ТАЙНИК В МУЗЕЕ ШАХМАТ

Шахматно-шашечный клуб
№20 (420)

На вопрос викторины конкурса «СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ» (РБ, 12) Владимир СИМОНОВ из С.-Петербурга прислал довольно любопытный ответ: «Понятен негативный смысл, который автор рассчитывал услышать от читателей. Дальше – ничего, пустота, одни гнойники. Не случайно своего «великого человека» Ю.Мамлеев назвал - Петя Гнойников. Всё этим сказано. Я знаком немного с творчеством писателя, и мне кажется, что и в рассказе, и в своем романе «Московский гамбит» автор высмеивает тех, кто шахматы насаждал как идеологическое оружие взамен религии – «опиума для народа». Интересно бы узнать, кому принадлежала идея позорного лозунга, «украшавшего» Колонный зал Дома Союзов в Москве в дни Международного турнира 1936 года: «Догнать и перегнать капиталистические страны в области техники шахматного искусства!» Подобные лозунги, на мой взгляд, одно стыдобище...
По теме конкурса хочу рассказать о музее, который многие годы находился в одной из квартир в центре тогда еще Ленинграда.
В начале перестройки (примерно в 1986 году) мне посчастливилось познакомиться с интересным человеком. Александр Васильевич Соколов, несмотря на свои «75 с гаком», не производил впечатления уставшего от жизни, обремененного букетом хворей. «Коллекционирую шахматы и сопутствующие им аксессуары, – сказал он при первой встрече. – Коллекции скоро минет 100 лет. Начинал ее отец. Теперь вот ищу, как бы передать эти сокровища в хороший музей». Не долго думая, я согласился помочь доброму человеку, но прежде хотелось полюбоваться сокровищами, взглянуть на них хотя бы одним глазком. Спустя какое-то время оказался в гостях у потомственного коллекционера. Твердо могу сказать, что ничего подобного в своей жизни я раньше никогда не видел. Передо мной открылся неповторимый мир.
В шкафу за стеклом множество шахматных фигур (из дерева и кости, фарфора и пластмассы, стали и бронзы, гипса и перламутра). Многоцветные и однотонные, потускневшие от времени, старые, потрескавшиеся, облупленные, и совсем новые, как будто только что вышедшие из рук мастера. Здесь были шахматы разных народов: русские, индийские, китайские, корейские, иранские, японские, монгольские, турецкие...
На письменном столе вещи, связанные так или иначе с шахматами: абажур на лампе напоминал шахматную корону, стакан для карандашей в виде ладьи, крышки на чернильницах – черная и белая пешки, и даже нож для разрезания бумаги с головой шахматного коня. На специальной подставке красовалась статуэтка богини шахмат Каиссы. Увидев, что я разглядываю статуэтку, коллекционер тут же рассказал историю ее возникновения: «В XVIII веке англичанин Уильям Джонс написал поэму о любви. Бог войны Марс пленился красотой нимфы. Она жила в лесу, звали ее Каисса. Что только ни делал Марс, чтобы вызвать у нее ответное чувство, но всё было безуспешно. И только когда он начал с нею играть в шахматы, сердце Каиссы растаяло. Такова вкратце история, как шахматы получили свою богиню». Я поблагодарил и продолжил осмотр музея.
В дальнем углу комнаты в массивном шкафу огромная библиотека. Увесистая книга польского писателя Ежи Гижицкого «С шахматами через века и страны» со множеством иллюстраций. Действительно, с шахматами попадаешь то в область живописи, то в мир литературы, то в музей истории, то в океан музыки... Одна книга почему-то лежит на верхней полке. Все остальные расставлены плотно в алфавитном порядке , одна к одной. А эта отдельно. «Избранные этюды А.А. Троицкого».
Рядом со шкафом в стене старинный изразцовый камин. На передней стенке вылеплены шахматные фигуры. Сбоку, на самом верху маленькая шахматная доска из светлых и темных квадратиков. На ней видны шахматные фигурки.
Над шахматным столом любопытная картина. В верхнем ее углу слева вздыбленный белый шахматный конь. По диагонали от него черный король, согнутый, пытающийся чем-то загородиться от взбешенного коня. Впечатление такое, будто король мечется по крепости, но выхода не находит. В крепости пожар, отсвет которого освещает искаженное страхом лицо короля.
В этот момент я почувствовал, что нахожусь в сказочном шахматном царстве. Но тут Александр Васильевич привлек мое внимание к картине в позолоченной раме. На ней старик в мундире за шахматным столиком. В руке он держит белого слона и хитро улыбается. Похоже, старик не играет, а анализирует позицию или решает шахматную задачу. Детали лица, одежды видны отчетливо, тщательно прорисованы все фигурки на доске. В углу картины дата - 1898 г. и неразборчивая подпись художника. Название полотна – «Спертый мат», автор - Е.Сатонина, Казань. Хозяин пояснил, что старик на картине - его отец Василий Александрович, большой любитель шахмат и страстный коллекционер.
Все сокровища занесены в солидный реестр «Каталог коллекции шахмат В.А. и А.В. Соколовых». На каждой странице каталога указан номер, дано фото и краткое описание. Например: «#478. Шахматы из слоновой кости. Покрыты цветными лаками и позолотой. Высота фигур 5 — 7 сантиметров. Италия. XVII век».
- Александр Васильевич, почему бы вам лично не обратиться со своей просьбой в солидный музей? – задал я вопрос, не дававший мне покоя. - Пусть не в Эрмитаж, но ведь это бесценная коллекция, а вдруг что-то случится. Пожар, в конце концов, да и домушники не перевелись еще.
- Да, обращался, и не раз, - с досадой ответил он. - В музее говорят, что сохранить коллекцию в целом виде не могут. Должны разложить по векам, странам. Но в таком раздробленном виде это уже не коллекция. Так, отдельные экспонаты. С этой коллекцией знакомились и шахматисты, и историки, и разные ученые, писатели, журналисты. Очень многие приезжали отовсюду. Даже из-за границы... Но есть и еще один вопрос, на который хочу обратить внимание. Связан он с камином. На нем удалось, так сказать, оживить этюд, за решением которого отец и изображен на картине. Как с этим быть?
- Извините, но я не пойму, что значит «удалось оживить этюд»?
Александр Васильевич тотчас расставил позицию на доске.
После этого хозяин пододвинул высокий стул к камину и, держась левой рукой за стенку, правой взялся за белого коня. Снизу этот конь казался неподвижной лепной фигурой. Однако при плавном вращении он легко вышел из своего гнезда. Вынув коня, Соколов аккуратно вставил его в гнездо другой клетки и громко сказал: «Мат черному королю!»
В тот же миг раздался легкий приятный звон. Шахматная доска, казавшаяся снизу частью стенки камина, откинулась вниз. Я увидел темное квадратное отверстие, черную клетку g1 шахматной доски, на котором король получает «спертый мат».

А.ТРОИЦКИЙ, 1897


Выигрыш

(У наших читателей есть возможность самостоятельно решить этюд. Оценка – 7 баллов в зачет конкурса «Творчество юбиляров» – Р.В.)


comments (Total: 2)

Простите.вы не знаете где можно купить недорого старинные шахматы из слоновой кости?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
В углу картины дата - 1898 г. и неразборчивая подпись художника. Название полотна – «Спертый мат», автор - Е.Сатонина, Казань. Эти данные не правильные, автор художник Галина Сатонина и год написания картины тоже не правильно. С уважением Елена Миллер.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir