфта НБА-2004 поклонники баскетбола Северной Америки чудес не ждали. Всем было отлично известно, что таких феноменов, как Леброн Джэймс или Кармело Энтони, привлекших всеобщее внимание год назад, в этот раз не будет. Эксперты были уверены в том, что традиционная процедура отбора молодых талантов станет самой бледной за последние три года. Большинство из них предсказывали, что все самое привлекательное завершится после третьего номера. А дальше нужно будет положиться на стечение обстоятельств. По большому счету так и произошло.
Главная интрига с самого начала сводилась к одному , кто будет выбран под первым номером – 18-летний школьник Дуайт Ховард или победитель студенческого баскетбола последнего сезона в составе Университета Коннектикут 21-летний Эмека Окафор. Оба бесспорно талантливые ребята. Оба играют на позиции большого форварда, но в зависимости от ситуации могут выполнять и функции центрового.
Как это получается у выходца из Нигерии Окафора, поклонники баскетбола страны убедились, наблюдая за ходом студенческого чемпионата, – Эмека предстал настоящим лидером и внес весомый вклад в успех своей команды. При этом по нынешним меркам он вовсе не соответствует центровому – рост Окафора всего 208 сантиметров. Даже в студенческом баскетболе есть парни значительно выше его. Зато он отлично сложен, силен физически, быстр, прыгуч, техничен и наделен мягким кистевым броском.
Все это позволяет ему с одинаковым успехом действовать как под щитом, так и по всей ширине площадки. Главное достоинство Окафора – игра в обороне: 11,5 подбора и 4,1 блока – таковы его средние показатели за матч. Ему могут позавидовать даже коллеги из НБА. И то, что его включили в олимпийскую сборную США , свидетельствует о его мастерстве. Кстати, по манере игры Окафора многие сравнивают с Алонзо Морнингом.
А вот Дуайт Ховард (рост 211 сантиметров) менее известен широкому кругу болельщиков. Но в последнее время пресса широко разрекламировала парня, способного играть на всех позициях в передней линии и решившего шагнуть из школьного баскетбола в НБА. Тем самым он последовал примеру Кэвина Гарнэтта, Коби Брайанта, Трэйси Макгреди, Джермэйна О,Нила, Амара Стадмайера и Леброна Джеймса. Как сложится профессиональная карьера Ховарда, предсказать очень трудно.
Стоит вспомнить, что только Стадмайер и Джеймс проявили себя с лучшей стороны в первом же своем сезоне в сильнейшей баскетбольной лиге мира. Остальным на притирку потребовалось по два-три года. Например, Макгреди и О’Нила на драфте выбрали соответственно «Торонто рэпторс» и «Портленд трейлблэйзерс», но игроками звездного калибра они стали в других командах - «Орландо мэджик» и «Индиана пэйсерс».
Можно перечислить множество случаев, когда юные дарования, миновавшие студенческий этап, полностью затерялись в клубах НБА. Поэтому эксперты видели главное преимущество Окафора в том, что он три сезона отыграл за Университет Коннектикут и накопил достаточный опыт, который поможет ему быстро адаптироваться в профессиональной Лиге.
Однако руководство команды «Орландо мэджик» имело на этот счет свое мнение. На драфте НБА, который проходил на прошлой неделе в малом зале «Мэдисон-Сквер-Гарден», оно выбрало под первым номером вчерашнего школьника Дуайта Ховарда. А команда- новичок НБА «Шарлотт бобкэтс», выбиравшая второй, не упустила возможность заполучить Эмеку Окафора.
Кстати, за пару дней до этого новый клуб Североамериканской баскетбольной Лиги подписал контракт с первым игроком – форвардом сборной Сербии и Черногории Предрагом Дробняком, выступавшим в прошлом сезоне за «Лос-Анджелес клипперс» (до этого он играл в «Сиэтл суперсоникс»). Затем на драфте расширения «Бобкэтс» пополнили свой состав «незащищенными» баскетболистами, выставленными на «распродажу» другими командами.
Менеджмент «Бобкэтс» сделал логичный акцент на «недорогих», но перспективных игроков: Джахида Уайта («Финикс санс»), Маркуса Фэйзера («Чикаго буллс»), Джейсона Капоно («Кливленд кавалиерс»), Джеральда Уоллеса («Сакраменто кингс»), Джамала Сэмпсона («Лос-Анджелес лейкерс»), Джэй-Ар Бремера («Голден-Стэйт уорриорс») и грузина Зазу Пачулия («Орландо мэджик»).
Под №3 на драфте прошел бывший партнер Окафора по Университету Коннектикут защитник Бэн Гордон. Его выбрали «Чикаго буллс».
Другая особенность прошедшего драфта заключается в том, что клубы НБА проявили небывалую заинтересованность к вчерашним школьникам. В первом круге их было выбрано 8/!/. Рекорд НБА.
В то же время, вопреки устоявшейся в последнее время традиции, весьма непредставительной оказалась иностранная колония. В первом раунде прошли всего 6 неамериканских баскетболистов. Причем впервые с 2000 года в престижную десятку не вошел ни один легионер. А вторую десятку открыл большой форвард из Латвии 18-летний Андрис Биендринс (рост 211 сантиметров).
Зато в третьей десятке были выбраны сразу три баскетболиста из России – впервые в истории НБА. До драфта-2004 единственным россиянином, выбранным в первом круге, оставался форвард Андрей Кириленко, которого в 1999 году под №24 получили «Юта джаз». Отныне можно будет говорить о «русской колонии». В этот раз под №21 «Джаз» выбрали 19-летнего центрового Павла Подкользина (рост 223 сантиметра), последние два сезона отыгравшего в итальянском клубе «Варезе». №22 и №23 получили партнеры по московскому ЦСКА форварды Виктор Хряпа (в прошлом году он также в самый последний момент отказался от участия в драфте) и Сергей Моня, которые получили приглашение соответственно от «Нью-Джерси нетс» и «Портленд трейлблэйзерс». Но тут же эти команды между собой провернули сделку, в результате которой Хряпа стал одноклубником Мони в Портленде. По мнению специалистов, ни одному из них не гарантировано место в составе «Трейлблэйзерс» и россияне отыграют очередной сезон за ЦСКА.
Кстати, Подкользину предрекали более высокий номер. В Америке о нем заговорили еще год назад после удачных индивидуальных смотрин в нескольких клубах НБА. Но накануне драфта он снял свою кандидатуру, посчитав целесообразным отыграть в Европе еще один сезон.
В этот раз к нему особый интерес проявляли «Даллас маверикс». Вероятность такого исхода возросла, когда за день до драфта «Маверикс» совершили крупную сделку, отправив в «Вашингтон визардс» лучшего запасного прошлого чемпионата Антуана Джэймисона, получив за него Джерри Стэкхауса с Кристианом Лэтннером и право выбора под №5, который техасская команда планировала использовать в столь желаемом обмене с «Лос-Анджелес лейкерс» на Шакила О’Нила.
Однако генеральный менеджер и главный тренер «Маверикс» Дон Нилсон, не скрывавший своих симпатиий к Подкользину, сменил акценты и прошел мимо сибирского гиганта. Следом один за другим продолжали игнорировать Павла и другие клубы. Пока о своем выборе не объявили «Юта джаз». Однако партнером Кириленко он оставался всего несколько часов – «Даллас маверикс» в очередной обменной сделке все же заполучили русского баскетболиста.
По мнению обозревателей, владелец «Маверикс» Марк Кьюбан надеется выменять у «Лейкерс» Шакила О’Нила, и Подкользин может стать частью компенсации. По предварительным данным, лосанджелесцы согласны отпустить своего центрового лишь в том случае, если получат большого форварда Дирка Новицки.
Со своей стороны, Кьюбан объявил, что немецкий баскетболист не подлежит обмену. «Маверикс» готовы предложить «Лейкерс» кого-нибудь из своих лидеров - Энтуана Уоккера, Майка Финли, Стива Нэша или молодых надежд - Джоша Хаворда и Маркуса Дэниэлса или вновь приобретенных - Подкользина, Стэкхауса и Лэттнера.
Следует отметить, что Стэкхаусом интересуются «Нью-Йорк никс». Взамен они предлагают Курта Томаса. Однако кандидатура последнего руководство «Маверикс» не привлекает.
На драфте «Никс» не имели права выбора в первом круге. Это право они отдали минувшей зимой «Финикс санс» в обменной сделке, которая позволила получить Стэфона Мэрбери и Пенни Хардуэя. Так что у генерального менеджера Азейи Томаса прошедшее мероприятие не вызывало никакого интереса. Он готовился к переговорам со свободными агентами.