В столице Вирджинии – «дух юга» и сила справедливости

Статьи наших авторов
№28 (428)

Вирджиния, как известно, была первой английской колонией на американском материке. Затем она оказалась в числе тех 13 штатов, которые, объединившись, провозгласили свою независимость от британской короны. Вирджиния дала Америке множество выдающихся людей, в том числе восьмерых президентов, причем из первых четырех - трое были ее уроженцами. Самым знаменитым из них, конечно, является Джордж Вашингтон.
В столице своего штата Ричмонде около Капитолия вирджинцы поставили этому выдающемуся человеку замечательный памятник, который представляет собой монументальное сооружение в неоклассическом стиле высотой 20 метров. Американский скульптор Томас Кроуфорд, выигравший конкурс на создание памятника, трудился над ним семь лет. По завершении работы монумент был отлит в Мюнхене и доставлен в Америку на корабле.
По плану конная статуя Джорджа Вашингтона должна была быть установлена на высоком гранитном постаменте, окруженном шестью меньшими по размеру статуями выдающихся вирджинцев, его современников. Однако Кроуфорд умер за год до открытия памятника, не завершив работу над ним. К тому времени были отлиты только две статуи – Патрика Генри, которому принадлежит знаменитый слоган: «Дайте мне свободу, или дайте мне смерть!» и Томаса Джефферсона - автора Декларации независимости.
Завершил работу над статуями остальных четырех выдающихся вирджинцев - сподвижников Вашингтона - Эндрю Льюиса, Томаса Нельсона, Джорджа Мэсона и Джона Маршалла - скульптор Рэндолф Роджерс. В 126-ой день рождения первого президента Соединенных Штатов Америки, то есть в 1858 году, памятник был торжественно открыт при огромном стечении народа. Он и сейчас впечатляет своей необычностью и величием.
Столица Вирджинии Ричмонд имеет долгую историю, но самое интересное в ней, с моей точки зрения, то, что город помнит времена, когда он был столицей целого государства, возникшего из 11 южных штатов, отколовшихся от остальной страны. Это были Конфедеративные Штаты Америки. Самопровозглашение этого государства привело к кровопролитной гражданской войне 1861-1865 годов, в результате которой армия южан была разгромлена и единство страны сохранено.
Но как это ни покажется странным, в бывшей столице бывшей Конфедерации есть улица, посвященная южанам - участникам Гражданской войны. Причем это одна из красивейших улиц города и единственная в США, объявленная национальным историческим памятником. Это улица Монументов, проходящая через исторический центр Ричмонда.
Я видел очень много памятников, особенно в Нью-Йорке, установленных в честь победителей-северян. Это известные, думаю, всем нью-йоркцам монументы генералам У.Гранту, Т.Шерману, Ф.Зигелю, Д.Баттерфилду, Э.Фовлеру, Г.Слокуму, адмиралу Д.Фэррагуту и многим другим. Но существование улицы Монументов с памятниками побежденных оказалось для меня большим сюрпризом. Фактически это широкий бульвар, две полосы которого вымощены брусчаткой и разделены проходящей между ними великолепной аллеей с установленными на ней памятниками. Прекрасные, сложенные из кирпича, невысокие дома, построенные в самых разных архитектурных стилях, придают улице вид музея под открытым небом.
Ее появление связано с желанием южан увековечить память своего наиболее выдающегося героя, генерала Роберта Ли, который был блестящим стратегом и единственным человеком, получившим предложение от обеих противоборствующих сторон возглавить их армии. Первоначально такое предложение ем.у было сделано президентом Авраамом Линкольном, но Ли отказался и уехал на свою родину в Вирджинию, где и возглавил армию Конфедеративных Штатов Америки.
Когда идея увековечения его памяти была опубликована в печати, она получила широкую эмоциональную и финансовую поддержку. Деньги на строительство монумента были собраны в кратчайшие сроки.
На открытие памятника генералу Роберту Ли, которое состоялось 29 мая 1890 года, то есть всего через 25 лет после окончания Гражданской войны, в Ричмонде собрались сотни тысяч людей.
Успех мероприятия оказал целебное воздействие на уязвленную гордость южан и побудил их воздвигнуть еще четыре статуи своих знаменитых земляков.
Следующим, в мае 1907 года, был открыт памятник генералу Джеймсу Стюарту – легендарной фигуре в армии Конфедерации. Он считается одним из величайших кавалерийских командиров Америки. Стюарт участвовал во всех основных битвах Гражданской войны, а погиб в 1864 году совсем молодым вовсе не в боевой схватке. Он изображен в его знаменитой шляпе с плюмажем и широкой накидке.
Всего лишь через месяц того же 1907 года состоялось открытие памятника Джефферсону Дэвису – первому и единственному президенту Конфедерации. Д.Дэвис был замечательным оратором и известным политиком. Он являлся представителем штата Миссисипи в Конгрессе, а затем в Сенате США, а в 1853-57 годах занимал пост военного министра. Дэвис был ревностным защитником особых прав южных штатов и сторонником сохранения института рабовладения. После поражения в войне он отсидел в тюрьме, ушел из политики и дожил до глубокой старости. Умер он в 1889 году в Новом Орлеане, где и был похоронен. Через четыре года его останки были перезахоронены в Ричмонде. Грандиозный монумент, посвященный Джефферсону Дэвису, ограничивает дугообразная колоннада из 13 дорических колонн, символизирующих 11 отделившихся штатов и еще два, которые прислали своих представителей в Конгресс Конфедерации.
Генералу Томасу Джексону, который имел прозвище “Stonewall” – каменная стена, памятник был установлен в 1919 году. Джексон получил свое почетное прозвище за храбрость, проявленную в первой битве Гражданской войны, во время которой его полки стояли, как каменная стена. Генерал Джексон сыграл решающую роль в крупнейших победах южан на первых этапах войны. Он погиб от нелепой случайности, когда часовой, не разглядев в темноте своего командира, застрелил его.
Наконец, последний памятник был поставлен морскому офицеру и выдающемуся ученому с мировым именем Мэттью Мори в 1929 году. До войны он служил руководителем департамента картографии и приборов Морского ведомства Соединенных Штатов в Вашингтоне и был одним из основоположников современной океанографии. В первые же дни разрыва между Севером и Югом он уволился из Морского ведомства и приехал на свою родину в Вирджинию, где принял предложение стать главнокомандующим военно-морскими силами Конфедерации.
После возведения всех этих монументов обычная ричмондская улица превратилась в один из самых красивых бульваров страны. Глядя на его пышность и величие, не сразу ответишь на вопрос, кто же победил в Гражданской войне.
Это обстоятельство смущает умы многих американцев, да и не только их. Ведь что бы ни говорили об эстетической красоте монументов, установленных вдоль улицы, прекрасной архитектуре ее домов и церквей, она в конечном счете является памятником Конфедерации.
С течением времени многие жители юга стали понимать, что прославление тех, кто боролся за сохранение института рабовладения, должно быть как-то уравновешено признанием заслуг людей, которые боролись за равные права для всех.
В ноябре 1991 года один из членов муниципального совета Ричмонда внес предложение поставить на улице Монументов еще два памятника известным аболиционистам, чтобы как-то сбалансировать впечатление от улицы.
Защитники этой точки зрения, оказавшиеся поначалу в меньшинстве, считали, что появление этих скульптур могло бы залечить старые социальные раны. Однако в глазах лоялистов-южан их добавление могло лишь только нарушить чистоту памяти о том, что называлось «Старый Юг».
Через два года дебаты разгорелись вновь в связи с обсуждением возможности поставить на улице Монументов памятник уроженцу Ричмонда, выдающемуся афро-американскому атлету и общественному деятелю Артуру Эшу, который был профессиональным теннисистом, выигравшим 51 раз высшие теннисные награды, включая открытые турниры Австралии, Соединенных Штатов и Уимблдона. Окончив профессиональную спортивную карьеру, он включился в активную борьбу против расовых привилегий, бедности и социальных стереотипов, получив на этом поприще широкую известность.
В этом случае южане и немало северян голосовали одинаково против этой идеи. Многие американцы, живущие далеко от этой улицы и чувствующие отвращение к группе людей, которые разорвали нацию на две части вследствие их расистской идеологии, считали, что спортивные и человеческие достижения Артура Эша будут обесценены, если установить его статую в компании его исторических угнетателей и притеснителей. Южане же, напротив, считали, что статуя Эша обесценит то, что они называют «духом юга».
Интересно, что ни у кого не возникало вопроса, сооружать ли бронзовый памятник Эшу или нет, дискуссия велась лишь о том, где его ставить. Тем не менее, статуя Эша в 1996 году была все-таки установлена в самом начале улицы Монументов.
Увидев этот во многих отношениях необыкновенный бульвар, я невольно задался вопросом, а почему в России нет памятников белым генералам и адмиралам – Деникину, Врангелю, Юденичу, Корнилову, Колчаку и многим другим? Ведь они не только сражались против большевиков, но и были героями Первой мировой войны, верой и правдой служившими своей родине.
Все объясняется нетерпимостью и злопамятством. Большевики не простили не только белых генералов и их родственников, близких и далеких, но и мелкую сошку преследовали и гноили до седьмого колена.
А вот другой исторический факт. Цитирую несколько строк из недавно прочитанной мною книги воспоминаний Зинаиды Гиппиус «Живые лица»: «В то лето (видимо 1920 или 21 год) мы, по совету многих, поехали в Висбаден, оккупированный тогда французами. Там было очень хорошо, - как всегда на немецком курорте. Оккупация ничего не нарушала, население было совершенно спокойно, без всякой вражды к оккупантам, даже когда по улицам с музыкой проходили войска победителей».
Мне тут же невольно пришла в голову мысль о сегодняшней ситуации в побежденном и оккупированом Ираке. Насколько это все отличается от того, что было в Европе! А ведь Первая мировая война была куда более жестокой, в том числе и по отношению к мирному населению, чем молниеносная война в Ираке. Откуда же такая ненависть к американцам, стремящимся поднять уровень жизни коренного населения страны и дарующим им свободу? Суть коренится в разнице мировосприятия, в глубине пещерного невежества и фанатичности людей, которым свобода и не нужна вовсе.
То же относится и к талибам, которые разрушили в Афганистане изваяния Будды, насчитывавшие полторы тысячи лет – религиозная нетерпимость и фанатизм побудили этих дикарей взорвать бесценные памятники культуры человечества.
Я уверен, что уважение чужого мнения, способность его выслушать и не отметать с порога, умение прощать и быть терпимыми, способность брать все лучшее у других и шагать в ногу со временем, а иногда и опережать его, сплотили американцев в единую нацию, которая добилась впечатляющих успехов благодаря именно этим качествам.
Проявив истинное великодушие по отношению к поверженным в жесточайшей гражданской войне, победители дали им возможность залечить свою пораненную гордость. В то же время расистская идеология была побеждена повсеместно. Подтверждением этому и может служить бульвар Монументов, на котором стоят памятники не только видным деятелям Конфедерации, но и знаменитому чернокожему вирджинцу Артуру Эшу – свободному человеку и выдающемуся гражданину Соединенных Штатов Америки.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir