ПЕЩЕРА ЛЮРЕЙ
Горная система Аппалачей протянулась вдоль восточного побережья Северной Америки более чем на две с половиной тысячи километров. На юге, в Вирджинии, самая высокая часть Аппалачей называется Аллеганскими горами. По своему происхождению они во многом сродни Уралу, и их вершины столь же относительно невысоки и сглажены. Но в этих зеленых, покрытых лесами горах, по склонам которых бегут многочисленные ручьи и речки, находится немало уникальных, удивительных по красоте и неповторимости творений природы.
Одним из них является пещера Люрей. Она была открыта в 1878 году Эндрю Кэмпбеллом и Бентоном Стеббинсом, которые, зная о наличии пещер в этих местах, активно занимались их поиском. И вот однажды, руководствуясь только им одним известными признаками, они, прокопав не очень длинный ход в склоне горы, обнаружили огромную полость в ее недрах. Никому не сообщив о своем открытии, они купили близлежащие земли по бросовой цене. В том же году после некоторого оборудования пещера была открыта для публики.
Однако через 3 года предыдущий хозяин в судебном порядке вернул себе свои прежние владения, выиграв тяжбу на том основании, что предприниматели скрыли истинную ценность приобретаемой земли. Позднее пещера - крупнейшая на восточном побережье США - была куплена железнодорожной компанией долины Шенандоа, а в 1905 году полковник Норскотт перекупил ее вновь. С тех пор она находится во владении этой семьи, принося ей немалый доход. Благодаря своим размерам и необыкновенной красоте «начинки», Люрей стала одним из известнейших туристических аттракционов, привлекая в год до полумиллиона посетителей, приезжающих сюда со всех концов страны, чтобы посмотреть на это чудо природы, объявленное Национальным природным памятником Америки.
Кстати, Норскотт нашел своей пещере и еще одно, весьма необычное применение. Пробурив широкое отверстие в пещеру из своего дома, который он возвел прямо над ней, изобретательный полковник оказался владельцем первого в Америке дома с центральным кондиционированием. Воздух, поступавший из подземелья в комнаты через этот ход, всегда был чист, свеж и прохладен, несмотря на жаркое и влажное вирджинское лето.
Мне довелось погулять по многочисленным залам и переходам этой пещеры вместе с толпами других туристов. Нельзя не признать, что это впечатляющее зрелище. За миллионы лет неустанных неспешных, кропотливых трудов природа создала необыкновенное произведение, в котором человек сумел выделить все самое прекрасное и интересное. Пещера обустроена по американским стандартам: наиболее красивые места ярко подсвечены, причем проводка совершенно не видна, вдоль всех дорожек протянуты надежные металлические поручни, а сами дорожки выложены кирпичом или залиты рубчатым бетоном, чтобы, не дай бог, кто-нибудь из туристов не поскользнулся на влажном полу и не упал. В самых красивых залах и у самых интересных объектов стоят гиды из числа местных студентов, которые рассказывают о тех или иных достопримечательностях и особенностях пещеры.
Так, от них я узнал, что на выращивание одного кубического инча сталактита или сталагмита требуется от 120 до 300 лет. Самые большие формации в пещере росли семь миллионов лет. Дождевая вода, просачиваясь сквозь горные породы, растворяет разнообразные соли, а затем, капая с потолка пещеры и испаряясь, оставляет после себя минеральные натеки, которые в виде непрозрачных каменных сосулек, окрашенных в основном в желто-ржавые тона, свисают с потолка или растут с пола навстречу друг другу. Соединяясь с течением времени на полпути, они превращаются в многофигурные высокие колонны, некоторые из которых напоминают формой камбождийские храмы.
В пещере есть немало причудливых формаций, которым даны разные имена, например, “Fish market”, где сталактиты, выросшие в ряд вдоль наклонной стены, похожи на мокрых серых рыб, выложенных на прилавок. Есть и очень оригинальное каменное образование, похожее на яичницу-глазунью, распластавшуюся на каменной сковородке.
В некоторых залах отдельные скопления сталактитов удивительно напоминают огромные, неровно обрезанные понизу занавесы, сделанные из толстой ткани, широкими, продольными складками свисающей с потолка. Некоторые из этих складок полупрозрачны.
Впечатляют маленькие, очень мелкие озерца, а точнее лужицы с настолько прозрачной, кристально чистой водой, что в ней, как в зеркале отражаются свисающие с потолка сталактиты, создавая иллюзию объема, когда со дна к ним тянутся их симметричные отражения. Встретив первое такое озерцо, я обманулся, так как воду просто не увидел и решил, что это от пола навстречу свисающим с потолка сталактитам растут их близнецы. Есть там и «Озеро мечтаний», глубина которого составляет всего примерно полметра, но вода столь прозрачна, что скальные формации, отражаясь в ней, дают обманчивый эффект многометровой глубины. Около этого озера всем предлагают загадать желание и, чтобы оно исполнилось, бросить в воду монетку, что я и сделал. Рядом с этим поистине волшебным водоемом укреплен большой щит, на котором указано, сколько денег было извлечено из него в разные годы. Так, например, в 2002 году в воду накидали монет на сумму в 187 тысяч долларов. Данных за 2003 год нет, видимо, монеты все еще считают. Добытые таким образом деньги расходуют на охрану и обустройство пещеры, а также на некоторые другие цели. Насчет же исполнения желаний ничего не написано.
Наконец, апофеозом люрейских чудес является огромный подземный зал, потолок которого столь высок, что больше похож на своды собора, чем на полость в пещере. В нем находится самый большой в мире музыкальный инструмент, который называется «Stalacpipe Organ». В 1954 году изобретатель Леланд Спринкл высказал идею создания в пещере своеобразного органа, в котором вместо воздушных труб предполагалось использовать сталактиты. Звуки там извлекаются с помощью молоточков, которые, ударяя по каменным сосулькам, вызывают вибрацию послед-них. Получив разрешение на строительство инструмента, Спринкл простукал несколько сотен сталактитов, пока не нашел чисто звучащие. Орган занимает площадь в 3,5 акра и запрограммирован на исполнение 20 различных мелодий. Он имеет также клавиатуру, на которой музыканты могут исполнять любые произведения. Стоя в огромном подземном зале среди притихших туристов, я слушал таинственно звучащую музыку, исполняемую на сталактитах. Орган звучал на удивление мелодично. Это завораживало, несмотря на то, что с потолка пещеры на головы слушателей нет-нет, да и капала холодная вода. И не только в этом зале.
Особенно почему-то доставалось моему лысоватому спутнику. Чуть не каждую минуту он отмечал падение очередной капли. – И все время в одну и ту же точку, - удивлялся он. К концу нашего тура я отломал от его темечка небольшой сталагмит. – Хорошо, что я во-время его заметил, - сказал я ему, - иначе пришлось бы тебе всем объяснять, что выросло не что-нибудь другое. В общем, там или здесь, но сталактиты и сталагмиты продолжают расти. Природные процессы в пещере идут, ни на минуту не останавливаясь.
Любуясь подземным царством пещеры Люрей, я вспомнил про другую большую пещеру, в которой мне довелось побывать с друзьями в начале семидесятых годов. Было это в Туркмении, где в отрогах Копетдага, на расстоянии около сотни километров от Ашхабада находится Бахарденская пещера. Спускались мы туда по досчатым мосткам, держась за туго натянутую толстую веревку. Дорога освещалась открытыми лампочками, проводка тянулась тут же. Тамошних каменных сосулек я не помню, зато хорошо врезалось в память расположенное на дне пещеры большое и глубокое, образованное бьющими здесь горячими ключами подземное озеро, в котором в те годы все желающие могли искупаться. А таковых было достаточно много. Теплая вода, обладающая целебными свойствами, попахивала сероводородом. Видимо, преисподняя была где-то совсем рядом. Запомнилось еще множество летучих мышей, которыми были увешаны каменные карнизы и потолок Бахарденской пещеры.
В пещере Люрей летучих мышей нет, так как туда так просто, с разбегу не влетишь. Попасть в ее чрево можно, только пройдя через магазин сувениров, после чего надо миновать несколько поворотов, где в конце последнего необходимо предъявить входной билет. Мышам, даже летучим, таких препятствий не одолеть. Для любознательных же людей – это прямой путь в сказку.
comments (Total: 2)