ИМ НЕТ ОПРАВДАНИЯ

Факты. События. Комментарии
№20 (420)

Самым заметным событием последних дней стал скандал, вызванный бесспорными свидетельствами об истязании иракских военнопленных в одной из тюрем Багдада. Описывать его нет смысла – мы все видели на телеэкранах, на газетных и журнальных страницах.
Фотографии бесстыдного глумления над людьми, сдавшимися на милость победителя, в мгновение ока облетели весь мир и легли темным пятном на американскую и британскую армии. Ведь солдаты коалиции пришли в Ирак не завоевателями, а освободителями от кровавого режима Хусейна. [!]
Иракцам обещали демократические законы, гражданские права, свободу и справедливость. И вдруг такое! Теперь это пятно предстоит смывать. Президент США Джордж Буш и британский премьер Тони Блэр поспешили высказать искреннее возмущение случившимся и принесли свои извинения. Непосредственных виновников ждет жесткое расследование и трибунал, косвенных – административные наказания. Преступное поведение тюремных охранников несомненно.
Тем удивительнее настойчивые попытки некоторых электронных средств массовой информации, вещающих в Нью-Йорке на русском языке, представить события в багдадской тюрьме Абу-Граиб чуть ли не невинными шутками. Дескать, публикации об истязании пленников – это преувеличения падких на сенсации американских журналистов. Ну позабавились немножко солдаты, соскучившись по дому, эко дело! Да и вообще война есть война, а враг, даже если он сдался, все равно врагом остается, и никакой пощады ему быть не должно. Под дирижерскую палочку радио- и телеведущих десятки, а может, и сотни наших соотечественников втягиваются в так называемые «интерактивные голосования» на тему, хорошо или плохо поступали охранники в Багдаде. И большинство, как это ни дико звучит, готово полностью оправдать преступников.
А каков, собственно, повод для голосования? По существу-то речь о том, надо ли соблюдать Женевские конвенции, подписанные всеми странами 12 августа 1946 года, или пришло время отбросить их в сторону. Не думаю, что у кого-либо из ведущих хватило бы цинизма именно так поставить вопрос. Нет, ни за что бы не решились. А так, играя в собственное прекраснодушие и рассчитывая на слабую память слушателей и зрителей, можно Женевские конвенции не поминать, будто речь идет совсем о другом.
Еще более удивительно, что почти все эти радио- и телеведущие сейчас, в предвыборную пору, твердо стоят за кандидатуру Буша, называют себя верными его сторонниками. И одновременно остро критикуют президента за его реакцию на события в багдадской тюрьме: слабость проявил президент, не надо было извиняться, не за что.
После долгого пребывания в условиях несвободы мы, выходцы из СССР, нередко упиваемся возможностью высказывать свое мнение по любому поводу, крутим фактами как нам вздумается, торопимся желаемое представить как реальность. Куда любому президенту или премьеру до нас! На их месте да с их силами мы бы давно пригнули к земле всех и каждого, кто осмелится перечить, кто не оказывает нам должного почтения. И как-то незаметно исчезает из сознания многих, что мы лишь часть огромного мира и вовсе не его властелины, что с мнениями и суждениями других стран и народов приходится считаться. Никакой президент такого недомыслия себе позволить не может. Если он перестает учитывать реалии, отдается милым сердцу фантазиям - быть беде.
Бушу, конечно же, трудно дались извинения, но он их принес – американскому народу, иракцам, всему миру. Осуждать его за это, по меньшей мере, безнравственно. Точно так же, как оправдывать группку негодяев, опозоривших честь американского и британского военного мундира. Имена семерых из них уже названы в прессе. Это «сладкая парочка» Линди Ингланд и Чарльз Гренер, это Сабрина Хэрман, Джевил Дэвис, Джереми Сивитс, служивший и на гражданке тюремщиком Ван Фредерик и Джозеф Дерби. Все из 372-го подразделения военной полиции. Еще шесть подозреваемых тоже находятся под следствием.
Разумеется, о мере их вины существуют разные мнения. Многие возлагают долю ответственности и на высокое начальство, вплоть до министра обороны Рамсфелда. На днях в Палате представителей и Сенате США звучали голоса, требующие отставки министра. Однако Буш и вице-президент Чейни твердо выступили в его защиту. Возможно, они отчасти правы. Доналд Рамсфелд – фигура отнюдь не самостоятельная. Он всего лишь чиновник, пусть и высокого ранга. Формально он подчинен президенту, но хорошо известно, что все решения Пентагон принимает под жестким контролем вице-президента Дика Чейни и при непременном участии первого заместителя министра Пола Вулфовица. Было бы до крайности несправедливо предъявлять обвинения одному только Рамсфелду, разматывать же клубок дальше - значило бы зайти слишком далеко.
Впрочем, американская пресса, безоговорочно осуждая группку негодяев охранников, зайти «слишком далеко» не боится. Последние номера журналов «Ньюсуик» и «Ю.эС. Ньюс энд Уорлд Репорт» изобилуют публикациями, доказывающими, что случившееся в тюрьме Абу-Граиб – одна из крайностей общего иракского кризиса. Даже если так оно и есть, вины с глумливых истязателей в военной форме это не снимет. Бросаться на их защиту – дело во всех отношениях недостойное.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir