ИСПЫТАНИЕ “СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕЙ”

Вариации на тему
№19 (419)

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР ИНДИАНАПОЛИСА - едва ли не самый мой любимый балетный театр с классическим репертуаром в Америке. Во всяком случае ко всему, что происходит в этом театре, я отношусь с большим интересом и уважением. Во главе театра уже много лет стоит Эльдар Алиев, в прошлом - премьер балета Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Талант танцовщика и талант руководителя театра чаще всего не совпадают.
Но данный случай - исключение из правил. Алиев оказался умным и понимающим свои задачи руководителем. За десять лет он создал балетную труппу высокого уровня. Он вырастил нескольких прекрасных премьеров, у него работают очень хорошие солисты. Репертуар театра подобран со вкусом, состоит из балетов классического наследия и современных спектаклей. Большую роль в профессиональном росте труппы, естественно, играют первоклассные репетиторы, в основном - русские. Прежде всего - Ирина Колпакова, прима-балерина с мировым именем; Владлен Семенов, в прошлом - так же, как и Колпакова, - был премьером Кировского балета, затем москвичка Татьяна Палий, которая сама несколько лет была ведущей балериной театра в Индианаполисе и, естественно, сам Алиев. (Репетитор американка Дэйл Шилдс много лет работает в труппе и хорошо знает русскую школу). Все эти педагоги - представители традиционной русской классической школы, сложившейся к середине ХХ века. На родине этой школы, в России, она продолжает развиваться, что естественно и необходимо, ни одно самое совершенное явление в искусстве не может оставаться долгое время конечным результатом. Но для Америки усвоение традиционной русской школы - огромный прогресс. Балетные школы Америки не имеют какой-то единой системы преподавания, а потому педагоги в основном заботятся о технической крепости своих учеников.
Русская школа учит красоте исполнения, красоте танца, что совершенно необходимо танцовщикам театров с классическим репертуаром. Словом труппа достигла того профессионального уровня, на котором театр мог достойно показать один из труднейших классических балетов - “Спящую красавицу” П.И.Чайковского. Это было испытанием профессионального уровня труппы, и театр вышел из этого испытания с честью.
Балет “Спящая красавица” был поставлен Мариусом Петипа. Алиев возобновил спектакль, используя редакцию этого балета, сделанную Константином Сергеевым.
Премьера “Спящей красавицы” состоялась в 1890 году в Мариинском театре. Со времени премьеры балет прошел через руки различных редакторов. После революции, когда многие ведущие танцовщики уехали за границу, в театре возникла опасность потери классического репертуара. В 1922 году Федор Лопухов, которому Россия обязана сохранением классического балета в то смутное время, возобновил и “Спящую красавицу”. В 1952 году Константин Сергеев создал свою редакцию.
Когда сейчас многие русские балетные деятели, глядя сквозь розовые очки в прошлое, стали говорить о грамотности редакций Сергеева, мне всегда хочется напомнить им историю с переделками “Спящей красавицы”: Сергеев практически разрушил такой шедевр Петипа, как так называемый “акт нереид”.
В этой картине Фея Сирени показывает принцу Дезире видение Авроры. Принц влюбляется в Аврору и отправляется на поиски реальной принцессы. Балерина в этой сцене появляется в окружении женского кордебалета. В балете Петипа Фея Сирени сопутствовала встрече Авроры и Принца. Даже в дуэтном танце Петипа создавал иллюзию “видения”, Аврора как будто “проходила” сквозь руки партнера, не задерживаясь. Таковы мои воспоминания о балете до 1952 года. Сергеев ставил свою редакцию для примы театра, своей жены Натальи Дудинской. Это была очень сильная в техническом отношении балерина, но ее танец был лишен романистических или лирических красок. По-видимому, в угоду Дудинской Сергеев поставил вполне “земной” дуэт для Авроры и Принца, лишив его волшебного очарования. Помню, как Аврора появлялась тогда не на фоне кордебалета, а Принц выносил ее на высоко вытянутых руках. Аврора “лежала” у него на руках в позе спящей девы, как будто он только что поднял ее из постели. Затем следовал вполне обычный классический дуэт, весьма формальный, т.е. не раскрывающий настроения музыки и смысла всей сцены.
Естественно, Сергеев переделал и танцы кордебалета. Надо сказать, что эта редакция Сергеева вызвала тогда в балетном мире такое возмущение, что Сергееву пришлось восстановить хореографию Петипа. Сергеев вернул в балет гениальный ансамбль, но что-то от его постановки осталось, закрепилось в этой картине (кстати, поддержка, о которой я говорила). Помню, как известный критик и историк балета Юрий Слонимский, посмотрев мои фотографии восстановленной картины, сокрушенно сказал:” Этих движений не было у Петипа, но в будущем все будут говорить, что так и было”.
Я рассказала эту историю “давно минувших дней”, поскольку Алиев воспользовался именно сергеевской хореографией сцены “видения”, и это является единственным, на мой взгляд, недостатком возобновления балета Петипа в Индианаполисе. В целом же я получила настоящее удовольствие от спектакля. Театру удалось создать сказочное, волшебное представление, а для зрителя это - главное.
После премьеры Ирина Колпакова, которая являлась одной из лучших исполнительниц партии Авроры в Мариинском театре, сказала мне, что она никогда не думала, пока танцевала, что “Спящая красавица” - такой трудный балет. Действительно, этот балет Петипа своего рода “азбука” классического балета. И этой азбукой труппа не только овладела, но и станцевала на хорошем уровне. Составы неравноценны, но они неравноценны почти во всех театрах. Аврору на премьере танцевала прелестная японка Чико Ойва, нежная и лирическая танцовщица. Она закончила балетную школу в Японии, но училась у русского педагога Вадима Гуляева, в прошлом - премьера Кировского балета, поэтому русский стиль исполнения ей был привит еще в процессе обучения.
Исполнитель Принца Огулсан Борова учился танцу в Турции. В театре он буквально “вырос” у меня на глазах: я видела его во многих ролях, начиная с эпизодических. В 2003 году Борова стал победителем Международного Нью-Йоркского конкурса артистов балета и получил золотую медаль. По характеру своего дарования Борова - скорее “социальный” герой, чем исполнитель благородных принцев. Но, повторяю, владение русской исполнительской манерой, которую ему привили репетиторы, дает танцовщику возможность имитировать это благородство.
Удовольствием было смотреть на исполнительниц фей и персонажей французских сказок. Красавица Жанна Синицина(из того же Мариинского театра), кореянка Со Йон Ман (еще одна моя “любовь” в этом театре, выпускница московской Академии балета, незабываемая Белая кошечка), Вадим Пыжиков (выразительная Фея Карабос, по традиции ее почти всегда исполняют танцовщики-мужчины), “ветеран” труппы Карен Скальзитти-Кеннеди и другие. В театре, как видите, много танцовщиков из русских театров или бывших учеников русских школ.
Среди других артистов: Ирина Комаренко (Аврора), Алексей Туков (премьер, должен был танцевать Принца, но из-за травмы ноги исполнял только одного из женихов Авроры), Нурлан Абугалиев (Принц, Голубая птица), Мария Тукова (Белая кошечка), Иван Козлов, бывший танцовщик театра Бориса Эйфмана (Кот, Жених Авроры). Сильная солистка Рашель Рутланд Марьяновская родом из Колумбии. Но и она не только закончила Вагановскую балетную Академию в Санкт-Петербурге, но и танцевала некоторое время в Петербурге в театре Аскольда Макарова. Американка Шелби Дайер закончила школу Андрея Босова в Мейне. Некоторые танцовщики - выпускники индианаполисской школы, директором которой является Владлен Семенов. Не могу всех перечислить. Я только хотела показать, что театр создан Алиевым на основе русской школы, что облегчает работу репетиторов, труппа танцует в едином стиле, что не всегда происходит в американских театрах. В целом театр, созданный Алиевым, - это бастион русской балетной культуры в Америке.
Я подробно остановилась на составе труппы, хотя имена танцовщиков ничего не говорят сегодня читателям нью-йоркской газеты. Но весной следующего года театр, наконец, приедет на гастроли в Нью-Йорк. Я думаю, что любители балета непременно должны посмотреть спектакли этой необычной труппы. Балеты идут на высоком художественном уровне, так что самый неискушенный зритель получит удовольствие от спектаклей. Я думаю, что и артисты этого театра найдут поклонников среди нью-йоркского зрителя.
Прилетая время от времени на спектакли театра, я заметила, как возрос интерес к балету в Индианаполисе. В жизни этого города спорт традиционно играет гораздо большую роль, чем театр. Но все больше зрителей стало посещать балетные спектакли. На представлении “Спящей красавицы” половина зала были дети. Празднично одетые, дети как завороженные смотрели довольно длинный и трудный для маленького зрителя балет (трудный, поскольку невероятно насыщен разнообразными формами классического танца). В антракте, естественно, по залу кружились будущие “анны павловы”...
Думаю, что многие из них станут постоянными зрителями балетных спектаклей. Упорство, с которым Алиев создает свой театр в сложной обстановке “небалетной” Америки, дает положительные результаты. Создавать и показывать красоту в самых совершенных формах - это в наше время не только искусство, но и в некотором роде миссия.
Театр начинает приобретать и международную известность, его гастроли запланированы во многие страны мира.

Фото автора


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir